Из опыта работы.Формирование здорового образа жизни младших школьников.


«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Работа учителя начальных классов
МБОУ
«Яркополенская ОШ»
Республики Крым
2015 год
Введение
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.
Состояние здоровья школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей . Этой проблемой занимались многие учёные. Результаты исследований В.Ф.Базарного, Н.Т.Лебедевой, Г.К.Зайцева подтвердили, что основные факторы нарушений здоровья учащихся имеют
поведенческую основу и напрямую связаны с процессом обучения.
“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов”. (Определение Всемирной организации здравоохранения).
Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все. М.Г.Волчек к исследованиям валеологического направления относит разработку проектов по формированию культуры здоровья молодёжи через повышение профилактических мероприятий, организацию процесса обучения в соответствии с санитарными правилами и нормами современного получения знаний об основах здоровья и повышения уровня физической культуры, поддержания психологического, эмоционального здоровья, использования здоровьесберегающих технологий. Одним из возможных решений проблемы, ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеурочной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: урокам здоровья, беседам, рисованию, играм, проектной деятельности, включение в режим работы школы гимнастики до занятий проведение физминуток с учетом активных видов деятельности на уроке, взаимосвязь с семьей и совместное проведение мероприятий.
Очень важно осознавать, что здоровый человек - это прежде всего счастливый человек.
Основной целью моей работы стало формирование ЗОЖ у младших школьников. Для достижения поставленной цели, мною решались следующие задачи:
сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих;
укреплять физическое здоровье;
осуществлять профилактику заболеваний;
научить детей чувствовать свой организм;
совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;
выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
содействовать правильному физическому развитию;
 способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним;
учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем;
содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования;
развивать творческие способности.
Основная часть
1. Использование активных форм и методов работы в обучении учащихся здоровому образу жизни
Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя.
В.А. Сухомлинский
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеурочной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», беседам, рисованию, играм, проектной деятельности. Таким образом, одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению здоровья учащихся должно быть гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальные потребности детей.
Особое внимание в условиях начальной школы должно уделяться благотворному течению адаптации учащихся к школьному обучению, развитию мотивации к ЗОЖ, увеличению двигательной активности.
Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь.
“Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремиться школа.
2.Неразрывная связь здоровья и всестороннего развития учащихся с богатством и разнообразием природы
Эта идея реализуется в первом классе при изучении курса «Я и Украина». Основные цели данного курса — сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем; воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями.
Недостаточно просто дать знания, например, рассказать об опасности грозы. Важно сформировать у ребят навык безопасного поведения во время грозы. А это сделать на одном занятии нельзя.
В первом классе я изучила литературу по данному курсу, составила картотеку, оформила уголок «Здоровый образ жизни». Какие формы работы я использовала?
1) Сезонные экскурсии. Место для наблюдений выбрали постоянное — старый парк.
Во время экскурсий обращала внимание детей на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. В конце экскурсии дети оценивали себя сами, правильно ли оделись, было ли удобно, тепло, комфортно, или, наоборот, холодно, жарко, неудобно.
В ходе каждой экскурсии предупреждали несчастные случаи (умение вести себя в природе, помнить о правилах дорожного движения).
Во время экскурсий старались задействовать все органы чувств. Зрение помогало оценить красоту окружающего мира, слух — наслаждаться звуками живой и неживой природы, обоняние — услышать запахи, осязание — прикоснуться к дереву, к листьям.
Вместе с детьми вели наблюдение: как благотворна для зрения лесная зелень и другие природные краски. Учились слушать природные звуки. Одни из них усыпляют человека (шум дождя), другие — успокаивают (шелест листьев), третьи — радуют (пение птиц). Прикосновения к коре дуба, сосны заряжают нас положительной энергией.
2) Целевые прогулки «Цветы весны — отрада для души», «Где зелень, там и здоровье».
3) Уроки здоровья.
4) Занятия-путешествия «Путешествие на планету Здоровья».
5) Праздники здоровья.
6) Занятия в форме интервью «Азбука питания»
7) Анкетирование, тестирование.
