Доклад «Актуальные вопросы внедрения ФГОС ООО риски и перспективные направления работы, вводящих ФГОС ООО в опережающем режиме»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»
СООБЩЕНИЕ на тему:
«Актуальные вопросы внедрения ФГОС ООО: риски и перспективные направления работы, вводящих ФГОС ООО в опережающем режиме»
РМО учителей биологии
учитель МОУ «Глубоковская ООШ» Л.В. Агеева
«26» августа 2015 года
В 2014 году пятиклассники нашего ОУ перешли на новые стандарты. Введение стандартов второго поколения во многом изменили школьную жизнь не только обучающихся, но и педагогов:
- новые формы организации обучения;
- новые образовательные технологии;
- организация внеурочной деятельности.
Однако, как и любому новшеству, имеются определенные риски реализации ФГОС ООО. К ним можно отнести возможное негативное отношение педагогов к внедрению новых стандартов; негативное отношение родителей, неэффективное управление данным процессом; отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности.
Чтобы устранить риски, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников.
Поэтому план методической работы по созданию условий для перехода школы к новым ФГОС включает в себя следующие шаги:
самообразование педагогов;
содействие развитию и формированию положительной мотивации педагогического коллектива;
системная подготовка педагогических кадров по проблеме инноваций (курсы, обучающие семинары в школе);
создание информационно-методической базы инновации, передового педагогического опыта.
Но как-бы много и хорошо мы не обучались, проблемы все-таки есть:
- избегание новых форм взаимодействия с обучающимися, связанных со страхом потери авторитета;
- боязнь ряда учителей участвовать в пилотировании ФГОС ООО, что может быть объяснено недостаточным уровнем владения содержанием Стандарта.
Одной из ключевых проблем при введении данного курса в в школах может стать недостаточная подготовка кадров. На данный момент только педагоги начальной школы прошли проблемные курсы по данному направлению деятельности.
Проблемной точкой в материально-техническом оснащении в нашей школе является отсутствие мебели, которая способна быстро трансформироваться в соответствии с формой работы на уроке (групповая, парная, индивидуальная), а также соответствовала бы индивидуальным физиологическим потребностям школьников.
Проблема в степени готовности педагогов к использованию на занятиях с учащимися ИКТ и высокотехнологичного оборудования.
Трудности внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования частично «спровоцированы» недостаточностью методического обеспечения и отсутствием УМК по некоторым предметам для 5-го класса на момент пилотного введения стандарта.
Содержание курсов в примерных рабочих программах представлено за весь курс основной школы, что вызывает определенные трудности при разработке рабочей программы для конкретной параллели. Можно предположить, что трудности реализации стандарта в этом случае связаны с неготовностью учителей самостоятельно конструировать содержание обучения по предмету.
Нельзя сказать, что оно полностью отсутствует. Зачастую учителю трудно выбрать качественный УМК, т.к. он не имеет возможности полистать, просмотреть, изучить все пособия, входящие в УМК.
Выходом из создавшегося положения является массовая переподготовка и подготовка, самообразование учителей к работе по ФГОС ООО.
Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:
к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
Неготовность детей и родителей к новому.
Пятиклассники, не прошли начальную ступень образования, отвечающую требованиям ФГОС НОО.
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):
психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Многое зависит лично от каждого учителя. Если учитель принимает новые условия и новые правила, то он будет меняться и модернизироваться. Только  от него зависит, станут ли новые ФГОСы действующими и действенными или всё останется на бумаге. 
Проблемы, которые предстоит решить в процессе введения ФГОС:
отдать приоритеты парным и групповым формам работы, что обеспечит навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности;
внедрить технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
- ИКТ
- проектная технология;
- технология критического мышления;
- исследовательская технология;
- кейс технология
сменить позицию учителя с ведущего на сопровождающего.
продолжить обучение учителя:
- приемам проектирования образовательной среды;
- алгоритму разработки учебных программ,
-проектированию УУД в учебной и внеучебной деятельности;
-технологиям, обеспечивающим системно – деятельностный подход в обучении;
- технологии оценивания результата деятельности ребенка в условиях ФГОС;
обеспечить систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП критериями и инструментарием;
обеспечить мониторинговый характер контроля.
Деятельность, сопровождающая работу в режиме ФГОС будет осуществляться по трём направлениям: кадровое, информационное, проектировочное.
Содержание деятельности Ожидаемый результат
Направление деятельности: кадровое (Повышение квалификации)
Повышение квалификации по программам, учитывающим потребности и запросы учащихся, специфику ОУ Преемственность основных ОП всех ступеней.
Изменение роли педагога: педагог -тьютор, педагог – консультант, педагог – модератор (раскрывающий возможности и способности)
Методические семинары для руководителей МО, творческих и проблемных групп Усиление роли методической службы. Готовность педагогов и управленцев школы к реализации ФГОС
Повышение квалификации на базе ИРООО, стажерских площадок и т. д. Семинары по проблемам ФГОС.
«Система оценки образовательных достижений обучающихся».
«Технология формирования УУД».
«Формы и методы организации внеурочной деятельности».
«Основные подходы к оценке сформированности метапредметных умений: читательской грамотности».
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
Организация проектной и исследовательской деятельности». Рост компетентности педагогов в реализации требований нового стандарта. Непрерывность образования.
Открытые уроки.
Разработки дидактических материалов, памяток.
Направление деятельности: информационное
Информационная поддержка работы в режиме ФГОС средствами Интернета Широкое информирование педагогов и родителей о ходе реализации ФГОС. Разработка программы просвещения родителей о целях и задачах стандартов нового поколения
Создание банка учебно-методической литературы Помощь участникам образовательного процесса в реализации ФГОС
Сетевая деятельность ОУ, партнерское взаимодействие Распространение позитивного опыта ОУ по реализации ФГОС
Направление деятельности: проектировочное
Новая система управления образовательным процессом в условиях реализации ФГОС Обеспечение эффективности ФГОС
Инновационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса Реализация совместных проектов с ОУ района, региона
 Развиваться личностно и профессионально  - это   наш ответ на вызовы современной цивилизации, в которой так много нерешённых проблем.     Но одну из них  можем и должны решать мы – учителя. Это воспитание будущего поколения. Это мы должны «сделать» нового человека. Нового, инновационного, коммуникабельного.