Программа Внеурочной деятельности Всезнайка (1-4 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам.директора по УР Директор
______Н.В. Кунахова МБОУ Почетненский УВК
_______Т.В.Коваленко
«___» _________ 20 __г.




ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка «Всезнайка»
Программа рассчитана на четыре года обучения
( для учащихся с 1 по 4 класс)

2016-2020 учебный год


Составлена:
социальным педагогом
Василенко И.А.


Рекомендовано
педагогическим советом
от «___» _______ 20__г
протокол № ______







Почетное, 2016 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим  системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.
Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень   расчлененности   восприятия,  сформированность  мыслительных операций  сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной  сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки,   повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение   боязни   отвечать   на   уроках,   рост школьной успеваемости).
Участники программы: дети младшего школьного возраста.
Занятия проходят 1 раз в неделю.


Цель программы – познавательно-личностное развитие школьников; формирование умения осуществлять различные умственные действия развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума

Задачи:
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
развитие познавательных способностей;
развитие общеучебных умений и навыков.
формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
формирование умения решать творческие задачи.
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность программы
Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
Именно поэтому в психологических уроках «Всезнайка» последовательно и планомерно сформируется  у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.
В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами психологических уроков «Всезнайка» являются следующие умения:
Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
Знания моральных норм;
Развивать познавательные интересы;
Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями


Средством достижения этих результатов служат:
Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.
Метапредметными результатами психологических уроков «Всезнайка» является формирование УУД
Регулятивные УУД:
Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на занятиях;
Учиться высказывать свое предположение (версию);
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры, энергизаторы;
Умение находить ответы на вопросы;
Делать выводы в результате совместной работы Класса с учителем.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Занятия проводятся в следующих формах:
Групповые формы работы
Индивидуальные формы работы
Познавательно – развлекательные
Тематика занятий разнообразна. Психологические уроки начинаются введением и заканчивается завершающим занятием, в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений.
Содержание изучаемого курса
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто го задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой.
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
Структура занятия
Вводная часть.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Основная часть.
Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).
Заключительная часть.
Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.
Оценка эффективности занятий  психологического развития. Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:   степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учи теля меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий  может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики»
Интеллектуальные задания
Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.
Дискуссионные методы
Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
Метод направленной визуализации
Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.
Метод признания достоинств
Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.
Планируемые результаты
        После окончания психологических уроков «Всезнайка» учащиеся должны уметь:
Самостоятельно выполнять данное учителем задание;
Проявлять собственную активность в получение знаний;
Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные
внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).
Коммуникативные
ориентация на позицию других людей, отличающую от собственных,   уважение иной точки зрения;
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение слушать собеседника;
Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные
целепологание;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция
Познавательные
рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
поиск и выделение необходимой информации;
самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез;
установление причинно-следственных связей.
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):
снижение уровня школьной тревожности;
мотивация на саморазвитие;
повышение коммуникативной компетентности;
активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Н.Г. Лускановой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания  тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, не директивным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.
Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;
принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
клей,  степлер, скотч-лента, ножницы,
бейджи, кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, мячик;
тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;
записи инструментальных фоновых мелодий;
необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.


Тематическое планирование занятий кружка «Мир психологии»

№ п.п.
Тема
Номера уроков
Количество часов

1 класс

1.
Ощущения
1,2,5,6,10,14,15,16,19
3

2.
Восприятие
4,5,16,17,26,27,29,30
3

3.
Внимание
2,6,8,11,12,19,20,22,23,24,30
6

4.
Память
7,8,9,11,12,13,17,25,27
3

5.
Мышление
4,9,11,12,13,14,16,18,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30
10

6.
Пространственные представления
3,4,7,9,10,12,20,23,24,25
5

7.
Самоконтроль
5,29
1

8.
Произвольность
5,10,15
1

9.
Зрительно-двигательные координации
13,21,28
1

10.
Артикуляция
3
1

2 класс

1.
Ощущения
38,39,45,47,48,49,54,55,56,57
4

2.
Восприятие
38,51,60
2

3.
Внимание
31,36,39,40,48,50,59
3

4.
Память
31,33,34,35,40,43,44,47,49,51,52,55,56,58
4

5.
Мышление
31,32,34,36,37,38,40,41,42,43,45,46,47,48,50,51,53,54,56,57,59,60
12

6.
Воображение
46
1

7.
Пространственные представления
32,33,35,42,44,46,52,59
3

8.
Произвольность
33,41,55,58
2

9.
Психомоторика
35,37,41,53
1

10.
Внутренний план действий
58
1

11.
Самоконтроль
40
1

3 класс

1.
Слуховые восприятия
84
1

2.
Чувство времени
73,78,87
2

3.
Внимание
63,73,74,82,86
3

4.
Память
61,62,66,70,71,78,79,80,85,87,88
4

5.
Мышление
61,62,63,64,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,76,77,81,82,83,84,85
12

