Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Профилактика девиантного поведения
в младшем школьном возрасте
Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Выделяются следующие формы девиантного поведения:
агрессия;
аутоагрессия (суицидальное поведение);
злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
аномалии сексуального поведения;
бродяжничество;
сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, "паранойя здоровья", фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);
коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм и др.);
безнравственное и аморальное поведение;
неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

Одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте является агрессивность.

Агрессивность (лат. agressio – нападение) – свойство личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.

Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Виды агрессивности у детей

1. Агрессивность физическая, с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).

2. Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.

3. Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.

4. Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (па) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.

5. Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.

Разнообразие агрессивности у детей проявляется в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и др.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка

Наследственно-характерологические признаки: наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.

Приобретенные органические поражения: минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т.п.

Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе; неадекватно-жесткий родительский контроль; враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между супругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность; необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр. А также другие ситуационные, провоцирующие агрессивность условия или факторы.


Диагностика агрессивности

Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (опросник, А. А. Романов)
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________
Возраст ______________________ Дата заполнения _______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог __________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Признаки проявления агрессивности у ребенка






Как проявляется агрессивность
Как часто наблюдается


Вегетативные признаки

краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева;
облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

01234


01234


Внешние проявления агрессивности
кусает губы в состоянии раздражения;

сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева;

сжимает губы, кулаки, когда обижают;

тревожное напряжение разрешается гневом

01234


01234



01234


01234


Длительность агрессии
после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин;

после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин
01234


01234


Чувствительность к помощи взрослого
помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией;

помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться;

замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии;

замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии;

чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234


01234


01234


01234


01234

Особенности отношения к собственной агрессии
ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно;

ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

01234


01234

Недостаточность в проявлении гуманных чувств

стремится делать назло другим;

проявляет безразличие к страданиям других;

стремится причинить другому страдание;

у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

01234

01234

01234

01234

Реакция на новизну
новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности;

в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

01234


01234

Реакция на ограничение
при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

01234

Реактивность (чувствительность к агрессии других)

проявляет агрессивные реакции первым;

первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка;

проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других;

толкается, когда обижают;

бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

01234

01234


01234


01234

01234

Чувствительность к присутствию других

ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка;


присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка;


щиплется на глазах у всех;

толкает сверстника на глазах у всех

01234



01234



01234

01234

Физическая агрессия, направленная на предмет

ломает постройку на глазах у всех;

ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку;

ребенок бросает предмет об стенку;

ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры;

отрывает кукле руки, ноги

01234

01234


01234

01234



01234


Агрессия, направленная на сверстников

толкает других детей в состоянии раздражения;

походя, мимоходом ударяет встречных;

бьет других детей в состоянии раздражения;

ударяет детей и внезапно успокаивается;

стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом);

кусает других детей в состоянии раздражения


01234


01234

01234

01234

01234

01234

Агрессия, направленная на себя
просит себя стукнуть еще раз;

берет на себя вину за других;

рвет на себе волосы;

щиплет себя в состоянии раздражения;

кусает себя в состоянии раздражения

01234

01234

01234

01234

01234

Вербальная (словесная) агрессия

говорит обидные, грубые слова детям;

говорит обидные слова взрослым;

говорит нецензурные слова детям;

говорит нецензурные слова взрослым
01234

01234

01234

01234

Агрессивность в виде угрозы
замахивается, но не ударяет другого;

пугает другого

01234

01234

Агрессия, направленная на животных

щиплет кошку;

выкручивает кошке хвост;

специально наступает на лапы собаке;

отрывает крылышки насекомым

01234

01234

01234

01234

Агрессия разных видов и направленности

агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)

01234

Неупорядоченные проявления агрессии

плюется в состоянии раздражения

01234


Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, сложите полученные баллы.

Уровень I – от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

Уровень II – от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень III – от 134 до 201 балла. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень IV – от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее шести месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.
15