Концепция педмастерства Педагогические приемы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения


МКОУ Воронцовская СОШ









Концепция «Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»









Составитель:
Воржева Людмила Анатольевна
учитель начальных классов








2016 год.



Чтение должно стать для ребёнка
очень тонким инструментом
овладения знаниями и вместе с тем
источником богатой духовной жизни.
В.А.Сухомлинский
Аннотация
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения.
Пояснительная записка
Сегодня, современные дети в условиях преобладания телевидения и Интернета не читают, потеряли интерес к чтению книг. Я задумалась, почему пропадает «вкус» к чтению. Ведь, когда читает мама в детстве, все с удовольствием слушают. Обсудив эту проблему со своими учениками, решили провести небольшое исследование. Инициативная группа класса составила вопросы, с целью формирования мотивации к чтению (Приложение 1) Мы выяснили, что причины снижения читательского интереса связаны с тем, что в наше время многие заботятся о своём материальном благосостоянии, в связи с этим у современного человека не хватает времени на чтение книг.
В  настоящее  время  социуму  необходим  человек,  умеющий  добывать  самостоятельно  новые  знания  и  применять  их  в  разнообразной  деятельности.  Все  эти  знания  может  дать  нам  правильно  подобранный  источник  информации,  одним  из  которых  является  книга. Именно  в  книгах  мы  можем  найти  ответ  на  интересующий  нас  вопрос. 
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до регулярного чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой.

Содержание концепции
В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”.
Литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Я задумалась, что надо сделать для того, чтобы вызвать интерес, любовь к чтению? Нужна, конечно же, мотивация.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Цель моей педагогической концепции – повышение мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачу – использовать разнообразные педагогические приёмы на уроках литературного чтения, из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для моего класса.
Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Литературное чтение – особый урок в плане эмоционального, эстетического развития личности, а потому необходимы и особые условия его проведения. Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. (Приложение 2)
Решающая роль в развитии мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. В 1-2 классах, важно подчеркивать коммуникативную роль книги. Как это делать? Чаще спрашивать ребенка, что ему хочется слушать и читать, устраивать комбинированное чтение, прерывистое с паузами для короткой беседы-стимула, комментированное чтение (с объяснением трудных слов, эпизодов), переключение с текста на иллюстрацию и наоборот. Необходимо спрашивать ребенка, нравится ли ему книга, давать рассмотреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Учащиеся 3-4 классов находятся на вершине читательского развития в начальной школе, они могут сформулировать 5-6 мотивов чтения. Развитию мотивации чтения способствует, прежде всего, методика урока литературного чтения, когда учитель побуждает школьников ответить на ряд вопросов: «Зачем надо узнать биографию автора? Зачем мы читаем это произведение? Зачем перечитываем его в третий раз? Почему следует перечесть его дома?» если на все эти вопросы есть убедительные ответы детей, значит, целевые установки урока срабатывают – побуждают к читательской деятельности.
Цели по времени опережают формирование мотивов и ведут их за собой. К концу обучения мотивы и цели объединяются, сливаются в читательской самостоятельности. Таким образом, до 10 лет ребенок проходит путь становления самостоятельного читателя. При условии ежегодной динамики мотивов (Приложение 3).
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Те приёмы учебной работы, которые мною используются, являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.
Создание игровых ситуаций.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
«Диалог с автором».
Метод проектов
Технология развития критического мышления

Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения. ( Приложение 4)
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Солнце и ветер.

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

Л.Н. Толстой

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.

К.Д. Ушинский

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.

Л.Н. Толстой

4 .Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.

Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.

5. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
6. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.

Яша поймал таз с водой.
Он пустил щуку в поймать щуку.
Учуял добычу рыжий большую щуку.
Хотел кот зубы острые.
Только у щуки кот Пират.
Щука цапнула эту встречу!
Долго помнил кот кота за лапу.

7. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.
8. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
9. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).
10. Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

11. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

12. Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения. ( Приложение 5,6)
Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Развитию мотивации чтения способствует, прежде всего, методика урока литературного чтения. На таких уроках существует технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – достичь понимания текста на уровне содержания.
- Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
- Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию текста.
- Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
-Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
- Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).



Заключение

Исходя  из  всего  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод  о  том,  что разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. В конце года провожу анкетирование: Любите ли вы читать? Зачем вы читаете? Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше»,  «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др. Таким образом,  использование мной технологии формирования навыков чтения и литературной деятельности позволяет  повысить читательский интерес, а также качество обучения.(Приложение 7).




















Приложение 1
« Выявление причин снижения читательского интереса»
1. Анкета
1. Читает ли мама книги на ночь.
2. Больше любишь смотреть картинки или слушать, как читает мама?
3. Часто ли вы ходите в книжный магазин?
4. Большая ли у вас дома детская библиотека?
В детском саду нами было опрошено 20 детей и 20 родителей
- Родители читают книги на ночь – 5 чел. – 25% - Дети предпочитают чтение мамы, а не рассматривание картинок – 18 чел. – 90% - Родители не ходят с детьми в книжный магазин -13 чел. – 65 % - Дома очень мало детских книг – 14 чел. – 70%

Вывод: детям больше нравится, когда им читает мама, в этот момент они не хотят смотреть картинки, а только слышать мамин голос. Когда мама дома, и она занята, дети смотрят мультфильмы. Таким образом, всё начинается в семье, занятость родителей – одна из причин потери интереса к чтению и к книгам в целом.

