Доклад на педсовет Современный урок в свете внедрения ФГОС ООО. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС ООО.


Современный урок в свете внедрения ФГОС ООО.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС ООО.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Джон Дьюи писал «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.  Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.   Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, т.е. имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции.» В.А. Сухомлинский
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, у школьников развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС ООО?
Современный урок
Развитие школьников в процессе обучения
Активная деятельность детей: работают все и работает каждый
Проблемность: маленькое открытие каждый день
Диалог: учет разных мнений, вариативность
Творчество учителя и творчество детей
Интерес детей к учению, их желание учиться
Освоение детьми способов действий
Самостоятельность учащихся
Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем
Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам
Четкость целей и ориентация на достижение результатов
Связь с жизнью, решение практических задач
Воспитание личности
Одним из ключевых понятий ФГОС стало конструирование урока. Конструктор урока содержит этапы и виды учебной деятельности ученика, способы его деятельности (универсальные учебные действия), при овладении которыми наши ученики становятся самостоятельными в процессе познания, социализированными и успешными в обществе.
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Рассмотрим современную структуру урока в рамках ФГОС ООО
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
Технологический процесс подготовки урока современного типа по- прежнему строится на известных каждому учителю этапах ( определение целей и задач урока, отбор содержания учебного материала, методов и приемов обучения, определение способов контроля и оценивания учащихся). Меняется в первую очередь сам характер взаимодействия учителя и ученика. Учитель выступает организатором продуктивной познавательной деятельности школьников, учащиеся активно включаются в образовательный процесс: ставят цели своей деятельности, планируют, осуществляют ее и оценивают результативность. Поэтому так высок на фгосовском уроке процент самостоятельной работы учащихся с обязательной последующей самопроверкой и коррекцией.
Структурные элементы урока.(Слайд)
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
в контексте требований ФГОС
Образовательные задачи учебного занятия Возможные методы
и приёмы выполнения
Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.
Приветствие.
Проверка выполнения домашнего задания
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Тесты, дополнительные вопросы, графические диктанты, заполни пропуски, разноуровневые самостоятельные работы
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта Сообщение темы и цели (В начале урока даётся проблема, решение которой будет возможно при работе над новым материалом )
Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
- Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору - Работа с определением
- Использование обыденных аналогий
-Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение.
Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий
Применение знаний и способов действий
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Разноуровневые задания из учебника, самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа
Обобщение и систематизация
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы. Учебные ситуации, «пересечение тем»
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)
Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Три уровня домашнего задания:
Стандартный минимум
Повышенный
Творческий
Подведение итогов занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты и т.п.
Существуют различные варианты типологий уроков в соответствии с ФГОС:
Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний, умений и навыков.
Повторительно- обобщающий урок.
Комбинированный урок.
Урок анализа письменных работ
Контрольные уроки и т.д.
Содержание отдельных этапов урока при введении ФГОС особенно актуальны.
Создание психологических условий для изучения нового материала Мотивация
Создание проблемной ситуации или использование иных приемов. вызывающих интерес к учебной деятельности на уроке.
Повторение изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний Актуализация
Подготовка мышления детей к изучению нового материала. Воспроизведение учебного содержания. Необходимого и достоверного для восприятия нового знания.
Подведение итогов урока Рефлексия.
Фиксация изученного на уроке материала, определение его значимости, самооценка учебной деятельности
Любой урок , независимо от его типа, включает три обязательных этапа:
мотивационно - целевой ( обеспечение появления у детей познавательного мотива. Вовлечение учащихся в самостоятельное целеполагание, определение учебных задач);
процессуальный ( организация продуктивной познавательной деятельности учащихся, использование технологий развивающего, проблемного обучения, технологии активных форм и методов обучения. Организация работы в парах и группах, реализация дифференцированного подхода в обучении);
рефлексивно- оценочный ( организация самостоятельной оценочной и коррекционной деятельности учащихся).
На этапе рефлексии целесообразно предложить учащимся осмыслить результативность своей учебной деятельности в связи с целями, которые учащиеся ставили ( вопросы : Какие цели вы ставили? Достигли ли вы этих целей? Что узнали? Чему научились?). Можно предложить отмечать знаком затруднения, которые испытывает учащийся. В конце урока каждый учащийся должен оценить результативность своей работы и обозначить результат цифрами, буквами или символами.
При подготовке урока важно определить цели урока. Именно цель определяет характер взаимодействия учителя и ученика. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных ( принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных ( освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных ( приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.
Дидактические требования к уроку:
Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков.
Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся
Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся.
Создание условий успешного учения.
Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Технологическая карта
- новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся
Структура технологической карты:
название темы;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент Проверяет готовность класса к уроку 2. Мотивация
Определение темы урока Создает проблемную ситуацию. Задает вопрос. который вызывает разные мнения Выполняют задания. выявляют противоречие 3. Актуализация знаний
Задает вопросы для выяснения объема знаний. имеющихся у учащихся по данной теме Вспоминают изученный ранее материал 4. Целеполагание Формулирование целей урока 5. Открытие новых знаний. Организует работу по поиску информации Работают с учебниками и рабочими тетрадями 6.Закрепление Повторение и закрепление учебного материала 7.Рефлексия. Предлагает назвать цели и тему. Выставляет и комментирует оценки Оценка своей деятельности. успехи 8.Домашнее задание. В результате работы по новым стандартам, я использовала разные технологические карты, которые были предложены учителями- предметниками в Интернете и пришла к выводу, что унифицированной формы подобной карты в настоящее время не существует. Поэтому каждый учитель может использовать свою технологическую карту, удобную ему.
В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока можно менят.
Создание технологической карты позволяет учителю:
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо упрочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков.  Можно долго говорить о том, каким должен быть урок.
 Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
               Хоть выйди ты не в белый свет,
               А в поле за околицей,-
               Пока идёшь за кем- то в след,
                Дорога не запомнится.
               Зато, куда б ты ни попал
               И по какой распутице,
               Дорога та, что сам искал,
               Вовек не позабудется.