Выступление на тему Использование модуля программы критическое мышление на уроке в нач.классах


Рефлексивный отчёт
об использовании модуля программы критическое мышление при планировании серии последовательных уроков
«Мышление собирается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятие о предмете».
Л.Выгодский
Учителем начальных классов я работаю уже тридцать один год. Каждый набор детей ставит передо мной определённые проблемы. Каждый раз я задаюсь вопросом, что я должна сделать, чтобы мои уроки были интересными, продуктивными, чтобы мои ученики стали успешными не только в учёбе, но и в жизни. Как известно начальная школа закладывает фундамент «дома знаний». И если «фундамент» будет непрочный, то здание развалится. На мой взгляд, чтобы ученики стали успешными в полном смысле этого слова, они должны добыть знания сами, пропустить через себя и, конечно же, применить полученное на практике.
Я считаю, что именное технология критического мышления, учит ребёнка самостоятельно мыслить, пропускать информацию через себя, структурировать и передавать информацию, т.е., чтобы другие узнали об «открытие», которое он сделал. Будет правильным если основы критического мышления начать развивать в начальной школе для того чтобы развить необходимые навыки.
Если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием. (Бруер, 1993 ) Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление. Еще в 1933 г. Джон Дьюи, американский педагог-новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д. 2000).
Дайана Халперн рассматривает критическое мышление как использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. ( Халперн Д. «Психология критического мышления»,2000). Критическое мышление должно стать основой для образования людей, а учитель становится важным звеном в этом процессе.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. ( Загашев И. О. ,2003).
Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. (Руководство для учителя с. 154).
Действительно, модуль критическое мышление - это новый взгляд на урок. Применение новых стратегий позволяет урок сделать живым, увлекательным, нужным для ученика. Кроме этого, во время проведения уроков с использованием данного модуля, происходит развитие познавательных процессов учеников, таких как память, внимание, мышление, восприятие. Что очень важно именно в начальных классах.
Каждый ребёнок хочет, чтобы его заметили, видели в нём личность, уважали его потребности и желания. Он старается самоутвердиться в игре, в общении, в творчестве и этому способствует модуль критического мышления.
Я заметила, что ребята по мере проведения серии последовательных уроков постепенно стали сами конструировать процесс обучения: ставят цели, реализуют их, отслеживают конечный результат. Если раньше они механически знакомились с информацией, и эта зубрёжка не давала положительных результатов, то на проведённых уроках они внимательно изучали, анализировали, делали выводы по предоставленной информации.
Непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагает детям возможности намерения практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальными, более личностно – значимыми способами. Они «бросают вызов» традиционному акценту на обучение посредством учебника, и учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. (Руководство для учителя с. 156)
На своих уроках я использовала модули Программы, которые во время проведения урока, переплетаются с модулем критического мышления. Я остановлюсь на тех стратегиях, которые я использовала при проведении серии последовательных уроках во время практики.
В начале каждого урока я старалась создать проблемную ситуацию или, по крайней мере, объявить два противоречащих друг друга факта. После этого посредством диалога или беседы «ученик – учитель» или «ученик – учитель» дети старались сформулировать тему и цель урока. В процессе того, как мы осуществляли диалог, учащиеся актуализировали имеющиеся у них знания, а также определяли, что они не знают для решения поставленной проблемы.
Тема первого урока из серии последовательных уроков «Виды предложений». В четвёртом классе дети уже имели определённые знания по этой теме. Поэтому я предложила ребятам написать мини-эссе на тему «Предложение». Детям предстояло вспомнить то, что они знают о предложении, суметь сформулировать свои мысли в письменной форме.
Эссе.
«Я думаю, что предложение это несколько слов. Все эти слова должны стоять в определённом порядке ,и тогда получится предложение.» Ученик Д.
« Предложения могут рассказывать, спрашивать, приказывать. Не мешайте работать! Почему не выполнил домашнее задание? Пойдешь вечером гулять?» Ученица А.