В работе наиболее часто использовала такие методы как наблюдение, практическая деятельность, парная и групповая работа, сюжетно-ролевые и дидактические игры, дискуссии, решение ситуационных задач.
Что в себя включает «практическая деятельность» (т.е. деятельность «через руки ребенка»)?
Работа в тетради (рисование, наклеивание, работа с раздаточным материалом).
Работа с природным материалом.
Практическое занятие по переходу улиц и дорог
При организации работы в группах, в парах полюбились детям «рассуждаловки», «объяснялки», «обсуждалки».
Для работ в парах использовала такие задания:
расскажи товарищу, как ты выполняешь советы Доктора Природы;
придумай загадку о цветке, ягоде и т.д.;
игры в парах: один читает вопросы, другой – отвечает.
Очень заинтересовали меня и ребят такие методики как «Обучение сверстников», «Обучение практикой действия».
Суть методики «Обучение сверстников» заключается в том, что класс делится на группы. Каждая группа готовит ответ на свой вопрос, после десятиминутной подготовки группы отчитываются перед классом. Используются серии рисунков, практические действия.
Когда темы несложные и ребята могут получить знания самостоятельно, с минимальной помощью учителя, целесообразно использовать методику «Мозаика».
Так на уроке по теме «Растения» класс разделила на 4 группы.
1 группа готовила рассказы о растениях по карточкам и иллюстрациям;
2 группа отвечала на вопросы о пользе комнатных растений;
3 группа выполняла практические действия (вытереть пыль, полить конкретное растение);
4 группа заучивала советы Доктора Природы.
Затем формируются «мозаичные» группы. В них должно войти по одному представителю от каждой группы (1,2,3,4). Затем группы из одинаковых номеров.
Полюбили мои ученики коллективные игры «Да-нет», «Можно-нельзя». Увлёк ребят урок-суд по теме «Ядовитые растения Крыма». Одна группа — адвокаты – защищала растения, вторая — объясняла, третья — судьи – выносила приговор.
Завершал изучение темы конкурс или выставка рисунков.
Изучая курс «Основы здоровья», ученики знакомились с различным поведением сказочных персонажей, разбирали и анализировали жизненные ситуации, на примере которых учились отличать поведение, полезное для здоровья.
В результате, у детей воспитывалась ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатывались поведенческие навыки здорового образа жизни, причём не только накапливались сведения о здоровье, но и формировались умения применять свои знания в жизни:
предупреждать простудные заболевания,
правильно вести себя в природе,
знать лекарственные и ядовитые растения,
организовывать свой распорядок дня,
одеваться в соответствии с погодой.
Дети подводились к мысли, что самое важное в жизни – здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Поэтому и девизом выбрали слова «Никто не позаботится о твоём здоровье лучше, чем ты сам».
3. Питание и здоровье
Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
Гиппократ
Современные исследования показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание (например, совмещение обеда и ужина). Частота приёма пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.
Поэтому один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания. Программа «Питание и здоровье» является составной частью курса по выбору «Здоровый образ жизни».
Основная цель курса «Питание и здоровье» - уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях в первом классе; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи; предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Планируя занятия, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, предусмотренные программой; формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.
Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Всякая ли пища полезна?», «Хлеб — всему голова».
При изучении таких тем, как «Тайны нашего вкуса», «Где скрываются жиры?», «Сахар — вкусно и полезно?» проводились исследования.
Уроки по темам «Незнакомая еда со всего света», «Удивительное и невероятное о питании животных» проходили в форме устного журнала.
Для того чтоб детям было интересно, на занятиях появлялись разные персонажи (Доктор Витаминкин, Айболит и др.). Эти персонажи задавали вопросы, давали советы, задания, присылали письма, оценивали знания детей.
В своей работе я наибольшее предпочтение отдавала активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм, обучению группам по методикам «Обучение сверстников». Почти на каждом занятии использовала дидактические и сюжетно-ролевые игры «Полезно—вредно», «Можно—нельзя », «Правильно—неправильно », «Где скрываются белки?», «Какого цвета витамин А?», «Где прячется витамин С?».
