Выступление на тему Самооценка в начальной школе, как способ формирования личностных и регулятивных универсальных учебных действий


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова»
Выступление на РМО учителей русского языка на тему
Самооценка в начальной школе, как способ формирования личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
учителя начальных классов
Леонардовой Елены Александровны.
Порхов, 30. 03 2016 г.
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги. - Тема моего выступления «Самооценка в начальной школе, как способ формирования личностных и регулятивных универсальных учебных действий»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности обучающегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Слайд 2
Если раньше основной целью обучения было формирование предметных знаний, умений и навыков, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения.
Достоинством стандартов второго поколения можно считать - создание программы универсальных учебных действий.
Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Слайд 3
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Рассмотрим подробнее личностные и регулятивные действия.
Слайд 4
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Слайд 5
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Чтобы сформировать, добиться таких результатов, мы остановимся на самооценке обучающихся, как способе формирования личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
Уже в начальной школе у учащихся могут быть сформированы умения самооценивания (рефлексии) - это делается планомерно от урока к уроку.
Слайд 6
Что же такое самооценка?
Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих.
Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому педагогу важно следить за формированием самооценки.
Слайд 7
Вот некоторые приёмы формирования навыков самооценки, которые мы используем, на уроках.
Эти приёмы помогают развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки и ошибки одноклассников.
Ориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье.
Слайд 8
«Светофор» применяется для самооценки внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.
Можно рисовать на полях или показать учителю и одноклассникам: Жёлтый – работа прошла успешно Зеленый – что-то осталось непонятным Красный – есть значительные затруднения.
Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.
Слайд 9
Словесные приёмы.
Мы предлагаем выбрать и продолжить любое предложение. «На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… дети, оценив свою работу, поднимают руку и продолжают предложение.
Важно обращать внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
Слайд 10
Также на уроках мы используем Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):
1) В чём заключалось задание?
2) Удалось получить результат?
3) Полностью правильно или с ошибкой?
4) Полностью самостоятельно или с помощью?
5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки?
6) Какую сам поставишь себе отметку?
Слайд 11
Словесная самооценка и взаимооценка учит детей задумываться, выражать свои мысли словами. После самооценки ребёнка, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки. 
Однако следует помнить, что для публичной словесной самооценки нужно выбирать наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате). Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ другого товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не задевает отвечающего ученика, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.
Слайд 12
- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а красным ту, которая не получилась.
- Также используем приём сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, дети проверяют по образцу.
- Нравится нам и игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.
Слайд 13
- Цветная оценка.
Внизу страницы ученики рисуют три круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке проверяющий подписав своё имя, а третий круг закрашивает учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жёлтый - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой. В начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
Слайд 14
Для формирования адекватной самооценки на уроках используется два вида оценок ученика: прогностическая и ретроспективная. Прогностическая оценка ставится учеником перед выполнением работы. Дети предполагают, на какую оценку они справятся, выполняя то или иное задание, проверяя то или иное умение. Выполнив и проверив задание,  учеником ставится объективная оценка – ретроспективная. Оба вида этих оценок обязательно должны предшествовать оценке учителя. После проверки учитель оценивает работу и анализирует, совпала его оценка с оценкой ученика или нет. Если в большинстве работ оценки совпадают, то можно сделать вывод, что у ребёнка формируется адекватная самооценка. Ученики так же сравнивают свои оценки с оценками учителя. Если в работе  есть ошибки, ребёнок имеет возможность видеть конкретные причины неуспешности и легко сориентироваться, какой материал необходимо повторить еще. Такая работа помогает ученику увидеть, каких знаний не хвалило и что он может предпринять в дальнейшем. На этом этапе ребёнок формулирует собственные рекомендации или дальнейший план действий.
Слайд 15
«Говорящие рисунки» Например: изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй спокойное лицо. Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
Слайд 16
В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания самостоятельно. 
Слайд 17
Учитель должен помнить, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью Самооценки помочь ученику найти свой уровень успешности.
Базовое умение самооценки сформировано тогда, когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.
Вывод из всего сказанного формирование самооценки - это долгая, кропотливая работа.
Слайд 18
Спасибо за внимание.
Источники информации: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[составитель Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2010. http://nsportal.ru/sites/default/files/Razvitie_mehanizma_samoocenki_kak_neobh._usloviya_uspeshnosti.doc Н.Ф. Ляпунова «Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся» http://ru.wikipedia.org http://www.loghelp.ru/samokontrol.html  http://slovari.yandex.ru/