6.
Воображение
64,69,75,83,89
4

7.
Пространственные представления
66,71,75,80,83,89
4

8.
Произвольность
61,65,67,68,69,76,80,82,88,90
2

9.
Внутренний план действий
63,65,67,68,72,77,78,79,81,85
2

4 класс

2.
Восприятие
99,101,110,120
3

3.
Внимание
106,113,114,119,
3

4.
Память
93,94,100,104,109,110,118,120
4

5.
Мышление
91,92,93,94,95,96,97,98,99,100,101,102,103,104,105,106,107,108
109,111,112,114,115,116,117,118,119,120
12

6.
Воображение
92,97
2

7.
Пространственные представления
92,94,97,100,105,109,112
4

8.
Произвольность
95,98,103,107,111,113,115,119
4

9.
Внутренний план действий
95,106,111
2


Календарно – тематическое планирование работы психологических уроков
«Всезнайка»


Развиваемые психологические процессы
Методики и задания
Планируемая дата
проведения
Фактическая
дата
проведения

1 класс

1
Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения
Назови предметы, послушай тишину, узнай по звуку.
Сентябрь


2
Внимание, сосредоточенность, зрительные ощущения.
Выполни команду, какого цвета? Цветные полоски.
Сентябрь


3
Артикуляция. Пространственные представления.
Произнеси чисто. Раскрась правильно.
Сентябрь


4
Фонетико-фонематическое воспитание.
Найди ошибку. Определи фигуру.
Сентябрь


5
Самоконтроль. Слуховые ощущения.
Послушай звуки. Учитель-ученик.
Октябрь


6
Внимание. Осязательные ощущения.
Шершавые дощечки. Кто точнее нарисует.
Октябрь


7
Память.
Магнитофон. Что? Где?
Октябрь


8
Внимание. Память.
У кого ряд длиннее? Угадай, кто говорит. Слушай звуки улицы.
Октябрь


9
Память двигательная. Понятийное мышление.
Подбери картинки. Телеграфисты.
Ноябрь


10
Анализ образца. Память зрительная. Внимание.
Перепутанные линии. Найди картинку. Где ошибся Буратино?
Ноябрь


11
Образное мышление. Зрительно-двигательные координации.
Цветная сказка. Штриховка.
Ноябрь


12
Память. Понятийное мышление. Пространственные представления.
Нарисуй по памяти. Выполни правильно. Вордбол.
Ноябрь


13
Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения.
Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета. Цветовая угадай-ка.
Декабрь


14
Анализ образца. Слуховые ощущения.
Раскрась правильно. Шумящие коробочки.
Декабрь


15
Внимание. Точность движений (макродвижения).
Расставь слова. Зашифруй слова, цифры. Точные движения.
Декабрь


16
Анализ образца. Зрительное восприятия.
Срисуй фигуры. Путаница. Найди одинаковые. Назови фигуры.
Декабрь


17
Мышление. Память.
Найди одинаковые. Запомни и найди. Запомни и нарисуй.
Январь


18
Понятийное мышление. Словесный синтез. Зрительный анализ.
Назови одним словом. Конкретизация. Магнитофон. Кто наблюдательнее.
Январь


19
Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей). Наблюдательность.
Составление предложений. Найди девятый. Все ли ты увидел.
Январь


20
Мышление. Зрительное восприятие. Память.
Найди одинаковые и отличающиеся. Составь фигуру.
Январь


21
Внимание. Осязательные ощущения.
Пишущая машинка. Крестики, точки. Тяжелые коробочки.
Февраль


22
Внимание. Пространственные представления. Мышление.
Синхронный счет. Цветной ксилофон. Живые цепочки. Найди отличия.
Февраль


23
Анализ образца. Зрительно-двигательные координации.
Нарисуй точно такие же бусинки. Проведи не касаясь.
Февраль


24
Мышление. Внимание.
Способы применения предмета. Соблюдай правило.
Март


25
Пространственные представления. Анализ и синтез. Внимание.
Поставь значки. Отгадай слово. Называй и считай алфавит.
Март