На практических занятиях ученики обучаются правилам этикета, простейшим приёмам приготовления пищи, украшения блюд, учатся сервировать стол, оказывать первую помощь при отравлениях, болях в животе.
При организации занятий планировалась работа так, чтобы деятельность детей способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы были направлены на развитие мышления (сравнение, исследование, наблюдение, анализ, обобщение), речи (ответ на вопрос, рассказ, сочинение сказок, загадок), воображения, фантазии, внимания и памяти.
При изучении курса «Питание и здоровье» часто приходится обращаться за помощью к родителям. Именно родители помогают провести занятия по кулинарии (снабжают необходимыми продуктами), организовать экскурсию.
В процессе изучения курса «Питание и здоровье» ученики получили знания:
о значении питания для роста и развития организма, для здоровья;
о составных элементах пищи: белках, жирах, углеводах;
о том, что пища должна быть разнообразной;
о питательных и целебных свойствах наиболее распространенных продуктов;
о пользе свежих овощей и фруктов для здорового питания как источников витаминов и минеральных веществ;
о последствиях приема загрязненных нитратами и радионуклидами продуктов;
о правильном распределении рациона между приёмами пищи;
о вреде переедания и недоедания;
некоторые исторические сведения о питании в древние времена, происхождении отдельных видов пищи;
о традициях русской кухни и особенностях других национальных кухонь;
некоторые сведения о питании животных.
Ребята научились:
различать полезную и не очень полезную пищу, выбирать для питания полезную пищу;
ограничивать себя в употреблении неполезных для здоровья продуктов, жирной пищи, сладостей, солений, пищи богатой холестерином и т.д.;
разнообразить свой рацион;
предотвращать отравления некачественной пищей и оказывать первую помощь при отравлениях;
проводить профилактику желудочно-кишечных заболеваний, оказывать первую помощь при расстройствах желудка, при болях в животе;
выполнять гигиенические правила приёма пищи;
поддерживать режим питания;
выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом;
безопасно обращаться со столовыми приборами при приготовлении пищи.
Раскрывая тему этикета, я ввожу ребят в сложнейший мир многообразных человеческих отношений, во внутренний мир самого ребенка, обогащаю их социально-нравственный опыт, готовлю к жизни в обществе. Стараюсь без прямолинейной назидательности, деликатно пробудить нравственные чувства моих учеников, духовность, гуманизм.
4. Сущность здоровья. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье
Здоровье — это ведь не пилюля, которую можно проглотить с тем, чтобы потом ни о чём больше не беспокоиться. Пусть для моих тяжёлых на подъём современников это прозвучит чересчур строго, но здоровье — это та вершина, которую каждый должен преодолевать сам.
В. Шененберг
Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Такое понимание сущности здоровья основано на противопоставлении понятий «болезнь + вероятность болезни»» с одной стороны и «духовное, телесное, социальное здоровье + гармоничность развития организма и психики человека» - с другой. Именно поэтому курс занятий «Помоги себе сам» включает необходимые сведения по анатомии, физиологии, гигиене, психологии человека, этике и даже истории. Данный курс уточняет, расширяет, выводит на новый уровень осознания представления детей об основах здорового образа жизни, полученные как на уроках, так и на занятиях по выбору за первые два года обучения в школе.
Цели этого курса — сформировать элементарные представления о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.
Эффективность процесса обучения во многом зависит от использования методов, развивающих познавательную активность. Один из сложных и в то же время важный метод, активизирующий практическую и познавательную деятельность, — эксперимент.
Так, на занятии по теме «Здоровые зубы — здоровью любы», проводя опыт с удаленным зубом, ребята сами становились исследователями, они вовлекались в поиск ответов на вопрос: « Что произойдет с зубом, помещенным в сосуд с газированным напитком?»
С основными правилами укрепления здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность — ученики знакомятся уже на первых занятиях. Но уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на занятиях «Если хочешь быть здоров — закаляйся», «Опасные «подарки» солнца», «Твои успехи в укреплении здоровья».
