Обобщение опыта Формирование здорового образа жизни младших школьников


МБОУ Ляховская СОШ









Обобщение опыта по теме:
«Формирование здорового образа жизни младших школьников через использование
здоровьесберегающих
технологий на уроках
и внеурочное время»




Учителя начальных классов
Маловой Натальи Сергеевны







2012 г









Оглавление.
Модуль1. Теоретическое обоснование опыта..........................3
 Модуль 2. Актуальность опыта.4
Модуль 3. Ведущие педагогические идеи ..............................5
Модуль 4. Теоретическая база опыта .6
Модуль 5. Новизна опыта 7
Модуль 6. Технология опыта 9
1. Использование здоровьесберегающих
технологий на урока.
1) Рациональная организация урока9-10
2) Интерактивные формы обучения.11
3) Использование метода учебного проекта на уроках.11
2. Использование здоровье сберегающих технологий
во внеурочное время.
1). Анкетирование учащихся класса13 
2). Внеурочная деятельность.15
Модуль 7. Результативность опыта........................................15
Модуль 8. Адресная направленность...16
Список  использованной литературы...................................17
 Приложения к опыту работы
 





Модуль 1. Теоретическое обоснование опыта.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»
Сократ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.
Здоровые дети это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Задача образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «об образовании»:
= во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности ;
= во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся .

Приоритет данной задачи подчеркивается так же и в других документах. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в стандартах нового поколения ФГОС должна обеспечивать:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как:
- культура поведения,
- усвоение этических норм,
- сформированность ценностных отношений.
Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.


Модуль 2.Актуальность опыта.
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровье -сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. «Если здоровьесберегающие технологии связывать с решением задачи охраны здоровья, то тогда это будут педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в общеобразовательном учреждении. Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни» (Н.К.Смирнов).

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье

Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении.
Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, нарушением осанки с1,9 до16,8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.
А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

Модуль 3. Ведущая педагогическая идея

Я работаю в начальной школе уже не один десяток лет и, проанализировав показатели здоровья моих учеников, могу подтвердить, что здоровье учащихся не на должном уровне. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Многие научные исследования доказывали, а практика жизни ежедневно демонстрирует, что эффективно начать учебу в школе могут только здоровые дети, имеющие достаточные функциональные резервы. В противном случае учебная деятельность вызывает напряжение регуляторных механизмов, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости.
Ведущая моя идея – создать комфортное условие работы на уроке для каждого ребенка. Использовать в своей работе педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся. Создать такую организацию учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Определить комплекс мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся.
На первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, оптимизация расписания занятий, проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки, организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.



Модуль 4. Теоретическая база опыта.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ


Основная задача школы заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, которая закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком; рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами. интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Очевидно то, что задача школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни предполагает не только охрану здоровья, но и формирование у них культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями в области здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
– формирование системы спортивно-оздоровительной работы.