26
Звуковой синтез. Внимание.
Подбери слова. Найди слоги.
Март


27
Понятийное мышление. Память. Пространственные представления.
Вордбол. Телеграфисты. Где спрятались игрушки.
Март


28
Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей). Наблюдательность.
Составление предложений. Найди девятый. Все ли ты увидел.
Апрель


29
Мышление. Зрительное восприятие. Память.
Найди одинаковые и отличающиеся. Составь фигуру.
Апрель


30
Мышление. Зрительно-двигательные координации.
Назови предмет. Молния. Речка.
Апрель


31
Мышление. Саморегуляция. Зрительное восприятие формы.
Сравни предметы. Образец и правило. Загадочные контуры.
Апрель


32
Внимание. Зрительное восприятие. Анализ образца. Мышление.
Делаем вместе. Найди фото. Нарисуй так же. Покажи одинаковые.
Май


33
Память двигательная. Понятийное мышление.
Подбери картинки. Телеграфисты.
Май


34
Итоговое занятие.

Май


2 класс

1
Внимание. Память слуховая. Мышление наглядно-образное.
Подсчитай правильно. Повтори цифры. Найди путь.
Сентябрь


2
Пространственные представления. Мышление наглядно-образное.
Куда ускакал зайчик? Полянки.
Сентябрь


3
Произвольность. Пространственные представления. Память
Летает – не летает. Выполняй правильно. Запомни и нарисуй.
Сентябрь


4
Мышление. Память вербальная.
Найди фигуру. Слова.
Сентябрь


5
Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика.
Выше, слева, правее, снизу. Соседнее через одно. Объедини слова. Сделаем бусы.
Октябрь


6
Мышление (синтез). Внимание (устойчивость).
Полянки. Назови по порядку. Что здесь изображено?
Октябрь


7
Мышление (анализ). Психомоторика.
Найди фигуры. Раздели на части. Кто точнее?
Октябрь


8
Восприятие зрительное. Мышление. Слуховые ощущения.
Назови буквы. Какой? Какая? Какие? Шумящие коробочки
Октябрь


9
Внимание. Осязательные ощущения.
Вычеркивай буквы и слушай. Сколько знаков? Разложи в слепую.
Ноябрь


10
Мышление. Память зрительная. Внимание.
Отгадай слова. Нарисуй по памяти. Запретный номер.
Ноябрь


11
Произвольность. Мышление. Психомоторика.
Графический диктант. Поиск общего. Попади в свой кружок.
Ноябрь


12
Пространственные представления. Мышление наглядно образное.
Найди пирамиду. Нарисуй кресло. Полянки. Заселение дома.
Ноябрь


13
Мышление. Память.
Найди фигуру. Точно такие. Раскрашивание фигур. Заполни рисунок.
Декабрь


14
Пространственные представления. Память.
Шарики в трубочке. Подбери заплатку. Повтори и добавь.
Декабрь


15
Мышление. Ощущения слуховые.
Выбери главное. Найди подходящий треугольник.
Декабрь


16
Пространственные представления. Воображение.
Отгадай слова. Волшебный лес.
Декабрь


17
Память. Ощущения осязательные. Ощущения мышечные.
Шершавые дощечки. Подбери картинку. Найди фигуру. Рукопожатие.
Январь


18
Ощущения слуховые. Внимание. Мышление.
Шумящие коробочки, крестики, точки. Раздели квадрат.
Январь


19
Мышление (анализ). Психомоторика.
Найди фигуры. Раздели на части. Кто точнее?
Январь


20
Произвольность. Мышление. Психомоторика.
Графический диктант. Поиск общего. Попади в свой кружок.
Январь


21
Ощущения осязательные. Память. Ощущения зрительные.
Тяжелые коробочки. Подбери картинку. Цветовая угадайка.
Февраль


22
Внимание. Мышление.
Делаем вместе. Найди отличающиеся. Найди девятый.
Февраль


23
Мышление. Память. Ощущения мышечные.
Найди одинаковые. Одинаковое, разное. Найди девятый. Рукопожатие.
Февраль


24
Память. Мышление. Восприятие слуховые.
Зашифруй предложение. Ленточки. Назови и проверь постукиванием.
Март


25
Память. Пространственные представления.
Найди слова. Что изменилось? Превращение фигур.
Март


26
Мышление. Психомоторика.
Дорисуй рисунок. Что здесь изображено? Иголка и нитка.
Март


27
Мышление. Ощущения осязательные.
Цирк. Раздели квадрат. Шершавые дощечки.
Март