Неоднократно, в течение года, на занятиях «Движение — это жизнь», «Здоровье твоих рук», «Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Так как вследствие неравномерности детского развития разным ученикам требуется разное время для осознания любого из программных вопросов, то возможность возвращения к пройденному материалу позволяет слабоуспевающим детям не формально заучивать учебный материал, а досконально разобраться в нём.
Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, психического, нравственного совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению — таковы цели программы «Полезные и вредные привычки».
В процессе изучения этих тем ребята научились выполнять основные правила пожарной безопасности, дорожного движения, правила поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми. Учащиеся обучались простейшим приёмам оказания первой помощи при различных правилах, в том числе при порезах, нетяжелых ранениях, ожогах, носовых кровотечениях, в случае более тяжелых травм — умению вызвать скорую медицинскую помощь или позвать на помощь взрослых.
Изучаемый курс помог формированию профилактических умений таких как предупреждение несчастных случаев дома, во дворе, на улице, в школе, на воде, при обращении с огнём, умение избегать пищевых отравлений, отравлений лекарствами, несъедобными грибами и растениями.
Наиболее результативными при изучении курса «Полезные и вредные привычки» были такие активные методы обучения, как работа в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий т.д.
Проектная деятельность детей.
 Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.
Организация практической работы предполагает активное формирование навыков безопасного поведения. Так, например, при проведении занятия «Не шути с огнём» дети сначала обучались оказанию первой помощи при нетяжелых ожогах, а затем закрепляли навык в игровой ситуации.
Работая в группах, учащиеся готовили сообщения, плакаты, вопросы, ситуации для обсуждения, игры. Особенно полюбились детям игры из серии «Ледокол». Так, на занятии «Твой дом и безопасность в быту» проводилась игра «Предметы». Из лежащих на столе предметов (стиральный порошок, мыло, шампунь, средства для чистки посуды и т.д.) ребята выбирали один и рассказывали классу, для чего предмет нужен, как он облегчает труд человека, представляет ли опасность, где его нужно хранить, как безопасно обращаться с ним, можно ли им пользоваться без разрешения родителей. Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогало анкетирование и тестирование, которое проводилось среди учащихся и родителей.
При изучении динамики выбора основных компонентов здорового образа жизни было выявлено, что понимают ученики под здоровым образом жизни. Участвовали в анкетировании 23 ученика 3-го класса.
Все ученики отметили вред курения для здоровья, 91,3% - вред алкоголя, 87% - необходимость занятий спортом для укрепления здоровья, 61% -- важность правильного питания, 26% -- соблюдение режима дня, 13%--вред наркотиков.
Данные показатели указывают на то, что ученики в 3 классе в понятие здорового образа жизни вкладывают нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.
Основными компонентами здорового образа жизни ученики в этом возрасте выбирают отказ от курения, алкоголя, необходимость занятий спортом, правильную организацию питания.
5. Забота о своём здоровье
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ.
Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми дома, в школе, на работе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.
Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся. Для реализации этих задач предусмотрен курс «Всё о конфликтах и стрессах». Главные его цели: расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях .
Изучая тему «Всё о конфликтах и стрессах», ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека.
На занятиях ребята постоянно включались в процесс общения по поводу создаваемых ситуаций, соотносили действия и поступки анализируемых героев и свои собственные, что способствовало развитию мышления, наблюдательности и других сторон и качеств учащихся.
В процессе реализации курса предполагается формирование у младших школьников умения заботиться о своём здоровье, адекватно оценивать свои поступки и действия, предупреждать сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи, связанные с ними, а также вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя).
Для самостоятельного чтения на уроках или дома использовался материал из рубрики «Интересно знать».
Своеобразным результатом подведения итогов занятия были игровые задания «Круг», «Инопланетяне», «Впечатления», «Комплименты», «Рассказ по цепочке». В конце занятия дети делились своими впечатлениями о прочитанном (игра «Впечатления»), рассказывали, друг другу о том, что нового и интересного они узнали на занятии (игра «Круг») и т.д.
