Статья Педагогический опыт«Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы для использования приобретенных умений в практической деятельности и повседневной жизни»

Педагогический опыт работы по теме
«Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы для использования приобретенных умений в практической деятельности и повседневной жизни»
Автор : Ощепкова Яна Викторовна, учитель русского языка и литературы Тужинской школы-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Стаж педагогической работы 18 лет
Быть педагогом - непростая служба, но если нести ее честно, бесстрашно, она может изменить судьбу и самого учителя и, конечно же, его питомцев. Для педагога важно не искоренять недостатки, а развивать достоинства.
Я работаю в школе-интернате. Здесь воспитываются и обучаются дети, жизненный опыт которых надломил и исказил их представления о добре и зле, о человеческом долге, о справедливости, о человеческих отношениях. Они требуют особого внимания и заботы. И я, учитель, стараюсь вернуть им веру в добро.
Каким должен стать мой выпускник? Что я должна воспитать в нем? Чему научить? Каким он будет, когда придет время покидать стены родного дома? Конечно эти вопросы волновали и волнуют меня и всех тех, кто соприкасается с детьми –сиротами.
Я учитель русского языка и литературы, и моя задача – воспитывать своих учеников духовно богатыми средствами данного предмета. Развивать логическое мышление, помочь учащимся подняться на новую ступень речевой культуры. Научить более осознанно и свободно пользоваться богатствами русского языка для передачи своих мыслей и чувств и параллельно вырабатывать орфографическую зоркость, затем – помочь ученикам успешно найти себя в современном обществе, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей и общаться постоянно с этими людьми и быть полноценным членом цивилизованного общества.
Работая продолжительное время в данной школе, я убедилась, что не все ребята умеют делать умозаключения, обобщать, преобладает абстрактное мышление, беден словарный запас. Поэтому тема моей самообразовательной работы « Развитие коммуникативных и орфографических навыков у учащихся на уроках русского языка и литературы»
Успешное изучение русского языка и литературы невозможно без глубокого интереса к нему. Поэтому я стремлюсь раскрывать перед своими воспитанниками красоту, богатство русского языка, показывать его многообразные возможности, пробуждать у ребят постоянное желание узнавать новое о языке, о его развитии, приучать их вдумчиво относиться к слову, обращаться к словарям, справочникам, бороться за культуру речи. Лишь так можно сформировать у ребят осознанные и прочные языковые знания и умения, по-настоящему полюбить этот непростой предмет. Я стараюсь, чтобы наши дети «заболели» русским языком. Эта задача решается прежде всего на уроках. Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебной программой и регламентируется школьным расписанием. Учебник даёт основной материал для обучения. Но, чтобы вызвать интерес к языку, недостаточно этого. Учитель сам должен шагать в ногу со временем. В своей деятельности я опираюсь на теории таких дидактов как, Эльконина Д. Б. , Давыдова В. В. –теория развивающего обучения. Стараюсь опирается на познавательную мотивацию деятельности, обращая внимание на развитие интеллектуальных возможностей, вовлекаю учащихся в различные виды деятельности, использую дискуссии, различные методы и приемы обучения, информационно-коммуникативные технологии.
В основном выпускники не испытывают трудностей при итоговой аттестации. Средний балл по русскому языку за последние 3 года
2008-2009 учебный год: русский язык – 35 литература – 64
2009-2010 учебный год: русский язык - 40 литература – 45
2010-2011 учебный год: русский язык - 46 литература – 67
ГИА в 9 классе в 2008-2009 году – 67%, в 2010-2011 году- 55% качество знаний.
  В 2009-2010 учебном году русский язык не был обязательным экзаменом, но из 20 учеников выбрали его из 23 учеников.
1. ЕГЭ по русскому языку сдавали 12 выпускников
 