2. Опрос «Выбор книги»
1. Как происходит выбор книги?
2. Обращаете ли внимание на внешнее оформление книги?
3. Важен ли автор и содержание книги?
4. Какой жанр предпочитаете? (сказки, рассказы, повести, басни и др.)


Вывод: Большинству опрошенных важно было красочное оформление книги, а не автор и содержание, предпочитаемый жанр – комиксы. А значит у современных детей развито клиповое мышление, которое, прежде всего, влияет на успешность учёбы и ведёт к ослаблению чувства сопереживания и ответственности.






Приложение 3
Диагностика уровня мотивации обучения
Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование, которое проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты).
 
Высокий уровень школьной мотивации
Средний уровень школьной мотивации
Низкий уровень школьной мотивации

1класс
47%
26%
27%

2 класс
50%
28%
22%

3 класс
53%
30%
17%


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выводы: Таким образом,  использование мной технологии формирования навыков чтения и литературной деятельности позволяет  повысить читательский интерес, а так же качество обучения чтению. Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к предмету, что в свою очередь ведёт к повышению качества знаний, умений и навыков.


Приложение 4
Сформированность навыка правильного чтения

Для фиксации сформированности такого навыка чтения учащихся как правильность используется следующая таблица:



Правильность чтения



Без ошибок
1-2 ошибки
Пропуск, замена, искажение
Ошиб. оконч.
Постановка ударения

1
1 класс
25%
58%
50%
25%
33%

2
2 класс
23%
41%
41%
29%
47%

3
3 класс
30%
60%
40%
15%
24%


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выводы:
Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.
Данные, приведенные в диаграмме, позволяют наглядно представить уровень сформированности одного из параметров техники чтения - правильность. Как видим, к третьему году обучения увеличивается % учащихся, читающих без ошибок, допускающих замену пропуск букв, ошибки в постановке ударения, ошибки в окончании. Однако следует отметить незначительный рост количества учащихся, допускающих 1-2 ошибки. Одной из объективных причин такого рода ошибок является желание учащихся показать высокий темп чтения во время контроля.
Приложение 5
Овладение учащимися темпом чтения по годам обучения


Фамилия, имя
1 класс
2 класс
3 класс



Количество слов

Количество слов

Количество слов


1
Дробков В.
30
42
42

2
Дроботенко Д.
11
27
30

3
Засыпкин Е.
21
42
-

4
Кирмасов Д.
20
26
30

5
Конков Д.
40
59
55

6
Крамарев Н.
58
73
90

7
Куприёва Д.
29
49
51

8
Миргородский В.
26
39
40

9
Мокану А.
34
61
77

10
Мстоян Р.
15
41
65

11
Назаренко С.
40
65
70

12
Неверова М.
12
26
30

13
Петров А.
36
70
70

14
Пименов А.
37
83
84

15
Подгорный Д..
33
68
70

16
Полянских Л.
22
57
63

17
Прошунин Д.
18
33
39

18
Резниченко Н.
18
23
34

19
Селезнёв Д.
8
20
34

20
Серебрянская А.
16
30
30

21
Спиридонова С.
49
60
63

22
Третяк А.
41
65
65

23
Цеквава Э.
46
74
90

24
Цыбулин В.
66
86
93

25
Шарф Н.
12
27
32

26
Юнаковская И.
10
22
-


Средний показатель
-
42
60

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



В таблице отражены результаты темпа чтения слов (скорость чтения в минуту) по годам обучения в начальных классах каждого ученика.
Выводы:
Средний показатель свидетельствует о том, что основная часть учащихся читает в темпе, превышающем и соответствующем норме.
























Приложение 6
Показатели техники чтения
Приведенные ниже данные подтверждают правильность выбранного подхода:
показатели техники чтения (скорость чтения) в 3 классе (2016- 2017 уч. год): читают выше нормы 36%, уровень подготовки учащихся соответствует требованиям Федерального компонента Государственного стандарта;



1 класс
2класс
3 класс

Ниже нормы
34%
28%
34%

В норме
28%
38%
30%

Выше нормы
26%
34%
36%



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

по результатам анализа тематического контроля видно, что большинство учащихся 3-в класса владеют основными параметрами техники чтения, достигли необходимого уровня обученности по чтению;
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость проведения данной работы существует и в большинстве случаев ведёт к положительному результату.

У Селезнёва Дениса повышается техника чтения. (уч – ся с ОВЗ)

Приложение 7
Анкета «Любите ли вы читать?»
1. Любите ли вы читать? Да Нет
2. Как часто вы читаете? Каждый день Когда задают в школе Очень редко
3. Чем вы любите заниматься в свободное время? Читать Смотреть телевизор Гулять
4. Какими вы пользуетесь библиотеками? Личная Школьная Поселковая Классная
5. Зачем вы читаете? Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше»,  «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

1класс

2 класс

3 класс



Высокий уровень школьной мотивации

Средний уровень школьной мотивации

Низкий уровень школьной мотивации

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Без ошибок

1-2 ошибки

Пропуск, замена,

искажение

Ошиб. оконч.

Постановка

ударения

Правильность чтения



2 класс

2 класс


3 класс

2 класс

3 класс



0

20

40

60

80

100

120

Средний показатель

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

70,00%

80,00%

1 класс

2 класс

3 класс

Ниже нормы

В норме

Выше нормы

Любите ли вы читать

?

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

1

кл

2

кл

3

кл



да

нет

Как часто вы читаете

?

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

1

кл

2

кл

3

кл





Каждый день

Когда задают в школе

Редко



15