Модуль 5. Новизна опыта
Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение -
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на – преемственность, вариативность, прагматичность (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса
к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Хочу привести оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую разноуровневые задания. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Модуль 6.Технология опыта
6.1. Использование здоровье сберегающих технологий на уроках.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии. (Приложение№1)
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников пе
·рвых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2–4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения умственной работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но, учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. На разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов я широко использую веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук, ног,
отдых позвоночника,
упражнения для пальцев (Приложение№ 2 )
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой. На своих уроках, кроме физкультпауз, я использую и другие элементы здоровьесбережения. А некоторые мои уроки полностью посвящены этой теме.
Например, уроки математики в 3 классе по темам:
« Деление вида 800:200», «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 2 класс - «Закрепление вычислительных навыков письменного сложения и вычитания» разработаны в форме уроков – путешествий. Систематически провожу игровые уроки: например, уроки русского языка во 2 классе «Вежливые слова. Слова - приветствия», «Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?» и другие. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что, используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. На уроках использую игровые моменты при проведении устного счета «Футбол», «Кто быстрее», «Отгадай название темы». Обобщающие уроки по литературному чтению проходят в виде игр КВН, «Поле чудес», викторин. (Приложение №3)
Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений: например- «Явления природы», уроков - здоровья: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», уроков-конференций «Земля - наш дом родной», уроков- исследований: «Какой бывает вода?», .
На уроках математики, русского языка, окружающего мира использую интерактивные формы обучения. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении меняется роль учителя и ученика. Учитель является помощником в работе учащегося. Учащийся выступает не пассивным «обучаемым», а полноправным участником обучения, его опыт не менее важен, чем опыт учителя. Здесь учитель не дает готовые знания, а побуждает к самостоятельному поиску. Характерная черта интерактивного обучения – углубленная работа с опытом.
Интерактивные формы организации учебного процесса, которые я применяю на своих уроках:
=статические группы (группы постоянного состава),
=статические пары (пары постоянного состава),
= пары сменного состава.
На уроке «Окружающего мира» в 4 классе по теме «Природные зоны», я использовала работу в статических группах. Класс делила на три группы по однородности учебных успехов, т.е. первая группа состоит из сильных учащихся, вторая - из средних, а третья - из слабых. Каждой группе дается памятка «Карточка- помогайка», где расписаны все шаги для работы группы. Такую работу я проводила по изучению новой темы «Тундра». На уроках литературного чтения по обобщению темы «Литературные сказки» была использована данная форма. Урок проводился в виде КВНа. Там я делила детей в группы по разнородности учебных успехов. В группе были сильные, слабые и среде успевающие учащиеся, чтобы уравнять шансы каждой группы. (Приложение№4)
Статические пары я использую при проведении взаимопроверки, взаимодиктантов. При повторении изученного материала использую пары сменного состава на уроках литературного чтения при проверке домашнего задания (выразительное чтение стихов)
Такая работа имеет ряд преимуществ:
1) детям легче и приятнее работать вместе
2) Работа получает цель, дети получают навыки общения
3) Идет самоорганизация, самоконтроль школьника
4) Воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, терпение, трудолюбие, честность, доброта).
5)Дети учатся работать в паре, в команде, устанавливать партнерские отношения, дружить.
Современное обучение привнесло еще один вид здоровьезберегающего обучения – это проект.
Проект – это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практического достижения.
Начиная с первого класса, учащиеся включаются в проектную деятельность.
«Проектная деятельность школьников – это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставлено цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения». Проектная деятельность является личностно ориентированной деятельностью, поскольку позволяет каждому ребенку выбирать проекты в соответствии с его интересами, способностями и возможностями.
Во 2 классе уроки проектной деятельности посвятили озеленению класса. В этом проекте посильную помощь нам оказали родители. Ими были куплены красивые глиняные горшки для цветов, что стало средством воспитания у школьников эстетических чувств. Ребята с энтузиазмом принялись пересаживать цветы в новые плошки. Многие дети принесли цветы из дома. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровью человека. Было проведено исследование по определению родины каждого растения. Затем выявили, какую пользу приносит данное растение. Например: фиалка - способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; пеларгония (герань) - её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией и др. Цветы снимают усталость глаз, успокаивают нервную систему. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием « Наши комнатные растения».
В 3 классе нами был проведен проект «Овощи на столе и на грядке». Тип проекта – частично-поисковый, монопроект. Перед учащимися была поставлена проблема «Чем полезны овощи?» и обозначена конечная цель исследования. Каждый ученик выбрал себе исследуемый овощ. В своей работе, он описал родину растения, процесс выращивания, витамины, которыми растение обладает. Найдены были стихи , загадки об этом овоще. Конечный продукт – портфолио с работами учащихся и праздник осени «Осенины».
В 4 классе был проведен проект «Зеленая аптека». Дети исследовали лекарственные растения. Каждый из учащихся выбрал одно из растений, описал его полезные свойства. Интересно было узнать учащимся, что лекарственные растения используются не только в нетрадиционной медицине. Открытием для них было то, что лекарственные растения добавляют в таблетки, сиропы. Узнали они и о том, что использовать лекарственные растения нужно осторожно. Употребление этих растений без нормы, может привести к отравлению. (Приложение№5)


6.2. Использование здоровье сберегающих технологий во внеурочное время.
На первом этапе своей работы над темой, я провела анкетирование учащихся, с целью выявления отношения к своему здоровью и родителей, с выявления мнения о влиянии режима школы на здоровье учащихся. Оценить состояние здоровья учащихся

Диагностика здоровья учащихся:
Анкета для учащихся: « Мое здоровье»:
1.Есть ли у тебя жалобы на здоровье?
2.Когда ты обращаешься к родителям за помощью, в случае заболевания?
- сразу, если почувствуешь недомогание;
- когда становится очень плохо;
- когда родители сами заметят твое плохое самочувствие.
3.Следишь ли ты за своей осанкой дома при выполнении домашних заданий?
4.Хорошо ли ты видишь то, что учитель пишет на доске?
5.Что ты делаешь, когда встаешь утром, в первую очередь?:
- чистишь зубы;
- делаешь утреннюю зарядку;
- завтракаешь;
- смотришь телевизор.
6. Знаешь ли ты, что еда всухомятку наносит вред здоровью?
7.Согласен ли ты с тем, что полные люди чаще болеют?
8.Регулярно ли ты моешь руки? (после посещения туалета, прогулки, перед едой.)
9.Чистишь ли ты зубы?
10.Сколько раз в день ты чистишь зубы?
11.Когда ты обращаешься к зубному врачу?
- при наличии боли;
- для проверки состояния зубов.
12. Считаешь ли ты, что курение вредно?
13.Считаешь ли ты, что курение опасно для всех?


Анкета для родителей:
Выскажите свое мнение о влиянии режима школы на здоровье детей.
Считаете ли вы, что необходимо формировать культуру здоровья учащихся? (Обучать основам здорового образа жизни.)
Как вы считаете, какова роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни?