Школьный уровень
Областной уровень

Средний балл
59
66

Средняя оценка
3.6
3.7

  В 2010-2011 учебном году все ученики подтвердили свои знания на обязательном экзамене. Наивысший бал- Крестьянинова Татьяна-87 баллов.
Многие ученики поступают ВУЗы. Из 12 выпускников- 6 учатся в ВУЗах и ССУзах.
В то же время экзамен выявил слабые места в практической подготовке выпускников по предмету. Это прежде всего практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства. Итоги анализа качества знаний по предмету показали необходимость совершенствования методов и приемов обучения по русскому языку. Наряду с традиционными приемами обучения, как изложение и сочинение по образцу, большое значение приобретает метод моделирование речевого высказывания. Это различные виды ситуационных упражнений. Эти упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство языка. Они повышают речевую культуру учащихся и – через нее – культуру их поведения в целом. Неуспевающих по предмету нет, но нельзя сказать, что у нас нет проблем. Они есть, их постоянно и упорно пытаемся преодолеть. С этой целью разработана чёткая система отслеживания успеваемости каждого ребёнка в сравнении с прошлыми результатами, анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины. Их много:
усложнение учебного материала;
завышенная самооценка;
заниженная самооценка, комплексы;
преобладание внешкольных интересов.
Я пришла к выводу, что на уроке должна быть дифференцированная работа. Слабые активизируются, когда им задаётся посильная работа. Постепенно эти учащиеся втягиваются в учебную работу. Классы в нашей школе небольшие. Поэтому каждый ученик отвечает на уроке по несколько раз. Разнообразить виды опроса – один из способов повышения уровня знаний, поэтому сочетаю различные виды устного и письменного, индивидуального и промежуточного итогового контроля: «Марафон знаний», входные контрольные работы, т.е. беру учёт знаний, умений и навыков учащихся под постоянное наблюдение. Организация чётко спланированной, тщательно продуманной системы контроля является одним из резервов повышения качества обучения. В работе наблюдается позитивная динамика достижений учащихся по предмету. Основная технология, с помощью которой я решаю эту проблему, - это технология проблемного обучения, которая применяется не только при изучении литературного произведения, где важно доказать свою точку зрения, но и на уроке русского языка путем исследования происхождения слова или его словообразовательной структуры. Реализуя проблемное обучение, я строю занятие на элементах дискуссии, так как это развивает не только познавательную, творческую деятельность учащихся, но и позволяет использовать знания в реальной жизни. Деловые игры, уроки-конференции, семинары, викторины, проектная деятельность – все это нетрадиционные формы, повышающие интерес и качество знаний учащихся по предмету. Кроме того, инновация предполагает личное продуцирование идей (выработку, изобретение, придумывание и т. д.). В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обоснованы и проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение.
Не зря заметил великий В.Г.Белинский, что даже самое старое (то есть) известное может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мышлением, подходом, ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новости .
В качестве примера инноваций, применяемых мною, можно привести следующие:
применение разнообразных тестов, анкет;
ведение словарей по предмету, которые состоят из нескольких разделов, где сконцентрированы правила, орфографические и орфоэпические словарики наиболее трудных слов и т.д.;
тетрадки-пятиминутки (в начале урока используются для мини-зарисовок, записи личных впечатлений от чтения, погоды и т.д.);
проектная деятельность (во внеурочное время ребята создают проекты на экологическую тему, по патриотическому воспитанию)
Благодаря внедрению новых информационных технологий повысился интерес учащихся к русскому языку и литературе и соответственно повышается уровень успеваемости и её качество. Эффект от инноваций является постоянным предметом анализа. В школе в течение нескольких лет идет очень подробное самообследование. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют определить направление инновационной деятельности.
Кроме русского языка, я веду уроки русской литературы. Считаю, что эти уроки прежде всего должны воспитывать. В.Г Белинский в одной из своих критических статей заметил: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе ЧЕЛОВЕКА». Хотя знание литературных произведений, умение анализировать их, высказать своё мнение по поводу содержания, знать наизусть наиболее известные стихотворения – это тоже прекрасно, особенно сегодня, когда снижается общая культура населения, когда СМИ вторглись уже в каждый дом, расшатываются нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами и арготизмами.
Я стараюсь совершенствовать речевую деятельность учащихся. Не зря доминирующей идеей Стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Содержание нового Стандарта ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Цели обучения соориентированы на развитие личности ученика. Содержание Стандарта обеспечивает воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.
Использование информационных технологий является одним из ключевых направлений в моей работе. Диапазон использования компьютера широк: от простого тестирования учащихся, игр до получения сложной информации. Он является мощным средством повышения эффективности обучения и воспитания. Кроме этого, я поняла, что компьютер повышает интерес к учёбе, позволяет регулировать учебные задачи по степени трудности. Он помогает качественно изменить контроль за деятельностью учащихся. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся увидеть результаты своего труда.
Я считаю, что использование компьютерной технологии делает урок более привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, подведение итогов проходит объективно и своевременно. Я много времени уделяю изучению компьютера, уже более свободно и качественно могу использовать его на различных этапах уроков русского языка и литературы, проводить уроки, различные мероприятия, составлять всевозможные проекты.
На уроках использую электронные учебные пособия « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Сейчас широко применяю тренажёр «Соло на клавиатуре», программу «Репетитор», показываю фильмы по литературе. Достоинство этих дисков в том, что их можно использовать при подготовке к урокам, для закрепления материала, проверки успеваемости, они стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность. Ученики пользуются сетью «Интернет» для получения дополнительной информации при подготовке к урокам.
Для учителей сельских школ главная трудность - найти соответствующую музыку, произведения живописи, справочные материалы. Они есть в диске! Эти уроки разработаны в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования. Я думаю, что уроки с использованием электронных учебных пособий в скором времени станут ведущими.
Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по русскому языку и литературе, проводимая в разнообразных формах. Это викторины, олимпиады, просмотр и обсуждение фильмов, телепередач, компьютерный набор текстов, их редактирование и совершенствование. В старших классах есть факультативы по предмету. Они позволяют изучать язык и литературу более углубленно. Вся эта работа проводится систематически. Во внеклассной работе ребятам не интересны только беседы, нравоучения. Им нужно самим что-то увидеть, услышать. В этом отношении информационно- компьютерные технологии оказывают неоценимую помощь.
Выявлению лучших учеников способствуют олимпиады, проводимые ежегодно. Участниками олимпиады становятся наиболее способные учащиеся, проявляющие глубокий интерес к русскому языку и литературе. Но успешное участие школьников на олимпиаде возможно лишь при постоянной работе на протяжении всего учебного года. 2009-2010 учебный год Мешков Никита призер районной олимпиады; 2010-2011 год Петухова Олеся- победитель районной олимпиады по литературе.
Я, как учитель, сама являюсь образцом правильной русской разговорной речи.
Таким образом, работая над данной темой, я убеждаюсь, что качество образования зависит от умелого, систематического применения различных методов, приемов обучения, использования информационно-компьютерных технологий на уроке и во внеурочное время.
В итоге хочется привести слова из Концепции модернизации российского образования: «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности на основе гармонического мировосприятия. Этот путь точно ведёт к здоровью и долголетию».