Достаточно много домашних заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том, что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов и сердца, о мерах по их профилактике и т.д.
Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.
Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.
Наиболее результативными формами и методами при изучении курса были работа в группах, парах, наблюдения, опыты, сюжетно-ролевые игры.
6.Движение-жизнь
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Аристотель
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается?
При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях.
Так, малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной , дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление. Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Поэтому, главное, что я старалась привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.
Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?
Утренняя гигиеническая гимнастика дома, в школе — перед началом уроков
Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.
При составлении комплексов упражнений утренней гимнастики, я старалась учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбирала так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их трудность нарастала в середине зарядки, а к концу постепенно снижалась.
Например:
потягивание;
ходьба (на месте или в движении);
упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц туловища, живота;
упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперёд, в сторону);
двигательные упражнения.
Во время выполнения упражнений слежу за дыханием, так как правильное дыхание: глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма. Вдох делаем в момент расслабления мышц при разгибании туловища, поднимании рук вверх, в стороны, расширении грудной клетки. Выдох должен совпадать с моментом максимального напряжения мышц.
Проводя утреннюю гимнастику, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы организации гимнастики и её проведения. Заметив, что детям больше нравится выполнять гимнастику игрового характера, пересмотрела вопросы подбора и планирования комплексов.
Именно в игровой форме можно добиться от детей проявления инициативы, творчества, воображения. Поэтому более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования, игры-хороводы.
Ритмическая гимнастика под музыку развивает у детей творчество, повышает свою самооценку.
Из опыта работы я заметила, что проведение гимнастики в нетрадиционной форме приносит свои результаты.
Гимнастика до занятий компенсирует 10% суточного объема двигательной активности детей, способствует хорошей организации начала учебного дня, и в этом заключается её большое организующее значение.
Уроки физкультуры
Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура?! На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребенке энергия? Какой учебный предмет разовьет заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!
Интерес к занятиям физической культуры повышает использование нетрадиционных элементов:
самомассаж ушных раковин пальцев рук,
упражнения на расслабление.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью. В целях профилактики задержки роста и развития, ухудшения состояния здоровья школьников, обращаю внимание на содержание и организацию уроков физкультуры, нацеленных не на сдачу нормативов, а на формирование культуры физического здоровья, привития интереса к занятиям физкультурой, создание условий для занятий физкультурой во внеурочное время, организацию занятий с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, на учёт индивидуальных половозрастных особенностей.
Физкультминутки
Использование этой формы оздоровительной работы диктуется практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела. Кроме того, в написании буквенных и цифровых знаков, рисовании задействована несовершенная мелкая мускулатура рук. Кратковременное эффективное переключение детей на другой вид деятельности, когда напряженная спина и ладошки должны расслабится, повышает работоспособность при выполнении основного задания.
На уроках чтения, математики возможностей для произвольных действий немного, поэтому подбираю физкультминутки, требующие более энергичных движений.
Иногда на уроках использую физкультминутки, связанные с материалом урока. Например, после прочтения рассказа Б. Бианки «Хвосты» предлагалось детям проиллюстрировать движения разных зверей.
Хороши экспромты, их разновидности многочисленны и разнообразны. Например, «Оркестр»: дети имитируют игру каждый на своём «музыкальном инструменте».
Перед проведением физкультурной паузы стараюсь проветрить класс. В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз.
Для развития мелкой моторики использую гимнастику для рук, коррекционные минутки с мелкими предметами (горох, фасоль, орехи).
Материал для физкультминуток постоянно пополняю, обновляю, варьирую и по содержанию, и по способу подачи.
Динамическая перемена.
Перемена — значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно! Мячи, скакалки, резиночки, мелки — всё идет в ход.
Но кого-то тянет в уголок тихих игр. Там шашки, кроссворды, крестики-нолики, книжки-картинки, мозаика.
Цель и смысл динамической перемены — создать условия для возможно более содержательной и эмоционально привлекательной деятельности по интересам, направлять и разнообразить её не подавляя инициативы.
.
