Конспект урока по физике в 8 классе на тему «Тепловые явления». (Физика за чашкой чая)

Урок в 8 классе по теме: «Тепловые явления».

«Физика за чашкой чая»

Комбинированный урок с предметами: информатика, трудовое обучение и домоводство.

Цели урока:
Образовательная - повторение и систематизация изученного материала по темам : «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных состояний вещества»
Развивающая - развитие умения применять знания в новой ситуации, познавательных и творческих способностей, объяснять явления; развитие интереса к предметам, к ведению здорового образа жизни; формирование приемов логического мышления и умения анализировать.
Воспитательная - воспитание ответственного отношения к учебному труду, формирование навыков самостоятельной и групповой работы, умение преодолевать учебные трудности, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: игра и групповая работа во время чаепития.
Оборудование:
1. Компьютер, диски с материалами к урокам («Кирилл и Мефодий», электронные уроки тесты, если есть в наличии.)
2.Презентации учащихся по темам: теплопередача, виды теплопередачи, испарение, кипение
3. Чайник, кружки из разных материалов( металлические, пластмассовые, стеклянные, стаканы с подстаканниками, блюдца.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие. Ученики каждого ряда садятся на свои места, выполняя определенное задание: 1 ряд- изображая движение молекул газа (беспорядочное движение руками) 2 ряд- изображая движение молекул жидкости при нагревании ( с увеличивающейся скоростью). 3 ряд- тоже самое, но при остывании тела. Сообщение о цели урока и форме проведения.
Класс делится на 3 группы ( 1,2,3 ряд) выбирается капитан команды и «совет старейшин»- по 1 представителю от ряда (располагаются на последних партах). Совет оценивает ответы и подводит итоги работы ребят.
2. Разминка

Восстановите физические термины из наборов букв. (2 минуты)
1) Пиекеин - кипение 3) лапорчепадете - теплопередача:
2) инерасепи - испарение 4) вянккицео – конвекция
1

3.Актуализация знаний. ( физические формулы и явления)- 5 минут

а) Капитаны команд получают задания в конверте, где необходимо из разных частей восстановить формулы-пазлы

Q = cm(t2-t1)- нагрев
Q = Lm- парообразование
Q =qm- горение

б) В это время блиц-опрос учащихся

Восстанови физическое явление- в момент ответа учащийся быстро встает.
1) Явление превращения жидкости в пар? ( парообразование)
2) Парообразование, происходящее с поверхности жидкости? (2)
3) Явление превращения пара в жидкость?( конденсация)
4) Интенсивный переход жидкости в пар, т.е. со всего объема жидкости?(4)
5) Способ изменения внутренней энергии без совершения работы? (3)
6) Теплопередача, при которой энергия передается струями жидкости или газа ? (4)
7) Какой бытовой сосуд, предохраняет воду или пищу от теплообмена с окружающей средой? (Термос)

в) Устная работа (стоя). 2 минуты
Капитаны команд выкладывают результаты своей работы- формулы в разных частях кабинета на стенах, а учащиеся проверяют( ищут глазами соответствующую формулу- зарядка для глаз).

4.Основная часть урока: повторение материала и применение знаний во время
практической работы

а) Проверка домашнего задания( преподаватель информатики) 7-10 минут
Показ презентаций по темам: испарение, кипение, тепловые явления.

Физическая зарядка по физике- выполняется стоя всеми учащимися, во время упражнений- повторение материала. 3 минуты
1. Все тела состоят из ..(молекул)-отвечают ребята и показывают руками большое количество молекул.
2. Они . движутся( беспорядочно, хаотично).
3. Молекулы взаимодействуют.( притягиваются и отталкиваются)
4. При нагревании скорости молекул, а при охлаждении ( увеличиваются, уменьшаются)
5. При конвекции потоки теплого газа движутся, холодного( вверх, вниз)
Каждое упражнение сопровождается ответами ребят хором и показом соответствующих движений.

б) Чаепитие 17-20 минут

1. Сервировка стола( преподаватель трудового обучения девочек предлагает 3 вида сервировки стола)
Задание мальчикам трех команд- дать оценку каждому « столу»( приготовлено перед уроком участницами каждой команды).

2. Техника безопасности при проведении работ с нагревательными приборами и электроприборами ( преподаватель трудового обучения мальчиков)- сообщение, дополнение ребят.
2
3.Проверка знаний по данной теме.
1) Почему безопаснее чайники пластмассовые или с деревянной ручкой? ( низкая теплопроводность материала)
Почему чайник быстро нагревается, а его ручка еле теплая? (ручка плохо проводит тепло)

2) Нельзя выключать чайник из розетки мокрыми руками? ( вода-проводник эл. тока- поражение током)
3) Как вы думаете, какие кружки наиболее безопасны? (Пластмассовые, глиняные, металлические- эмалированные) и в металлической кружке горячий чай не удержать в руках?
4) Какой прибор вы бы выбрали, при необходимости как можно быстрее остудить горячую жидкость?
5) Первая помощь при тепловом поражении, поражении электрическим током?

Практическая работа « Испарение, теплопередача теплопроводность разных материалов»

Выдается на каждый стол: кружки из разных материалов, блюдце, ложки, сахар-рафинад, чай в пакетиках, конфеты, печенье. Горячую воду разливают преподаватели.

Задание 1. При проведении работы необходимо распознать физические явления, оценить, когда происходит испарение быстрее.
Ответы: диффузия, конвекция, испарение, теплопроводность, теплопередача, теплоизоляция.

Задание 2 Вопросы на сообразительность( на обороте доски открыть при проведении работы)
1) Что нужно использовать, для наливания в стакан кипятка, чтобы стакан не лопнул?
(Тепловое расширение будет менее разрушительным)- металлическую ложку.
2) Зачем нужен подстаканник? (Высокая теплопроводность, быстро нагревается и быстро остывает чай).
3) Зачем в крышке запарника дырочка? (Над водой скапливается пар увеличивается давление внутри и жидкость вытекала бы наружу, а через отверстие испарение).

В это время звучит спокойная музыка, можно произвести показ презентаций по домоводству

5. Итог. Выставление оценок.
Подведение итогов: оценка ответов команд. Совет старейшин оценивает работу каждой команды, определяются победители, капитаны команд подводят итоги ребят своей команды.
При подведении итогов- записать выводы после проведения работы.

6. Домашнее задание.(дифференцированное) Составить кроссворд по теме « Тепловые явления» или составить 2 задачи на вычисление количества теплоты.

Данный урок можно провести как отдельный урок по физике или интегрированный с другими предметами.














3










15