Результаты анкетирования:
По результатам анкетирования выявлено, что около 10% учащихся предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными болями, ногах, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, около 60% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие.
На вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются правильно сидеть 30%, остальные 70% не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника.
Состояние зрения так же вызывает тревогу. Около 6% видят плохо, что пишет учитель на доске.
Интересными получились данные о режиме дня учащихся класса. На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаешь утром, 50% ответили, что пойдут чистить зубы, 30% - делать утреннюю зарядку, 20% - смотреть телевизор.
В отношении следующего важнейшего компонента режима дня – питания получены данные, так же иллюстрирующие наличие проблем. Так, при опросе учащихся установлено, что питание в семьях отличается однообразием. О вреде еды всухомятку знают 70% опрошенных, не осведомлены на эту тему 30% .Согласны с тем, что полные люди чаще болеют - 60%, остальные не согласны.
От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. Руки моют регулярно (после посещения туалета, прогулки, перед едой) только 70% учащихся, вообще не чистят зубы 4%, каждый третий чистит зубы один раз в день. Обращаются к зубному врачу только при наличии боли почти половина учащихся.
О вреде курения большинство учащихся класса знает, но только каждый пятый считает курение опасно для всех. (Приложение № 6).
Проанализировав данные анкетирования, я разработала занятия для учащихся по изучению элементарных знаний по сохранению и укреплению здоровья. Такие же темы, только более углубленно, я разработала для родителей. В результате у нас с родителями образовалась одна цель в воспитании здорового ребенка. (Приложение № 7). Родители с детьми разработали «Режим дня», где четко прописаны все действия ребенка в школе и дома. (Приложение № 8). В помощь родителям были рекомендованы советы как правильно выполнять домашние задания (Приложение № 9).
В целях укрепления здоровья, во 2 классе велся кружок «Игры народов мира». Ребята на свежем воздухе знакомились с играми других народов. На этих занятиях дети учились играть вместе, в одной команде. Учились уступать друг другу, помогать в трудной ситуации. На занятиях кружка учащиеся знакомились с особенности других народов, с их традициями, литературой. Вырабатывалось толерантное отношение к народам других национальностей. (Приложение № 10).
В 3 классе был факультативный курс «Экология для младших школьников». На занятиях разбирались проблемы с окружающей средой, которые пагубно влияют на здоровье человека. Находились пути решения, как избежать вредное влияние. Задумывались о том, что может сделать каждый из ребят для улучшения окружающей среды. Я старалась больше организовывать практических занятий, например: уборка территории школы, посадка цветов, уход за комнатными растениями, в зимнее время дети каждый день следили, чтобы в кормушке для птиц был корм. Ребята с радостью наблюдали за птицами, прилетевшими к кормушке. Был создан стенд «Экологическая страница», где силами детей ведется газета «Родничок». В газете три рубрики: «Знакомые незнакомцы», «Вести с опушки», «Язык тревоги» .
В конце курса была создана папка «Не болей-ка!». В ней ребята собрали статьи, вырезки из газет, картинки на тему как помочь себе в трудной ситуации и сохранить свое здоровье. В процессе учебы были проведены классные часы: «Вредные привычки», «Приходите за здоровьем». (Приложение №11 ).
В конце учебного года ребята посетили музей г. Меленки. Там они узнали и увидели, какие животные живут в нашей местности, какие находятся под охраной. Для учащихся бал проведен мастеркласс – изготовление герба нашего города.

Модуль 7. Результативность опыта

Чтобы проследить динамику развития ребенка был создан «Паспорт здоровья класса». Где я прослеживаю здоровье ребенка в каждом классе. (Приложение№12). Я провела мониторинг пропусков детей за три года по четвертям. Анализируя результаты, выяснилось, что при использовании в работе здоровьесберегающих технологий пропуски учащихся по болезни уменьшились.



1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

2класс

47%
38%
49%
35%

3 класс

38%
26%
35%
27%

4 класс

20%
21%
29%
16%

















На каждого учащегося заведена «Карточка здоровья ученика».(Приложение№13) Она заполняется вместе с учителем физкультуры. В ней в начале и в конце года выставляются спортивные результаты ученика. В результате ученик может сам сравнить и увидеть свои достижения в спорте. Школьники очень любят участвовать в различных спортивных соревнованиях. Ходят в спортивные секции, как в школе, так и на селе.
В классе учащимися ведется табель посещаемости, где каждый день отмечаются отсутствующие в классе. В классе ведется «Листок санитара». Ученики следят за гигиеной друг друга.емя.одно из растений. и обозначена конечная цель исследования. "цветы в новые плошки.льностью, поскольку позволяет каждому ребенку выбирать проекты в
Изложенный опыт показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Модуль 8.Адресная направленность
Данный опыт может быть интересен учителям начальных классов и воспитателям продленного дня. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список используемой литературы.
1. Л. А. Харитонова Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Л «Феникс» Ростов-на-Дону 2011
2.«Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы». Сборник Москва «ВАКО» 2010
3.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.

4.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.

5. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

6. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.

7. Г. В. Шакина. Развивающее обучение в начальной школе. Волгоград. 2009

8. Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград 2009

9. Е. В. Козина. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. Владимир 2004

10. А. В. Кенеман. Детские подвижные игры. Москва «Просвещение» 2000
















13PAGE 15


13PAGE 141715



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415