ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»
Колледж ЮУрГГПУ
-403860166370РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «РУССКИЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»
ПО ТЕМЕ: ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
00РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «РУССКИЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»
ПО ТЕМЕ: ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
16249656569710г. Челябинск
2016 г.
00г. Челябинск
2016 г.

Выполнила: Синицына Ю.А.
студентка гр. ОФ-318/165-3-1
Проверила: Мишанова О.Г.
профессор кафедры,
доктор педагогических наук
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc469520972 \h 3ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА PAGEREF _Toc469520973 \h 4Методика обучения морфологии в начальных классах PAGEREF _Toc469520974 \h 5ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДОСТИЖЕНИЮ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА PAGEREF _Toc469520975 \h 9Диагностика уровня освоения учащимися морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола PAGEREF _Toc469520976 \h 9Поиск эффективных методов и приёмов обучения для организации работы по освоению младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола. PAGEREF _Toc469520977 \h 11ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc469520978 \h 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc469520979 \h 15

ВВЕДЕНИЕОдним из основных направлений ФГОС второго поколения является планирование результатов освоения предметных программ начального общего образования. Планирование результатов начального образования в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык.
Морфология относится к традиционно изучаемым в начальной школе разделам русского языка. Поэтому, казалось бы, вопросы содержания и методики изучения этого раздела не актуальны. Однако изменение целей обучения и появление новых требований к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы ФГОС по русскому языку, а также достижения передового опыта учителей оказывают постоянное воздействие на содержание, планирование и организацию занятий по морфологии в начальной школе.
В настоящее время учителя начальных классов вынуждены планировать конечные результаты деятельности учащихся по морфологии русского языка и развивать морфологическую компетенцию учащихся, это, на мой взгляд, поможет не только постоянно держать в поле зрения конечную цель обучения морфологии, но и качественно повысить уровень освоения учащимися многих грамматических категорий и понятий.
Актуальность: определяется с появлением необходимости поиска эффективных методов и приёмов обучения на уроках русского языка, которые будут способствовать достижению планируемых результатов по морфологии, что обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Процесс достижения младшими школьниками хорошего уровня морфологической компетенции будет успешным, если на уроках русского языка комплексно использовать такие эффективные методы обучения, как: метод языкового анализа, метод конструирования, наглядный метод, метод упражнений.
База исследования: МОУ Тимирязевская СОШ
4 а класс. Классный руководитель: Шалыгина Елена Викторовна.
Челябинская область, Чебаркульский район, п.Тимирязевский.
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАПроблема изучения морфологии младшими школьниками находится в центре внимания исследований таких ученых как Л. И. Айдарова, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, М. Р. Львов, В. П. Озерская, А. М. Орлова и другие.
Для полноценного понимания, что такое морфологическая компетенция, была проведена работа с каждым понятием.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова
Компетенция – область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен
Ещё компетенция толкуется как,
- способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Область компетенций - совокупность знаний и навыков человека или организации, которые они выполняют на высоком, конкурентном уровне.
Следующее понятие:
Морфоло́гия — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «слово, учение»)
Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»).
Исходя из выше перечисленных понятий «компетенция» и «морфология», мы можем сформулировать общее понятие морфологической компетенции:
Морфологическая компетенция – способность применять знания, умения, полученные по морфологии, входящие в раздел грамматики и составляющие часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования в широкой области.
Прежде чем узнать, с помощью чего формируется морфологическая компетенция, познакомимся с понятием «Формирование»
Формирование - сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи).
Формирование морфологической компетенции младших школьников на уроках русского языка - сознательный процесс развития знаний, умений по морфологии с помощью специальных морфологических упражнений, которые имеют свою цель: осознание учащимися морфологического строя русского языка.
Методика обучения морфологии в начальных классахВ задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте.
Для формирования морфологической компетенции существует специальная методика:
Методика морфологии – раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения.
Особенности методики изучения морфологии обусловливаются целями ее изучения. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых – различать части речи и производить морфологический разбор.
Из специфики морфологии вытекают следующие принципы ее изучения:
лексико-грамматический – сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, (например, беготня: лексическое значение «быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного»);
парадигматический – сопоставление косвенных форм и исходной формы слова;
морфолого-синтаксический – сопоставление слова как члена предложения и части речи.
Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы, называемые в отечественной науке упражнениями.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
морфологический анализ;
полный или частичный морфологический разбор слова;
формообразование слов, постановка слова в указанной форме;
конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;
нахождение части речи в предложении, в тексте;
словообразование частей речи.
опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
группировка слов по частям речи, их разрядам;
составление парадигмы слова;
разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;
наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;
наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения.
Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.
Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.
Работа над морфологическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне.
Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления.
В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение.
Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол – представлены в каждом из I – IV классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во 2 классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи, в 3 и 4 классах – склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения вводятся наклонения ,местоимения, наречия времени, места, образа действия.
В данную методику входит:
Система работы над темой «Имя существительное» 
Например, в I и II классах в центре – усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в III – IV классах основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний.
Система изучения имен прилагательных 
В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III и IV классах – склонение прилагательных и правописание падежных окончаний.
Система работы на темой «Глагол»
В I классе Основная задача заключается в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи. Во II классе учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. В III и IV классах проводится работа над умением распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме.
Всё морфологические категории, с которыми знакомятся учащиеся можно объединить в таблицу:
Таблица №1 Морфологические категории
Часть речи Грамматическое значение Морфологические категории
постоянные переменные
Имя существительноепредмет родчисло, падежИмя прилагательноенепроцессуальный признак предмета род, число, падеж, степень сравненияГлаголпроцесс (действие, состояние) видзалог, наклонение, время, лицо, число, род (в прошедшем времени и сослагательном наклонении)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДОСТИЖЕНИЮ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАДиагностика уровня освоения учащимися морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глаголаДля исследования был выбран четвёртый класс, Тимирязевской средней общеобразовательной школы п.Тимирязевский. Всего было задействовано 27 человек. Исследование проводилось 21 ноября 2016 г.
И состояла из двух этапов:
На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня освоения младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола.
На формирующем этапе эксперимента нами были выявлены методы и приёмы обучения, направленные на достижение высокого уровня морфологической компетенции.
С целью выявления исходного уровня освоения учащимися морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола мы провели проверочную работу .
Технология проведения такова: каждому учащемуся было предложено выполнить по три задания базового и повышенного уровня, направленных на проверку достижения трех планируемых результатов по развития речи:
определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Отметим, что выделение в проверочной работе заданий двух уровней – базового и повышенного – позволяет не только оценить индивидуальную траекторию развития обучающегося, но и диагностировать перспективы его обучения на следующей ступени образования.
На основании накопленной оценки за проверочную работу по морфологии русского языка делаются следующие выводы о достижении учащимися планируемых предметных результатов:
Ученик овладел опорной системой знаний, учебными действиями и достиг базового уровня подготовки по морфологии русского языка на данном этапе обучения. Такой вывод делается, если результаты выполнения свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.
Ученик не овладел опорной системой знаний и учебными действиями и не достиг базового уровня подготовки по морфологии русского языка на данном этапе обучения. Такой вывод делается, если результаты свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.
Ученик достиг повышенного уровня подготовки по морфологии русского языка на данном этапе на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в проверочной работе результаты свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
Образцы заданий приводятся ниже в приложении № 1.
Результаты выполнения работы с учётом накопленных баллов за проверочную работу отражены в таблице 2.
Таблица 2– Диагностика уровня достижения четвероклассниками планируемых предметных результатов по морфологии на констатирующем этапе эксперимента
Уровень
Класс Достигли базового уровня Не достигли базового уровня Достигли повышенного уровня
4 «А» класс 52 %
(12 чел.) 48 %
(11 чел.) 17 %
(4 чел.)
Из табличных данных видно, что повышенного уровня при освоении морфологических категорий в 4 «Б» классе достигли – 4 человека (17 %). Достигли базового уровня знаний 12 человек (52 %), что свидетельствует о высоком уровне достижения предметных результатов по морфологии русского языка на данном этапе обучения. Не достигли базового уровня знаний – 11 человек (48 %). Наглядно табличные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Наглядные результаты проверочной работы на констатирующем этапе эксперимента.

Сравнительный анализ полученных результатов показал, что уровень достижения знаний по морфологии невысокий. Это наглядно представлено в диаграмме.
Наличие средних показателей базового уровня и низких показателей повышенного уровня освоения каждой морфологической категории учащимися 4-х классов говорит о том, что необходима целенаправленная работа по реализации на уроках русского языка таких эффективных методов и приёмов работы, которые способствовали бы успешному освоению морфологических категорий. Это явилось целью формирующего этапа эксперимента в 4 «А» классе.
Поиск эффективных методов и приёмов обучения для организации работы по освоению младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола.Младшие школьники только тогда достигнут высокого уровня морфологической компетенции, если будут правильно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, применяя полученные по морфологии знания. Для достижения этой цели учителю в учебном процессе необходимо комплексно использовать следующие наиболее эффективные методы обучения: 1) метод языкового анализа, 2) метод конструирования, 3) наглядный метод и 4) метод упражнений.