28
Память. Ощущения. Произвольность.
Зашифруй предложение. Цветовая угадайка. Зеваки.
Апрель


29
Мышление. Память. Ощущения мышечные.
Найди одинаковые. Одинаковое, разное. Найди девятый. Рукопожатие.
Апрель


30
Мышление. Ощущения осязательные.
Четвертый лишний. Найди фигуры. Тяжелые коробочки.
Апрель


31
Внутренний план действия. Память. Произвольность.
Совмести фигуры. Запомни фигуры. Замри!
Апрель


32
Внимание. Мышление. Пространственные представления.
Вычеркивай буквы и слушай. Посмотри вокруг. Где находится чайник?
Май


33
Мышление. Восприятие зрительное.
Найди отличающиеся. Найди девятый. Загадочные контуры.
Май


34
Итоговое занятие.

Май


3 класс

1
Память. Мышление. Произвольность движений.
Запомни фигуру. Логический квадрат. Обводи точно.
Сентябрь


2
Мышление. Память.
Четвертый лишний. Письмо. Найди девятый.
Сентябрь


3
Внутренний план действий. Мышление. Внимание.
Поверни квадрат. Найди девятый. Пишущая машинка.
Сентябрь


4
Мышление. Воображение.
Свяжи слова. Найди четвертый лишний. Закончи рисунок.
Сентябрь


5
Внутренний план действий. Произвольность движений.
Муха. Бери осторожно.
Октябрь


6
Память зрительная. Мышление. Пространственные представления.
Запомни сочетания фигур. Раздели на группы. Фигуры и значки.
Октябрь


7
Мышление. Внутренний план действий. Произвольность движений.
Выбери главное. Совмести фигуры. Знай свой темп.
Октябрь


8
Мышление. Внутренний план действий. Произвольность движений.
Назови четвертое слово. Муха. Запретное движение.
Октябрь


9
Мышление. Произвольность. Воображение.
Одинаковое, разное. Не путай цвета. Что это?
Ноябрь


10
Память. Мышление.
Объедини по смыслу. Найди фигуры.
Ноябрь


11
Пространственные представления. Мышление. Память.
Учись уменьшать и увеличивать. Объедини пословицы. Запомни и нарисуй.
Ноябрь


12
Внутренний план действия. Мышление.
Поверни квадрат. Найди одинаковые.
Ноябрь


13
Мышление. Внимание. Чувство времени.
Логический квадрат. Назови по порядку. Дружный хлопок.
Декабрь


14
Мышление. Внимание.
Составь слова. Отыщи числа.
Декабрь


15
Воображение. Пространственные представления. Мышление.
Волшебники. Где какая полоска? Кольца. Говорим по марсиански.
Декабрь


16
Мышление. Произвольность.
Поезд. Не путай цвета.
Декабрь


17
Мышление. Внутренний план действия.
Найди девятый. Найди одинаковые. Архитектор.
Январь


18
Внутренний план действия. Чувство времени. Память.
Совмести фигуры. За одну минуту. Письмо.
Январь


19
Память зрительная. Мышление. Пространственные представления.
Запомни сочетания фигур. Раздели на группы. Фигуры и значки.
Январь


20
Внутренний план действия. Мышление.
Поверни квадрат. Найди одинаковые.
Январь


21
Память. Внутренний план действия.
Объедини по смыслу. Поверни квадрат.
Февраль


22
Память. Произвольность движений. Пространственные представления.
Добавь слово. Раскрась фигуру. Флажок.
Февраль


23
Память. Произвольность.
Найди правильно и запомни. Найди смысл.
Февраль


24
Внутренний план действия. Мышление.
Муха. Что здесь изображено?
Март


25
Внимание. Мышление. Произвольность движений.
Отыщи числа. Преврати в квадрат. Запретное движение.
Март


26
Мышление. Пространственные представления. Воображение.
Подбери слова. Найди недостающий квадрат. Закончи рисунки.
Март


27
Мышление. Слуховое восприятие.
Пятый лишний. Объясни значение. Назови и проверь постукиванием.
Март


28
Внутренний план действия. Мышление. Память.
Этажи. Найди девятый. Какой цвет?
Апрель


29
Мышление. Внимание.
Расположи слова. Стенографы.
Апрель


30
Мышление. Память. Чувство времени.
Расположи слова. Запомни слова. Дружный хлопок.
Апрель


31
Память. Произвольность.
Найди правильно и запомни. Найди смысл.
Апрель


32
Мышление. Воображение. Пространственные представления.
Вордбол. Составь изображения. Развертка.
Май


33
Мышление. Произвольность движений.
Найди фигуры. Расположи слова. Замри.
Май


34
Итоговое занятие.

