Совершенствование практической направленности обучения и формирования жизненных компитенций обучающихся путём внедрения здоровьезберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО и внедрения ФГОС ООО.


Доклад
На тему: «Совершенствование практической направленности обучения и формирования жизненных компетенций обучающихся путём внедрения здоровьезберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО и внедрение ФГОС ООО.»
Выполнила: учитель физической культуры-Валихова О.В.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются ещё и проблемы личностного характера. Отсутствие стойких интересов и увлечений, апатия, закрытость –это те симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. Для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач, не нарушая образовательной составляющей процесса.
При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны- учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать высокий уровень требований к физической подготовленности учащихся- с другой- снижение интереса к урокам физической культуры.
Как организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на этот вопрос можно при условии подхода к организации обучения с позиции трёх принципов: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Для достижения целей здоровьезберегающих технологий применяются следующие группы средств:
- гигиенические факторы;
- оздоровительные силы природы;
- средства двигательной направленности.
Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Задача учителя входит умение видеть и определить нарушения требований предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и изменить их в лучшую сторону.
Второе-использование оздоровительных сил природы. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.
Самым важным на уроках физкультуры является обеспечение двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течении всего учебного дня, месяца, года.
Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления. Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определённые стимулы, мотивы.
Для создания мотивации к занятиям физической культурой использую:
1 Просвещение учащихся и их родителей.
На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении упражнений объясняю значение каждого из них.
2 Удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю разнообразие предлагаемых упражнений, чтобы детям было интересно на каждом уроке.
Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье.
Но современная программа по физической культуре предполагает формирование «Универсальных Учебных Действий». Этот термин означает умение учиться или способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. На уроках применяются следующие технологии формирования У.У.Д.:
- учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания;
-отмечает успехи ребёнка, по сравнению с прошлыми результатами;
- показывает для чего нужно то или иное знание и как оно пригодится в жизни;
- обучаем детей работе в команде, помогаем решать учебные конфликты;
- уделяем внимание самопроверке детей;
-учитель оценивает не только сам, но и позволяет детям участвовать в процессе оценивания;
- учитель всегда даёт шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка- это нормально, главное уметь учиться на ошибках;
- учитель и ученики вместе решают возникающие проблемы.
Хотелось бы подвести итог, что нам ещё предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование.