Рабочая программа коррекционно — развивающего курса Все обо всём


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат № 2 г. Владимира»
Принято:
На педагогическом совете
Протокол №___
От «___»_________20___г. Утверждено:
Директор – школы –интерната №2
_________________И.Н.РябоконьОт «___»______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса
«Всё обо всём»
6 класс
Составила:
учитель Абрамова Е.Ю.
2016 – 2017 уч.годСодержание.
Нормативно – правовая база.
Пояснительная записка.
Цели и задачи по изучению предмета.
Воспитательные результаты учащихся, обучающихся по данной программе.
Содержание программы учебного курса
Учебно – методический комплекс.
Календарно – тематическое планирование.
Нормативно – правовая база.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки.
Пояснительная записка.
Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.
Нормативно-правовой и методологической основой программы коррекционно – развивающего курса и духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании».
«Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Основная цель коррекционно – развивающего курса.
Целью является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.Задачи коррекционно – развивающего курса:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Воспитательные результаты учащихся, обучающихся по данной программе.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Содержание программы коррекционно – развивающего курса.
Программа «Всё обо всём» включает в себя восемь видов деятельности. Все виды деятельности прослеживаются в течение всего учебного года.
Художественная деятельность определяет цели и задачи внеурочной художественно-эстетической деятельности школьников, социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации.
Спортивная деятельность определяет основные направления необходимые для полноценного существования в современном обществе: в первую очередь, это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Познавательная деятельность формулирует принципы и раскрывает особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяет концептуальную основу уклада школьной жизни.
Свободное общение раскрывает основное содержание по каждому из направлений организации воспитания в школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
Ценностно-ориентированная деятельность формирует коммуникативные навыки, развивает творческое воображение и нравственный потенциал, совершенствует навыки общения и взаимодействия со сверстниками.
Общественная деятельность определяет условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными организациями, интересными людьми.
Трудовая деятельность раскрывает принципы тесного сотрудничества детей, родителей, педагога.
Этикет включает в себя базис высокой культуры, человечности, творчества через образы национальной и мировой культуры, традиции и обычаи разных народов.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития школьников, отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентирована на эффективное решение проблем в будущем.
Учебно – методический комплекс.
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей/ И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», 1997.
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, 1995.
Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», 1997.
Шпагин М. Что было до … / - М.: Детская литература, 1989.
Календарно-тематическое планирование курса «Всё обо всём»
6 класс 33 часа (1 час в неделю)
№ п/пДата Тема занятий Направление Планируемые результаты Формы проведения
1 07.09 «Чтобы достойно жить» Познавательная деятельность Цель: формирование представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России;
представления о правилах поведения в школе, дома и на улице.
Задачи:
- познакомить с историей России, ее символикой, законами, традициями; с правилами поведения в школе.
- формировать умение отвечать за свои поступки. Беседа
2 14.09 «На чём основано взаимопонимание» Познавательная деятельность Цель: формирование правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, развитие опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развивать навык общения с людьми, обществом и природой;
-развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Беседа-практикум
3 21.09 Конкурс рисунков на тему «Сказочная осень» Художественная деятельность Цель: раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства.
Задачи:
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- развивать творческие способности. Практическая работа, организация выставки
4 28.09 «Весёлые старты» Спортивная деятельность Цель: формировать здоровый образ жизни и коммуникативные навыки, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.
Задачи:
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать учащихся способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности. Соревнование
5 05.10 Деловая игра «Правила поведения в столовой» Этикет Цель: формировать представление о правильном поведении в столовой; культуре поведения и общения.
Задачи:
- ознакомить с правилами поведения в столовой;
-научить культуре поведения за столом;
- развивать навык самообслуживания, умение пользоваться «волшебными словами»;
- вырабатывать навыки и привычки поведения. Беседа, презентация
6 12.10 «Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей» Общественная и трудовая деятельность Цель: формирование представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Задачи:
-воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
- формировать первоначальные навыки коллективной работы;
- формировать личностные качества, такие как дисциплинированность, последовательность, настойчивость. Беседа, выставка.
7 19.10 «В здоровом теле – здоровый дух» Свободное общение Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Задачи:
- формировать представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Диспут
8 26.10 День народного единства
Познавательная деятельность
Цель: развитие общечеловеческих и социальных ценностей.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения праздника;
- воспитывать уважение к своему народу. Беседа -практикум
9 09.11 Благоустроим школьный класс Трудовая деятельность Цель: развитие потребности в творческом труде.
Задачи:
-воспитание социально-значимой целеустремлённости в трудовых отношениях;
- воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни;
-развитие навыков в самообслуживании;
- формировать чувство прекрасного;
- прививать любовь к растениям. Уборка класса
10 16.11 Круглый стол
«Цена ломтика» Ценностно-ориентированная деятельность Цель: развитие общечеловеческих и социальных ценностей.
Задачи:
- закрепить понимание того, какой поступок является хорошим;
- дать возможность мысленно представить себя на месте человека, попавшую в трудное положение;
- воспитывать гуманизм. Игровые ситуации,
обсуждение.
11 23.11 Игра «Культура разных народов» Ценностно-ориентированная деятельность Цель: воспитание готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений.
Задачи:
-развивать готовность воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений;
-изучать особенности ценностных ориентиров традиционной народной культуры;
-воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов. Игра
12 30.11 Мы – юные пешеходы Познавательная деятельность Цель: формирование представления об общих правилах поведения на дороге.
