Статья Реализация системно — деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.»


Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.»
Найти путь к ребенку, заинтересовать его, чтобы процесс обучения стал эффективнее - самое сложное в педагогической деятельности. Как же это сделать?
Поиск ответа на этот вопрос определил во многом мои педагогические взгляды, заставил по-новому осмыслить личный и профессиональный опыт, который формировался при взаимодействии с учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений, родителями учеников.
Именно под их влиянием я выстраивала свою педагогическую деятельность в современной школе.
Новые социальные запросы, отраженные в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах второго поколения, требуют, чтобы у выпускника была сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а сформированы ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах. На мой взгляд, деятельностный подход к обучению решает именно эту задачу, так как способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, формированию общекультурных и метапредметных умений, социальной адаптации и успешности личности.
Урок — это мастерская, где создаются условия для того, чтобы каждый ребенок смог сам создать те знания, которые явились бы знаниями самостоятельного поиска. Большое внимание в данной технологии уделяется формированию у учащихся умения высказывать и проверять свои предположения. Я стараюсь приучать школьников давать обоснованные ответы не только на вопрос «почему?», но и «почему именно так, а не иначе», учить детей обмениваться мыслями о способах решения учебных задач не только с товарищами, но и в «споре с самим собой».
Общий план урока по данной методике выглядит следующим образом:
1. Постановка учебной задачи.
2. Решение учебной задачи.
3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме).
4. Моделирование общего способа умственной деятельности.
5. Конкретизация изучаемого понятия.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
Непосредственным результатом деятельности на уроке считаю формирование ключевых компетенций: предметной, коммуникативной, информационной, социальной, культурологической, рефлексивной.
Одной из форм деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
При проведении учебных занятий стараюсь использовать различные виды уроков: интегрированные уроки урок – практикум уроки развивающего контроля
урок – лекция урок – семинар урок – исследование
Осуществляю деятельностный подход с применением разнообразных инновационных технологий:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
дифференцированный подход к обучению;
создание ситуации успеха
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Использую такие методы, как создание синквейна, работа с тестами, написание мини-сочинений , метод письменного контроля, открытый диалог
Используя методы самообучения, я стараюсь создать условия для самостоятельной индивидуальной работы учеников на уроках с дидактическим материалом, энциклопедиями, справочными пособиями. В этом случае моя роль – роль консультанта. Такая организация учебного занятия позволяет мне решить важные задачи:
первая – учебная – качественное усвоение знаний, умений, навыков;вторая – организационная – установление преемственности содержания обучения;
третья – психологическая – развитие навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, формирование умения делать выбор, адекватно оценивать собственные возможности и интересы.
Творческое сотрудничество и сотворчество с учащимися позволяет мне добиваться высоких показателей в работе. Наблюдается положительная динамика учебных достижений, что свидетельствует об уровне сформированности у них общеучебных умений и навыков.
Деятельностный аспект обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной.
В этой работе выделяю следующие направления: ведение элективных курсов; работа над проектами, экскурсии, посещение театра; проведение совместных мероприятий с библиотекой, музеем.
Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Возможность создания собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.