«Слова в предложении связаны по смыслу. Первое слово пишем с большой буквы, а в конце ставим точку». Ученик М.
Были и такие. «Предложение это разные слова. Предложения состоят из речи».
Во время прослушивания дети сравнивали, анализировали, делали выводы. Затем обсуждения перенесли в группы. Совместно подготовили выступление от группы. Свои выступления ребята начали со слов «Мы знаем, что ….».
Важно отметить, что применение данной стратегии  было эффективно в данном классе  по той причине, что ученики чувствовали себя свободно,  свободно выражали свои мысли отстаивали свое мнение данная ситуация помогла мне узнать на сколько они   понимают данный вопрос и как они могут его обсудить используя все свои способности.
Ученикам было работать комфортно. Сильные и средние ученики,  размышляя над данным вопросом, подталкивали слабых учеников так, что слабые учащиеся не заметили сами как стали отвечать  и предлагать новые идеи.
Далее группы обратились за информацией. (Учебник русского языка для 4 класса, раздаточный материал, справочные пособия). Каждая группа получила своё индивидуальное задание. Выступления готовили на постерах. Наступило время презентации. Что для меня было удивительным, ребята определили в группе кто, что будет презентовать и в результате не было одного выступающего от группы, говорили все. По выступлениям я увидела, что ребята не только познакомились с информацией, они сравнили её со своими первоначальными знаниями, проанализировали, синтезировали данные и подготовили хорошие выступления. Во время групповой работы были видны лидеры, которые координировали работу группы, но были и такие которые наоборот своим «я» мешали работе. Здесь необходимо было моё вмешательство.
Следующая стратегия технологии критического мышления «Верные и неверные высказывания», помогла определить уровень усвоения материала по теме. Детям было предложено восемь заданий. По результатам взаимопроверки 8 из 8 заданий выполнили 90% учащихся, 10% выполнили 6 заданий из 8. Данные результаты показывают, что основную цель урока ребята достигли, т.е. они научились определять предложения по цели и по интонации высказывания. При подведении итога урока я использовала рефлексию содержания урока «Я не знал(а), теперь знаю…». Данное действие помогло мне увидеть, что, к сожалению, не все ученики могут правильно оформить свои мысли, а хорошо то, что они пытаются это сделать. Но всё же большинство детей ушли с урока не только с зафиксированным результатом, а во время рефлексии выстроили свою смысловую цепочку, сравнили свои результаты с результатами других учеников.
На втором уроке, на этапе актуализация знаний, я применила стратегии «Я предложение…» и графический диктант. Данные стратегии помогли мне выяснить степень усвоения предыдущего материала.
Плавным переходом к этапу ознакомления с новым материалом послужила стратегия «Вопрос-ответ». Дети заполняли таблицу «Знаю, хочу знать». Именно эта стратегия послужила импульсом к изучению нового материала. После изучения информационного материала с использованием слайдовой презентации ребята в группе готовили выступление по теме «Главные члены предложения». Каждая группа представляла свою группу предложений с выделенной грамматической основой. На данном этапе дети формативно оценивали работу своих одноклассников. Для этого использовали два сигнала светофора «красный» - не согласен, «зелёный» - согласен. Для того чтобы ребята смогли проанализировать и осмыслить свои достижения я применили рефлексию «Я знаю…, я могу…».
На дом детям было предложено составить три вопроса по теме «Предложение» для своего товарища. В качестве помощника детям была таблица, которая помогла бы ребятам составить вопросы. А для кого именно они будут готовить вопросы, необходимо было взять карточку с именем. Задание детям понравилось.

"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто?
Что?
Когда?
Как звать ...?
Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
 "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”.
Ф.Бекон. 
На третьем уроке при использовании стратегии «Вопрос-ответ» дети задавали друг другу вопросы, которые они подготовили дома для своих одноклассников. Наиболее интересные вопросы:
- Верно ли, что предложение это законченная мысль?