Сущность языкового анализа заключается в дроблении изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность языковых явлений. Морфологический анализ как вид языкового анализа позволяет определить, к какой части речи относится разбираемое слово, назвать его в исходной форме, обозначить постоянные признаки, определить его форму, например, род, число, падеж у существительных. Анализ органически связан с синтезом, однако в языковых упражнениях он идет впереди синтеза.
Синтез в учебных целях используется как языковое конструирование. К видам языкового конструирования относится, например, образование форм имен существительных, их склонение, изменение форм рода, числа, падежа; составление словосочетаний и предложений с заданными формами существительных, с предлогами или без.
Наглядный метод. Большое место в системе обучения морфологии имеют различного рода информативные таблицы, схемы, модели. Представленная в них обобщенная информация наиболее доступна для восприятия, усваивается учащимися легче и быстрее. На уроках закрепления правописания существительных используется зрительное запоминание и условное подчеркивание, применяются также цветные мелки для выделения изученных окончаний существительных.
Метод упражнений среди практических методов отличается наибольшей эффективностью. Его сущность состоит в том, что учащиеся производят многократные действия в применении усвоенного учебного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают умения и навыки, развивают свое мышление и творческие способности.
Структурировано эти методы обучения младших школьников представлены ниже, на таблице 2:
Если комплексно использовать перечисленные методы на повторительно – обобщающих, закрепляющих и контрольных уроках по морфологии можно добиться повышения уровня морфологической компетенции у учащихся младшего школьного возраста.
Выполняя специальные упражнения можно повысить, систематизировать, знания по разным морфологическим темам, следовательно, можно говорить о достижении всех планируемых результатов по морфологии.
Комплекс упражнений для повышения уровня морфологической компетенции представлен в приложении №2.Таблица 3 – Эффективные методы и приёмы обучения морфологии
Методы обучения Приёмы
Метод языкового анализа – наблюдение над языком;
– грамматический разбор
Метод конструирования – словарная работа;
– работа над словосочетаниями;
– работа над предложениями;
– логическая работа
Наглядный метод – использование условных графических изображений (схемы, графики, планы и т.д.)
– динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
Метод упражнений – опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
– подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
– постановка слова в указанной форме;
– составление парадигмы слова;
– разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
– группировка слов по частям речи, их разрядам;
– составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
– полный или частичный морфологический разбор слова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ литературы показал, что проблема умения организовывать работу по достижению высокого уровня морфологической компетенции на уроках русского языка остается актуальной и ею занимаются многие педагоги. В настоящее время учителя начальных классов вынуждены планировать конечные результаты деятельности учащихся по морфологии русского языка, и это, на наш взгляд, поможет не только постоянно держать в поле зрения конечную цель обучения морфологии, но и качественно повысить уровень освоения учащимися многих грамматических категорий и понятий.
В теоретической части исследования было:
1) знакомство с содержанием и структурой планируемых результатов начального общего образования;
2) проведена словарная работа с понятиями содержательной линии «Морфология»;
3) рассмотрена методика обучения морфологии в начальных классах.
В экспериментальной части работы в качестве основного методического материала для определения уровня освоения младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола учащихся были использованы задания базового и повышенного уровня. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень достижения планируемых результатов в разделе «Морфология» невысокий. На формирующем этапе эксперимента нами были выявлены методы и приёмы обучения, направленные на достижение высокого уровня морфологической компетенции.
В процессе экспериментального исследования мы выяснили, что уровень морфологической компетенции будет высоким, если на уроках русского языка комплексно использовать такие эффективные методы обучения, как: метод языкового анализа; метод конструирования; наглядный метод; метод упражнений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 144 с.
Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – Изд. 4-е. – М.: Русский язык, 2001. – 720 с.
Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1. Фонетика и морфология: Учебник для студентов факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. – Изд. 4-е. – М.: Просвещение, 2001. – 432 с.
Гришунина А.С. Изучение морфологии в начальной школе // Актуальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе «ДОУ – семья – школа»: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Саратов: Наука, 2010. – С. 22-23.
Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов. – М.: Издательство МГУ, 1999. – 240 с.
Ковалёва Г.С., Логиновой О.Б. Планируемые результаты начального общего образования (стандарты второго поколения): Просвещение, 2009.
Львов М.Р. Горецкий В.П. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в младших классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 464с.
Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. – М.: Просвещение, 2000. – 256 с.
Распопов И.П. Ломов А.М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис. – Воронеж: Издательство Воронежского университета., 2002 – 351 с.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2008.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М.: Просвещение 1999.