Май


4 класс

1
Мышление вербально-понятийное. Мышление абстрактное.
Расположи слова. Форма цвет.
Сентябрь


2
Мышление. Пространственные представления. Воображение.
Назови слова. Разноцветный коробок. Закончи рисунок.
Сентябрь


3
Мышление. Память.
Подбери общее понятие. Запомни фигуры.
Сентябрь


4
Мышление. Память. Пространственные представления.
Пословицы. Лишний кубик. Запомни и нарисуй.
Сентябрь


5
Внутренний план действия. Мышление. Произвольность движений.
Совмести фигуры. Подбери общее понятие. Не путай цвета.
Октябрь


6
Мышление.
Найди рядоположное слово. Одинаковое, разное. Найди девятый.
Октябрь


7
Мышление. Пространственные представления. Воображение.
Подбери пословицу. Найди одинаковые кубики. Тропинка.
Октябрь


8
Мышление. Произвольность движений.
Найди рядоположное слово. «Невидящие» и «не слышащие».
Октябрь


9
Мышление. Осязательное восприятие.
Объясни значение. Целое-часть. Палочка-узнавалочка.
Ноябрь


10
Память. Мышление. Пространственные представления.
Запомни сочетания фигур. Подбери пословицу. Раскрась кубики.
Ноябрь


11
Мышление. Глазомер и зрительно-двигательные координации.
Целое-часть. Найди значения. Вырезай точно.
Ноябрь


12
Мышление, установление закономерностей.
Найди причину и следствие. Найди фигуры.
Ноябрь


13
Мышление. Произвольность, помехоустойчивость.
Назови причину. Найди значения слов. Найди смысл.
Декабрь


14
Память. Мышление.
Письмо. Отрицание.
Декабрь


15
Мышление. Пространственные представления. Произвольность движений.
Пословицы. Форма-цвет. Раскрась кубик. Кто точнее?
Декабрь


16
Внутренний план действий. Мышление. Внимание.
Совмести фигуры. Поезд. Пишущая машинка.
Декабрь


17
Мышление.
Подбери слово, противоположное по смыслу. Найди одинаковые.
Январь


18
Мышление абстрактное. Мышление вербально-смысловое.
Подбери слово, противоположное по смыслу. Только одно свойство.
Январь


19
Внутренний план действия. Мышление. Произвольность движений.
Совмести фигуры. Подбери общее понятие. Не путай цвета.
Январь


20
Мышление. Пространственные представления.
Разгадай ребусы. Только одно свойство. Развертка куба.
Март


21
Мышление. Пространственные представления. Память.
Какого цвета? Вордбол. Найди одинаковые кубики.
Февраль


22
Память опосредованная. Глазомер и зрительно-двигательные координации.
Письмо. Вырезай точно.
Февраль


23





24
Внутренний план действия. Мышление. Произвольность движений.
Муха. Найди фигуры. Попади в свой кружок.
Март


25
Мышление. Пространственные представления.
Разгадай ребусы. Только одно свойство. Развертка куба.
Март


26
Внимание. Произвольность.
Отыщи числа. Найди смысл.
Март


27
Мышление логическое. Произвольность движений.
Поезд. «Невидящие и не слышащие».
Март


28
Мышление. Произвольность движений.
Отрицание. Ленточки. Знай свой темп.
Апрель


29
Мышление.
Подбери общее понятие. Только одно свойство.
Апрель


30
Мышление.
Подбери общее понятие. Форма-цвет.
Апрель


31
Мышление. Память.
Найди девятый. Точно такие. Объедини по смыслу и запомни.
Апрель


32
Мышление. Внимание. Произвольность движений.
Подбери следующее. Стенографы. Зеваки.
Май


33
Мышление. Память. Осязательное восприятие.
Найди фигуры. Письмо. Палочка-узнавалочка.
Май


34
Итоговое занятие.

Май



Учебно-методическое обеспечение программы:
Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
Список источников
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.
2.  Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя   начальной   школы.   М.:    «Вита-Пресс», 2003.
3.  Кикоин ЕЛ.  Младший  школьник:   возможности изучения   и   развития   внимания.   Методические рекомендации   для   учителя   начальных   классов.
М., 1993.
4.  Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз вития  школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011.














Rђ Заголовок 115