- Можешь ли ты определить грамматическую основу в предложении « С моря дул сильный порывистый ветер»?
- Почему вы думаете что предложение «Как прекрасно поют птицы» восклицательное?
В основном ребята составили «толстые» вопросы. Данная стратегия позволила актуализировать и обобщить у учащихся знания по теме «Предложение», вызвала интерес к изучаемой теме, мотивировала к учебной деятельности учащихся, побудила учеников к активной работе. Кроме этого дети внимательно выслушивали ответы своих одноклассников, если требовалось, корректировали ответы, делали формативное оценивание.
В группе, с использованием информационного материала, ребята готовили выступление по теме «Распространённое и нераспространённое предложение». Наблюдая за работой детей, я видела, как постепенно они учатся работать в группе. Ребята более активно включаются в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, высказывают и презентуют свои идеи. Усвоение материала стало более эффективным и осознанным. Во время выполнения уровневых заданий ребята стремились выполнить все уровни, начиная с первого уровня. Каждый достиг своего уровня.
Для того, чтобы узнать и понять эмоциональное состояние моих учеников в финале занятия, то на сколько был продуктивным урок я использовала рефлексию «Сегодня мы…». Ребята по цепочке высказывались о значимых для них ценностях урока.
57152806065Стратегия «Верные и неверные утверждения», которую я использовала на четвёртом уроке, была интересна тем, что ученикам дается возможность критически мыслить, что и подразумевает идея данной технологии. Ребята находили верные и неверные утверждения. Доказывали правильность своего суждения. Для организации познавательной деятельности я использовала презентацию. Проведя исследование предложений, ребята определили тему урока. Основываясь на свои знания, дети составили кластеры о второстепенных членах предложения. Следующий слайд презентации помог осмыслить информацию - соотнести новые знания с уже имеющимися.
На данном уроке я предложила детям в группах разработать критерии индивидуального оценивания. Разрабатывая критерии, ребята как бы анализировали собственную деятельность в процессе обучения. Кроме этого они учились оценивать не только свою деятельность, но и деятельность группы. Оцениванием можно стимулировать поиск нестандартных путей решения тех или иных ситуаций. Чем компетентностей ответ, тем оценка выше. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры [2, Конаржевский Ю.А., Анализ урока, Москва, 2003].
После проведения каждого урока приходилось осмысливать все моменты урока, чтобы проанализировать, что получилось хорошо, а что не очень, а что может совсем пошло не так как мне хотелось, затем предпринять какие-то другие шаги для получения лучшего результата.
Важным фактом для меня является понимание того, что мои ученики были довольны работой в группах, так как именно эта форма работы дала возможность им для проявления лидерских качеств. Проявляя лидерские качества, учащиеся помогали друг другу справляться с заданиями на уроке и отвечали эффективно на вопросы на этапах вызова и осмысления. Выступая организатором процессов обучения - у учеников формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. При постановке проблемы в процессе обучения уделялось внимание ее актуальности.
В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным , устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив. (Руководство для учителя, стр.159)
Данная технология обучения привлекает моё внимание как одна из современных и эффективных. На мой взгляд, мне удалось применить пусть не все, но большинство из её стратегий. Работа в парах, работа в группах, процесс формирования у учеников собственного отношения к изучаемому материалу – вот далеко не полный перечень форм и методов моей работы. Отличительная особенность – учить детей мыслить, анализировать, доказывать, аргументировать, выбирать правильное решение. И конечно же, еще  много проблем стоит передо мной, чтобы работа на уроке была доведена до совершенства.
  В дальнейшем я буду реализовывать в своей практике модуль критического мышления, я понимаю, что в течение месяца невозможно получить всю информацию по модулю и реализовать его. Поэтому я буду изучать дополнительный материал, который будет мне помогать в моей педагогической деятельности.
Критическое мышление
Наблюдают анализируют делают выводы интерпретируют
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ruCелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.