Выступление на семинаре Формирование коммуникативных УУД в начальной школе


«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;
они будут открывать это новое сами, моя главная задача –
помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты: Слайд2потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
владение вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
умение слушать собеседника.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.

Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие основные действия учебной коммуникации могут использоваться на уроке и во внеклассной работе. Слайд 3
Основные формы учебной коммуникации.
Формы коммуникативных действий. Формы развития исследовательских
действий.
1.Слушание и обсуждение изучаемого
материала.
2. Беседа в группах.
3. Викторина, игра в вопросы и ответы.
4. Пересказ по плану.
5. Свободный пересказ.
6. Презентация сообщений.
7. Ролевая игра, театрализация.
8. Дебаты «за-против». 1. Практикумы.
2. Экскурсии.
3. Интервью и опросы.
4. Проекты.
5. Посещение музеев, памятных мест.
6. Использование материалов
библиотеки.
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевойдеятельности Диалогические формы речевойдеятельности
Выступать с заранее подготовленной
речью Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах
Пересказывать Дискуссия
Сообщать Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы Ролевая игра
Критиковать Блицтурнир
Доказывать и опровергать Защита проекта
Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры школьника, огромны.
Такие формы работы полезны всем, кто хочет быть активным и иметь собственное мнение, стремиться к самовыражению на словах и на деле.
Способствовать этому может поэтапная работа развития школьной коммуникации, т.к. коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, а формируется. Слайд 4 ( как говорится хочешь научиться прыгать – прыгай)
1 этап. На первом этапе под руководством учителя отрабатываются следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в диалоге;
- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно;
Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей. Технология будет работать если:
Определены цели. Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно, что он хочет получить в итоге? А это возможно только через активное включение ребенка в учебный процесс.
Побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между личным состоянием и желаемым. А чтобы удерживать процесс обучения в состоянии «интереса» учителю нужно строить вою работу с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Учитель руководствуется лозунгом: « Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми. Таким образом, можно сказать, только то обучение считается хорошим, которое забегает вперед развития. Наша школа занимается по УМК « Начальная школа 21 века», и в наших учебниках учебный материал даётся таким образом, что учитель и ученики имеют право выбора материала, т.е. дифференцированно. Домашнее задание я тоже стараюсь задавать с учётом возможностей ребёнка в зоне ближайшего развития.
Слйд 5
2 этап. На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и четкость речевого высказывания;
- отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;
- умение вступать в диалог с собеседником;
Очень важный момент этого этапа: мы знаем, что речь как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Говорим голосом, беседуем всем телом: таким образом коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы не учитываем систему знаков: что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, а мимические выражения несут более 70% информации. Паузы, темп речи - все эти дополнения увеличивают значение информации. Эти моменты обязательно надо обозначать детям и учить ими пользоваться.
В наши учебниках и печатных тетрадях постоянно встречаются задания направленные на мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Я на своих уроках даю возможность побыть детям в роли учителя, эксперта, члена жюри. Ребятам это очень нравится и вот сейчас у меня 4 класс и дети уже самостоятельно могут провести урок.
Слайд63 этап. На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести беседу в паре;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог;
- умение участвовать в играх и турнирах;
Все эти умения формируемые на 3 этапе можно назвать одним словом: сотрудничество.
Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Очень важно на этом этапе максимально правильно формировать группы и учитывая индивидуальные качества участников группы, распределить им роли.
В зависимости от учебной задачи, применяются различные способы объединения обучающихся в группы: Слайл 7
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
- Разделитесь на группы по … человек.
- Разделитесь на равные группы.
2. Случайным образом:
- жребий;
- объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);
- задания типа «собери картинку (пословицу)» и др.
3. По определенному признаку.
Объединение в группы происходит по какому-либо общему признаку, например, «животные севера», «животные пустыни», «животные леса» (обучающиеся заранее получают карточку с изображением или названием животного).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.
формирование групп должно проводиться с учётом уровня активности и возможности взаимодействия её участников;
Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному: Слайд8
•все роли заранее распределены учителем;
•роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
•участники группы сами выбирают себе роли: организатор работы в группе «мотиватор», «критик», «генератор» идей, «обозреватель», «исследователь», фиксирующий результат «документатор», «проверяющий» и т. д.Слайд 9
Учителю всегда необходимо помнить некоторые важные моменты, которые вы видите на слайде.
От индивидуальных качеств участника группы зависит стиль исполнения роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики ребёнка. Например, ученик с низким статусом в классе требует большего внимания и поддержки со стороны учителя при принятии роли.
Слайд 10
Во время работы учеников по группам учитель может занимать следующие позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы. Вначале учитель обеспечивает включённость ученика в совместное выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы; функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе.
Слайд 11
Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами:
•внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту;
•обратить внимание на логику изложения материала;
•установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными примерами, фактами;
•тактично исправлять допущенные ошибки;
•внести необходимые существенные дополнения;
•дать обоснованную оценку ответа.
Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников.
Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.
Слайд 12
При планировании урока учитель должен заранее проработать все критерии эффективности групповой.Учение сейчас не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…


В заключение хотелось бы сказать, что формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
Слайд 13