Статья на тему ФГОС ООО актуальные проблемы и перспективы внедрения


ФГОС ООО: актуальные проблемы и перспективы внедрения
Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что в прошлом учебном году наша школа перешла на ФГОС ООО и пришло время подвести итоги и поделиться первым опытом работы по новым стандартам, а также обсудить проблемы и перспективы.
Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Мир меняется стремительно и именно стандарт второго поколения формирует личность с тем набором качеств, которые позволяют человеку быть успешным в 21 веке.
Как показывают исследования, Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
- в умении работать с информацией;
- в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
- в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
- а также «синдром отличника», который зачастую хуже устраивается в жизни, чем троечник, не умеет приспособиться к другим условиям.
Какими же навыками должен обладать человек, чтобы преуспеть в XXI веке?
16 навыков высокоэффективных людей
БАЗОВЫЕ НАВЫКИ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Что помогает решать повседневные задачи
Навыки чтения и письма
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественнонаучные знания
ИКТ – грамотность
Культурная и гражданская грамотность Что помогает решать более сложные задачи
Критическое мышление
Творческое мышление
Умение общаться
Умение работать в коллективе Что помогает справляться с изменениями окружающей среды
Любознательность
Инициативность
Настойчивость
Способность адаптироваться
Лидерские качества
Социальная и культурная осведомленность
Исходя из этого, образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, что определяет:
Системно-деятельностный подход как основу определения требований к результатам образования;
Выделение научного содержания образования на основе его фундаментального ядра;
Трактовку воспитания как важнейшей составной части образования;
Инновационную систему организации образовательного процесса через новую структуру Базисного учебного плана.
В соответствии с данными требованиями ФГОС определяет основные базовые технологии:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Проблемно-диалогическая технология.

Как обучать? Руководствоваться основными дидактическими принципами:
Принцип непрерывности
Принцип деятельности
Принцип вариативности
Принцип минимакса
Принцип целостности
Принцип психологической комфортности
Принцип творчества.
С помощью чего учить? С помощь разных типов уроков. Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:
Уроки «открытия» нового знания
Уроки рефлексии
Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Уроки развивающего контроля.
Если сравнивать стандарт первого поколения (2004) и стандарт второго поколения (ФГОС), то мы видим существенные различия в цели и основной идее образования, в самой структуре стандарта.
Стандарт первого поколения содержал жесткие требования к содержанию образования вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для обучающихся предметом усвоения. Стандарт второго поколения задаёт лишь общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием обучающихся через описание результатов образования и условий их осуществления.
Основной идеей стандарта первого поколения является приобретение системы прочных фундаментальных знаний. ФГОС вместо передачи суммы знаний направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности (знания и умения как средство развития личности).
Кроме того в стандарте второго поколения появляется оценка достижения планируемых результатов, чего в стандарте первого поколения не было. В итоговой оценке выделены две составляющие – результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику образовательных достижений + результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий.
Как любое новшество стандарт имеет свои минусы и плюсы. Что же мы имеем сегодня?
Пожалуй, первый плюс ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. 
Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний, к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет,
Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
Пятый не менее важный плюс – формирование у обучающихся универсальных учебных действий, то есть нужно научить ребенка выполнять какую-то работу самостоятельно, опираясь не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации. Искать, находить и действовать.
Шестой плюс подразумевает, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, и учителем.
И, конечно же, нельзя не сказать об обновлении материально-технической базы школы. Полноценные рабочие места учителя, интерактивные доски, электронный микроскоп, спортивное оборудование, полученные школой в рамках программы модернизации школы позволяют учителям организовать работу на уроках более продуктивно. Но, в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя.
Что касается минусов, во-первых, это требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая "общественный договор", должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.
Во-вторых, трудности у учителя и администрации по организации учебного процесса: выбрать УМК, максимально приближенный к стандартам второго поколения, составить рабочую программу по предметам с учётом современных требований, оформить программу воспитания и социализации класса совместно с родителями, спланировать внеурочную деятельность и т.д.
В-третьих, здание нашей школы построено по устаревшему проекту. В школе нет условий для организации работы в режиме школы полного дня, не хватает помещений для полноценной организации внеурочной деятельности.
В-четвёртых, не до конца продумана система интерпретации результатов формирования УУД. Учителями нашей школы ведутся наблюдения за степенью сформированности универсальных учебных действий обучающихся. В прошлом учебном году были проведены две рубежные работы с целью диагностики предметных результатов, которые были составлены учителями нашей школы. Получается, что каждое образовательное учреждение должно разрабатывать свою рубежную работу, а значит, нет единства в системе оценивания предметных результатов.
В-пятых, перегрузки угрожают не только обучающимся, но и учителям. Количество таблиц, данных портфолио, листов предметных достижений таково, что желание работать по новым стандартам заметно уменьшается при виде количества документов, требующих заполнения. Подготовка к урокам требует значительно больше времени. Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек: хочется почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом... И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей.
Таким образом, в новом ФГОС больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации.
Китайская народная мудрость гласит, не дай бог жить во времена перемен. А нам выпало именно такое время. Перемены – это трудно, «неудобно», ответственно. Но именно мы, педагоги, держим в своих руках будущее нашей страны. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта.