Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Профилактика девиантного поведения
в младшем школьном возрасте
Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Выделяются следующие формы девиантного поведения:
агрессия;
аутоагрессия (суицидальное поведение);
злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
аномалии сексуального поведения;
бродяжничество;
сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, "паранойя здоровья", фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);
коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм и др.);
безнравственное и аморальное поведение;
неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.
Одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте является агрессивность.
Агрессивность (лат. agressio – нападение) – свойство личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.
Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Виды агрессивности у детей
1. Агрессивность физическая, с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).
2. Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.
3. Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.
4. Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (па) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.
5. Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.
Разнообразие агрессивности у детей проявляется в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и др.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка
Наследственно-характерологические признаки: наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.
Приобретенные органические поражения: минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т.п.
Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе; неадекватно-жесткий родительский контроль; враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между супругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность; необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр. А также другие ситуационные, провоцирующие агрессивность условия или факторы.
Диагностика агрессивности
Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (опросник, А. А. Романов)
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________
Возраст ______________________ Дата заполнения _______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог __________________________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Признаки проявления агрессивности у ребенка
Как проявляется агрессивность
Как часто наблюдается
Вегетативные признаки
краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева;
облизывает губы в состоянии раздражения, гнева
01234
01234
Внешние проявления агрессивности
кусает губы в состоянии раздражения;
сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева;
сжимает губы, кулаки, когда обижают;
тревожное напряжение разрешается гневом
01234
01234
01234
01234
Длительность агрессии
после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин;
после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин
01234
01234
Чувствительность к помощи взрослого
помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией;
помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться;
замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии;
замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии;
чувство неприязни к другим не корректируется извне
01234
01234
01234
01234
01234
Особенности отношения к собственной агрессии
ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно;
ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые
01234
01234
Недостаточность в проявлении гуманных чувств
стремится делать назло другим;
проявляет безразличие к страданиям других;
стремится причинить другому страдание;
у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий
01234
01234
01234
01234
Реакция на новизну
новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности;
в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции
01234
01234
Реакция на ограничение
при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется
01234
Реактивность (чувствительность к агрессии других)
проявляет агрессивные реакции первым;
первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка;
проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других;
толкается, когда обижают;
бьет других детей, если ребенка случайно толкнули
01234
01234
01234
01234
01234
Чувствительность к присутствию других
ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка;
присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка;
щиплется на глазах у всех;
толкает сверстника на глазах у всех
01234
01234
01234
01234
Физическая агрессия, направленная на предмет
ломает постройку на глазах у всех;
ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку;
ребенок бросает предмет об стенку;
ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры;
отрывает кукле руки, ноги
01234
01234
01234
01234
01234
Агрессия, направленная на сверстников
толкает других детей в состоянии раздражения;
походя, мимоходом ударяет встречных;
бьет других детей в состоянии раздражения;
ударяет детей и внезапно успокаивается;
стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом);
кусает других детей в состоянии раздражения
01234
01234
01234
01234
01234
01234
Агрессия, направленная на себя
просит себя стукнуть еще раз;
берет на себя вину за других;
рвет на себе волосы;
щиплет себя в состоянии раздражения;
кусает себя в состоянии раздражения
01234
01234
01234
01234
01234
Вербальная (словесная) агрессия
говорит обидные, грубые слова детям;
говорит обидные слова взрослым;
говорит нецензурные слова детям;
говорит нецензурные слова взрослым
01234
01234
01234
01234
Агрессивность в виде угрозы
замахивается, но не ударяет другого;
пугает другого
01234
01234
Агрессия, направленная на животных
щиплет кошку;
выкручивает кошке хвост;
специально наступает на лапы собаке;
отрывает крылышки насекомым
01234
01234
01234
01234
Агрессия разных видов и направленности
агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)
01234
Неупорядоченные проявления агрессии
плюется в состоянии раздражения
01234
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, сложите полученные баллы.
Уровень I – от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Уровень II – от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень III – от 134 до 201 балла. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень IV – от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее шести месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.
15