ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

По данным журнала «Школьная библиотека» число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось на 19 %, а совсем не читающих наоборот возросло на 9 %. Отсутствие интереса к чтению является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребёнку не решить в одиночку. В работах известных учёных – методистов, педагогов – новаторов: Эльконина Д.Б., Марковой А.К., Леонтьева А.Н., Соловейчик М.С., Амонашвили Ш.А., можно найти подходы, которые обеспечивают полноценное развитие учебной мотивации на уроках литературного чтения: изучение уровня положительной мотивации младшего школьника, учёт индивидуальных особенностей развития ученика, применение элементов современных образовательных технологий, проведение нестандартных уроков, регулирование уровня сложности заданий, работа с различными источниками информации, создание благоприятной атмосферы в классе. Применение данных подходов обеспечивает создание у школьников мотива достижения успеха, желание добиваться новых, всё более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в этом возрасте развивается в нескольких направлениях. Свою деятельность лучше строить с развития интереса к знаниям, формируя тем самым широкие познавательные мотивы. В дальнейшем эти мотивы преобразовываются в интерес к способам приобретения знаний. Главная задача на этом этапе – развить учебно-познавательные мотивы. Формируя интерес к дополнительным источникам, нужно развивать мотивы самообразования. Опыт работы показывает, что только на развивающем, личностно ориентированном уроке, в отличие от традиционного, развиваются широкие познавательные мотивы. Такие уроки изменяют позицию ученика – от пассивного исполнения к активному творчеству. Для того чтобы поддержать внимание и интерес к урокам литературного чтения, нужно проводить их в нестандартной форме: урок – бенефис, урок под голубым небом, урок – снежный ком, урок – вернисаж. Проводить нестандартные уроки не чаще одного – двух раз в четверть, обычно при завершении какого - либо раздела. На таких уроках дети учатся: обосновывать свою точку зрения, обсуждают и анализируют выступление своих сверстников, учатся писать небольшие по объёму доклады.
Творческий потенциал младших школьников развивается через формирование учебно-познавательных мотивов. Для этого на уроках литературного чтения можно применять различные виды работ: творческие сочинения, составление диалога, инсценировка, иллюстрирование прочитанного, составление диафильмов. Творческие задания помогают гармонично сочетать учебно–познавательные мотивы с эмоциями и интересами учащихся. Общий смысл формирования учебно-познавательных мотивов у младших школьников на уроках литературного чтения состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровня безразличного отношения к учению к формам положительного отношения.
В литературном чтении показателем такого отношения является техника чтения. В.А. Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»? Это прежде всего владение элементарным умением – техникой чтения». Одна из главных задач – работа над техникой чтения. На уроках литературного чтения особое внимание обращать на развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Мотивы самообразования ориентируют учащихся на приобретение дополнительных знаний. Одним из способов развития мотивов самообразования является работа с дополнительной литературой. В этом младшим школьникам помогают уроки внеклассного чтения. С первого класса не просто знакомить детей с книгой, а учить читать, стараться делать, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга – источником познания мира. Линия работы с Интернетом как с еще одним источником информации поддерживается такими предметами, как литературное чтение, окружающий мир. Уроки с использованием сети Интернет формируют у школьников представление о современной информационной культуре, одним из источников которой является Интернет.
Педагог должен строить свою деятельность так, чтобы дети шли в школу с радостью, чтобы на уроке они удивлялись, радовались, чтобы научились уважать себя за знания и умения, которые у них есть. Только тогда они с большой охотой, более уверенно двинутся вперёд, за новыми открытиями, а открывая, постепенно станут оперировать своими собственными умениями.

15