Задачи:
-познакомить с правилами «Как переходить дорогу»;
-рассказать о нарушениях правил дорожного движения;
-расширить знания о дорожных знаках. Встреча с инспектором ГИБДД
13 07.12 Игра «О дружбе и товарищах» Ценностно-ориентированная деятельность Цель: развитие представления о товариществе и дружбе и умения их поддерживать.
Задачи:
- ознакомить с правилами дружбы;
- показать важность истинных друзей в жизни человека;
-учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга. Игровые ситуации
14 14.12 Мастерская Деда Мороза Свободное общение Цель: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- развивать творческие способности;
- воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма Практическая работа
15 21.12 Игра «Умники и умницы» Свободное общение Цель: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- познакомить с разновидностями календарных зимних обрядовых песен;
- формировать творческие умения. Игра – викторина
16 11.01 Кормушки для птиц Трудовая деятельность Цель: развитие потребности в творческом труде.
Задачи:
- воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни;
- воспитывать трудолюбие;
- работать над сплочением коллектива;
- воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающей нас природе Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц
17
18.01 Конкурс рисунков «Зима недаром злится»
Художественная деятельность Цель: формирование правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Задачи:
- формировать знания об окружающем мире;
- воспитывать внимательное отношение к животным Практическая работа, организация выставки
18 25.01 Беседа – практикум
«Мой внешний вид» Этикет Цель: формировать умение выглядеть опрятно и аккуратно.
Задачи:
- развивать умение быть опрятным, чистым и аккуратным;
- формировать чувство такта, сдержанности. Игровые ситуации
19 01.02 Народные игры Свободное общение Цель: формирование позитивного интереса, познавательной мотивации, познавательной активности.
Задачи:
-познакомить и научить играть в различные национальные игры народов России;
-выявить общее в культуре и повседневной жизни, в быту её народов;
-воспитывать дружественные формы общения и вызывать положительный эмоциональный опыт. Игра
20 08.02 Волшебные слова Этикет Цель: развитие общечеловеческих и социальных ценностей.
Задачи:
- повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим;
- показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть;
- учить задумываться над сказанным словом. Беседа, разыгрывание и обсуждение ситуаций.
21 15.02 Конкурс рисунков «Славные сыны Отечества» Художественная деятельность Цель: раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства.
Задачи:
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- развивать творческие способности;
-воспитывать уважительное отношение к Родине, а российской армии. Беседа, организация выставки
22 22.02 «Правда и ложь» Свободное общение Цель: формирование позитивного интереса, познавательной мотивации, познавательной активности.
Задачи:
- развивать представление о доброте и зле,
- воспитывать стремление совершать добрые дела;
- развивать самооценку. Диспут
23 01.03 Фотоконкурс
«Мамина улыбка» Художественная деятельность Цель: раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства.
Задачи:
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- развивать творческие способности;
- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам. Праздник, организация выставки
24 15.03 «Мой дом – моя крепость» Ценностно-ориентированная деятельность Цель: развитие общечеловеческих и социальных ценностей.
Задачи:
- показать значимость семьи в жизни человека;
- воспитывать уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- воспитывать уважение к семейным традициям. Устный журнал
25 29.03 Широкая Масленица Познавательная деятельность Цель: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;
- показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость;- побуждать детей к творчеству;
- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации;
- организовать участие самих детей в народных обрядах, играх. Праздник
26 05.04 Игра «О профессиях разных, нужных и важных…»
Трудовая деятельность
Цель: дать представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Задачи:
- познакомить с разными профессиями;
-воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Игровые ситуации
27 12.04 Акция «Забота» Общественная деятельность Цель: формирование правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Задачи:
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-бережное отношение к растениям и животным. Устный журнал
28 19.04 Деловая игра
«Откуда пришла книга» Ценностно-ориентированная деятельность Цель: развитие общечеловеческих и социальных ценностей.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения книги;
- показать значимость книги в жизни человека;
- воспитывать бережное отношение к книгам. Деловая игра
29 26.04 Волшебники добра Общественная деятельность Цель: формирование ценностных ориентаций; повышение уровня нравственности в отношениях с окружающими.
Задачи:
- развивать представление о доброте и зле,
- воспитывать стремление совершать добрые дела;
- развивать самооценку;
-стимулирование творческой активности детей;
-воспитание у детей уважения к людям. Классный час
30 03.05 Литературный час
«Помним, любим и гордимся» Познавательная деятельность Цель: формирование правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с историческими событиями;
- развивать творческие способности;
- воспитывать патриотизм. Классный час, презентация.
31 10.05 Конкурс рисунков
«Детям мира нужен мир» Художественная деятельность Цель: раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства.
Задачи:
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;
- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм. Выставка, беседа
32 17.05 Зелёный десант Трудовая деятельность Цель: развитие потребности в творческом труде.
Задачи:
-воспитание социально-значимой целеустремлённости в трудовых отношениях;
- воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни;
- воспитывать трудолюбие;
- работать над сплочением коллектива;
- воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающей нас природе. Общественно-
коллективная деятельность
33 24.05 Соревнование «Гардемарины, вперёд!» Спортивная деятельность Цель: формировать здоровый образ жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.
Задачи:
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать учащихся способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности. Соревнование