Формирование информационной компетенции у младших школьников посредством метода «MIND MAPS» (интеллект-карт) на уроках «Светская этика».


Формирование информационной компетенции у младших школьников посредством метода «MIND MAPS» (интеллект-карт)
на уроках «Светская этика».
Автор: учитель начальных классов
Балабас Ирина Викторовна
Кто владеет информацией,
тот владеет миром.
Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет.
Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования;
умение формулирования выводов, умозаключений; умение построения плана действий, самостоятельного принятия решения и т.д.
Основная цель деятельности учителя в школе освоение навыков существования в информационном будущем, т.е. формирование информационной компетенции: компетенции по работе с информацией, компетенции использования компьютерных технологий.
Информационная компетенция это :планирование информационного поиска,
извлечение первичной информации,
извлечение вторичной информации,
первичная обработка информации,
обработка информации.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. , т.е. формировать информировать информационную компетенцию. Синонимы: ментальные карты, карты памяти.
Метод Mind Maps наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа.
Mind Map помогают нам понять разницу между способностью к хранению объема информации, которая может быть запечатлена в памяти (что отмечается в первую очередь при использовании карт) и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации Вы усваиваете таким способом, тем сильнее становится Ваша память и интеллект.
27489151132840На уроках «Светская этика» я провожу мозговой штурм с использованием Интеллект-карт Как я это делаю? При изучении темы «Культура» на стадии вызова в ходе составления интеллект-карты дети самостоятельно исследуют понятие «Что такое культура?», опираясь на собственный опыт. В результате получаются разные интеллект-карты.
-81343569215
Первая интеллект-карта показывает, что у данного ребенка отсутствуют знания по данной теме, а может быть, во время работы он некомфортно себя чувствовал, т.е. с ним необходимо провести индивидуальную консультацию для выявления причин «сбоя» и коррекции учения. Другая возможная причина – несформированность познавательных (логических) универсальных учебных действий.
Второй ребенок понимает данное понятие, но все таки понятие «культура» сводится у него все же к поведению.
Затем, в ходе обсуждения составляется предварительная интегральная интеллект-карта, суммирующая имеющиеся знания у всех участников группы дети самостоятельно формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; определяют объём материала, подлежащего изучению в ходе урока; а также оценивают уровень его сложности путём быстрого просмотра имеющихся материалов.На стадии рефлексии все интеллект-карты, созданные детьми, вывешиваются на доску, и учащиеся получают возможность наглядно увидеть и проанализировать результаты не только своей, но и коллективной работы. Очень важно, что интеллект-карта является средством визуализации процессов мышления: «Нашему мозгу предоставляется возможность наблюдать за собственной работой на своеобразном мониторе, коим является ваша интеллект-карта, и узнавать больше о самом себе». Это позволяет использовать интеллект-карты для организации рефлексии, необходимой для управления собственными познавательными процессами с целью их совершенствования. Для диагностики и последующей коррекционной работы собираю все интеллект-карты, составленные детьми. Внимательно изучаю, анализирую их работу и планирую свою дальнейшую деятельность.
Давайте рассмотрим другой пример. При изучении темы «Добро и зло» я предлагаю детям подумать над этими понятиями, повторить и обобщить, какие понятия мы уже изучили , т.е. реализую деятельностный подход. Интеллект-карту составляем вместе, а затем, в течение всего урока к ней обращаемся при объяснении нового материала. Давайте посмотрим, что и нас получилось.

.
Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед нами, ее можно окинуть одним взглядом. Такая работа помогает структурировать знания, формировать понятие «добро» и «зло», устанавливать связь между данными понятиями .
Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается, а также помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает, т.е. помогает в инвентаризации собственных знаний и осознанности недостатков в своей «знаниевой» копилке).Такая работа позволила лучше проанализировать текст, дополнить своими мыслями, а значит, помогла усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Таким образом, я целенаправленно формирую информационную компетенцию, которая предполагает:
выделение познавательной цели;
поиск информации;
формирование понятий и установление связей между ними;
структурирование знаний
синтез, анализ;
классификация, систематизация и обобщение.
С учётом вышеизложенного, интеллект-карту считаю мощным инструментом в деле, оценки качества этой информации, приспосабливая и то, и другое для удовлетворения собственных информационных потребностей. а также формирования информационной компетенции.
формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; определяют объём материала, подлежащего изучению в ходе урока; а также оценивают уровень его сложности путём быстрого просмотра имеющихся материалов. (см. Рис. 1).