Статья на тему Развитие коммуникативных способностей у учащихся на уроках истории через критическое мышление


ГУ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Г.ТЕМИРТАУ»
КГУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №31 Г.ТЕМИРТАУ»
АВГУСТОВСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ-2013
«КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА»
Выступление на секции учителей истории
Тема выступления: «Развитие коммуникативных способностей у учащихся на уроках истории через критическое мышление»
Выступила: Жаманбаева Роза Назеновна, учитель истории
Темиртау – 2013 год
В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
В 2012-13 учебном году мною были пройдены курсы повышения квалификации по программе АОО «НИШ».
Основная задача «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. В основу Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствует ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.
Основное содержание Программы представлено в контексте 7 модулей:
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Использование ИКТ в преподавании и обучении.
Обучение талантливых и одаренных учеников.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Управление и лидерство в обучении.
Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет не только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Размышления о данной конструктивистской теории, меня полностью убедили, что подходы, основанные на конструктивистских теориях(Hattie, 2009), дадут намного больше пользы в преподавании, как учителю, так и ученику, но конечно в первую очередь это положительно скажется на ученике.
Работа по модулю критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Курсы состояли из 3 этапов.
Придя в школу, мы приступили ко второму этапу курсов повышения квалификации по новой Программе «Практика в школе». Здесь передо мной стояла, следующая задача, все знания, которые я получила в ходе первого этапа «Лицом к лицу», необходимо реализовать на практике.
Новые подходы в обучении дети приняли с интересом, но я как, учитель видела, что для них это затруднительно. Однако, они, преодолевая трудности, шли вперед, помогая реализовывать новые подходы в преподавании, которые мы изучали на первом этапе.
В ходе «практики в школе», я столкнулась с такой проблемой, что ученики привыкли к пассивному восприятию информации, поэтому сложно было их переориентировать на умение обучаться, на активное участие в учебном процессе.
В ходе моих наблюдений за детьми во время практики, пришла к таким выводам, что диалог способствует развитию мышления учащихся, то есть учитель дает возможность детям делиться своими мыслями, не акцентируя внимание на определенных шаблонных ответах, то есть, никак нельзя обойти диалоговое обучение, которое помогает учащимся критически мыслить. Каждый урок был построен на диалоге, как учитель-ученик, так и ученик – ученик. Задания составляла с учетом возрастных особенностей учащихся. Если же ученик затруднялся, то я консультировала, направляла его в правильное русло.
С помощью модуля критическое мышление, мы формировали умение отвечать на такие вопросы как: Почему? Зачем? Для чего? С какой целью? Таким образом, дети научились рассуждать, анализировать, самостоятельно добывать знания, оценивать себя и одноклассников. Раньше я задавала вопросы высокого порядка одним ученикам, а вопросы низкого порядка другим. После прохождения первого этапа курсов «Лицом к лицу», я поменяла представление о том, что вопросы высокого порядка могут задаваться определенной категории учащихся, поэтому придя на практику в школу, задавала вопросы высокого порядка всему классу.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Стадия рефлЕксии. Обобщение материала, подведение итогов.
Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии достаточно много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках истории.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Приём «Толстый и тонкие вопросы» используется в следующих обучающих ситуациях: для организации взаимоопроса, для начала беседы по изучаемой теме, для определения вопросов, оставшихся без ответа.
Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» используется в стадии осмысления.
Приём «Составление кластера»
Наблюдая за работой учащихся, над их умением анализировать содержание учебного материала, оценивать преимущества и недостатки имеющих доказательств, соответственно их возрастным особенностям, я пришла к выводу, что не все ученики умеют обобщать и делать заключения, и необходимо развивать критическое мышление учащихся постепенно.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроках. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию.
Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются полноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями».
На каждом уроке, которые проводились в период «практики в школе» я направляла детей к тому, чтобы каждый мог развивать свои способности через критическое мышление. Было видно по реакции детей, что им это интересно, и они готовы постигать новое. В дальнейшем, я буду применять модуль критического мышления. Моя задача, научить детей учиться, а критическое мышление позволяет решить данную задачу, улучшить процесс обучения детей, что является для учителя важным.
Думаю, что учитель должен быть только «направляющим», потому что учитель - управленец не может развить у учащихся способность мыслить критически, так как традиционными формы работы не могут реализовать идею вовлечения детей в учебный процесс.
Качественное преподавание не только становится возможным при наличии условий для обучения, более того – оно зависит от них. Компетентный учитель «регулирует» составляющие преподавания в соответствии с тем, что наиболее применимо в конкретный момент по отношению к учащимся, окружению и образовательным ресурсам. Качество и степень зависит от того, как учитель адаптируется к имеющемуся контексту.
Таким образом, качественное преподавание, представляющее собой связь между множеством элементов в лице учителя, становится возможным при создании определенных условий, от которых он сам в равной степени зависим. Качественное преподавание может быть представлено как симбиоз обучающихся, окружающей среды и возможностей преподавания и обучения.
Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи называет «самоцелью» и, что Райан и Деки называют внутренней мотивацией. Развивая в учениках самомотивацию с помощью умело построенного процесса обучения, учитель достигнет таких результатов, как полное усвоение материала. Что является самым главным в преподавании и обучении. Опираясь на данные утверждения, я сделала предположение, что ученику необходима поддержка со стороны взрослого, либо компетентного лица, то есть учителя.