7.Валеологическая организация учебной деятельности на уроке
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечила бы высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
На основе данных (об истоках утомляемости) совместно со школьной медсестрой были выработаны основные рекомендации и ведётся систематическая работа по преодолению механизмов утомления и закрепления у детей.
Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств
а) проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, у окна, на ковре.
б) привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных;
в) работа в режиме дальнего и ближнего зрения;
г) включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.
Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:
а) использование элементов релаксации;
б) щадящий режим подачи информации
в) упражнения для снятия психоэмоциональной напряженности («минуты радости»);
г) преобладание оптимистического начала в работе с детьми.
Преодоление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощенной и статической позы:
а) работа в режиме использования динамических поз — стоя, сидя, в движении;
б) использование речедвигательного компонента (скороговорки, стихи-миниатюры и т.д.)
Упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.
В начале урока полезно выполнять следующие упражнения:
«Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма. Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
«Перекрёстные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
Под музыку выполняются перекрёстные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога и наоборот. Выставить руку и ногу вперёд, в сторону, назад.
Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.
Дышать глубоко, уронив голову вперед, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение.
«Ленивые восьмерки» — активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
Снять напряжение во время урока помогают мне следующие упражнения:
«Лобно-затылочная коррекция» — улучшает мозговое кровообращение.
Закрыть глаза. Правая рука кладётся на лоб, левая — на затылок. Упражнение выполняется в течение одной минуты.
«Медвежьи покачивания» — расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз, мозг.
«Поза дерева» — снимает статическое напряжение с позвоночника.
«Поза скручивания» — улучшает кровообращение позвоночника, снимает спазм сосудов.
Сесть на стул боком. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно, на выдохе поворачиваем верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставаться в этом положении 5-10 минут.
Снятие психофизического напряжения в конце урока происходит благодаря релаксации «Медуза». Упражнение выполняется под спокойную музыку.
Систематическое использование на уроках этих упражнений приводитк к положительным результатам.
8. Формирование здорового образа жизни в семье
Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда.
Древневосточная мудрость
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
1) Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Установлен контакт с родителями по вопросам здоровья детей:
информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой».
Лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны, психолога, социолога):
Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
Физическое воспитание детей в семье.
Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
Основы здорового питания.
Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
Профилактика вредных привычек.
Формирование у детей навыков личной гигиены.
Дополнительный ресурс успешности этой работы в использовании профессиональных возможностей родителей — врачей, психологов, спортсменов и т.д.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.
В классе оформлен уголок в помощь родителям, где помещаются материалы из опыта семейного воспитания, фотографии, памятки, советы и т.д.
О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов.
9. Психическое здоровье детей
Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.
С такими детьми выбираю стиль общения. Психолог проводит диагностику. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.
Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?
чрезмерная загруженность родителей;
неудовлетворительные жилищно-бытовые и материальные условия;
дисгармония семейных отношений;
особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.
Когда ребёнок идёт в школу, добавляются следующие факторы, которые могут негативно влиять на психическое здоровье:
само поступление в школу;
требования учебного процесса;
смена коллектива;
оценивание учителем.
Чтобы дети выросли психически здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, требовать, прощать.
Любить безусловно, то есть независимо от внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства.
Поддерживать — значит верить в ребенка.
Важно правильно формулировать требование к ребёнку.
Заключение
В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:
образ жизни – 50%
окружающая среда - 20%
наследственность- 20%
развитие системы здравоохранения- 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.
Поэтому, работая над проблемой «Здоровый образ жизни», мои ученики осознали следующие задачи:
необходимость быть здоровым;
здоровье — категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав здоровый образ жизни.
Правильная организация оздоровительной работы, а именно:
строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности и рациональное использование наглядных средств;
обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);
использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволило изменить негативную динамику на позитивную.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика, спорт часы в группе продленного дня, занятия плаванием и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения привели к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.
Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Литература:
Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2003. – 88с.
Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2006.-с.98.
Зайцев Г. К. Здоровье школьников :опыт валеологического исследования// Здоровье и образование.-СПБ.,1995.-с.32-35
Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2000. – с.93.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.
Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: