Профилактика девиантного поведения младших школьников и подростков. Причины девиантного поведения.


Профилактика девиантного поведения младших школьников и подростков. Причины девиантного поведения.
Девиантное поведение-поведение, которое не укладывается в общепринятые нормы, не отвечает моральным принципам общества. Причины девиантного поведения различны: -психические отклонения; -воспитание в семье (внутрисемейные отношения); -отрицательное влияние улицы. Самый опасный возраст-переход от детства к отрочеству, 12-13 лет. Первые признаки девиантного поведения-курение, употребление алкоголя, объединение в компании, действия которых подходят под статьи УК, а в последнее время попадание под влияние экстремистских организаций или сект.
Отклонениями от нормы считаются зависимость от компьютерных игр и гаджетов, стремление к экстремальному селфи и видеосъёмкам, анорексия, булимия.
Один из признаков изменения поведения подростка стремление за определенный статус в коллективе.
Детям, которым с детства привили родители любовь к спорту, норме здорового образа жизни, сделать это проще.
Спровоцировать девиантное поведение может неосторожная критика взрослых. Подростки болезненно реагируют на критику взрослых. Подросток может во взвинченном состоянии нагрубить, ударить, убежать из дома, примкнуть к плохой компании.
Низкий интеллектуальный уровень, ЗПР ведут к неуспешности в обучении, как следствие-нежелание учиться. В результате возникают конфликты с учителями, родителями. Подросток прогуливает школу, а в свободное время может посвятить антиобщественным деяниям.
Девиантное поведение может проявляться редко, периодически oно становится стойким, постоянным.
Если это происходил постоянно, родителям нужно задуматься о лечении девиантого поведения.
Профилактика. Всем известно, что проще предупредить болезнь, чем ее лечить. В отношении девиантного поведения тот же самый принцип. Чем раньше начать профилактику, тем меньше вероятность наступления отклонения в поведении.
В первую очередь родителям нужно общаться как можно больше с детьми. Дефицит общения ребёнка с родителями-основная причина, заставляющая искать круг знакомых на улице. Важность профилактики девиантного поведения заключается в том, что очень часто поведение может быть опасным не только для окружающих, но и для самих подростков. Чем более ярко выражается разрушительное поведение у детей и подростков, чем выше их склонность к преступлениям. Программа профилактики девиантного поведения должна помочь детям сформировать должный уровень социально- психологической компетентности. Подростки должны понимать границы дозволенного и чётко различать способы решения важных для них проблем. К методам профилактики девиантного поведения относят: -психологические тренинги; -воспитательные беседы; 1. Программы психологической профилактики девиантного поведения включают в себя несколько блоков, среди которых: -профилактика психологической зависимости; -формирование положительного отношения к себе; -профилактика сексуальных отклонений.
2. Для профилактики девиантного поведения используются следующие способы:
-забота о материальной обеспеченности несовершеннолетних и членов их семей;
-организация отдыха подростков (организация досуга детей и подростков, должна быть на должном уровне, так, чтобы детям было по-настоящему интересно);
-пропаганда ЗОЖ (у подростков должно сложиться негативное отношение к алкоголизму, курению, употреблению наркотических веществ).
Очень важны для профилактики нежелательного поведения нормальные доверительные, доброжелательные отношения в семье, с родителями. Бывает, что подростки демонстрируют девиантное поведение только в определенных ситуациях, например, только в школе или с друзьями, или в семье.
Очень важны для своевременного начала психологической профилактики наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантному поведению.
Развитие службы социальной защиты и помощи семье с несовершеннолетними детьми.
Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» выделяет» в качестве одного из приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС, связанной с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты. Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, утрата нравственных ценностей и моральных норм, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности, преступности. Педагогу, работающему с девиантными подростками, важно учитывать, что в большинстве своем они живут в неблагополучных семьях, где наблюдается искажение норм и ценностей, принятых в обществе. Профилактическая работа может быть эффективной тогда, когда в ней объединят свои усилия педагоги и родители.