РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Всезнайка» (направление интеллектуальное)


Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:
учителей начальных классов Зам.директора по УВР Директор школы «__»____________2015г ________________ _______________
Руководитель МО Жайдакбаева Р.К. ОмароваБ.Ж.
________Бауэр Н.В. «__»________2015г. «___»________2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Всезнайка»
(направление интеллектуальное)
для 3 б класса на 2015-2016 учебный год
Программу составила:
Куприна О.В.
учитель начальных классов
Павлодар, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Всезнайка» разработана в соответствии с основными положениями государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Казахстана, требований примерной основной образовательной программы школы.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституция Республики Казахстан
- Закон Республики Казахстан «Об образовании»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
- Устав ООШ № 32
Актуальность программы
Программа представляет собой совокупность упражнений, игр тренировочного, познавательного характера. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты и мир математики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики и математики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания, математические задания отличаются необычностью и новизной ситуаций. Воспитание интереса к “Всезнайке” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, математике совершенствовать свою речь, математическое мышление.
Содержание и методы обучения “Всезнайки” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и математики, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 3 класса
Особенности набора: свободныйЦель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и математике, показать учащимся, что грамматика и математика не свод скучных и трудных правил, а увлекательное путешествие на разных ступенях обучения.
Основные задачи:
развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развивать языковые культуры и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Методы, формы и средства организации учебных занятий:
частично – поисковый, наглядный, деятельностно–творческий, наблюдения, совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математические игры, самостоятельная работа, наглядные пособия (плакаты, иллюстрации настенные и т.п.), печатные пособия (раздаточный материал, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал.В результате изучения данного курса в 3-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.
Межпредметных результатов:
Регулятивные :- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные :- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя дополнительные средства, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные :- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
-сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие;
- понятие слово. Толковый словарь;
- однозначные и многозначные слова
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Содержание программы
Раздел «Математика»
Комбинаторика (5 часов):
Множества и его элементы
Решение разноуровневых задач.
Решение составных уравнений.
Равенства и неравенства
Нумерация многозначных чисел
Математика в играх. Развитие творческого воображения (13 часов):
Развитие творческого воображения. Составление кроссвордов.
Составление ребусов, чайнвордов.Решение разноуровневых задач. Вариант 4.
Магические квадраты.
Решение разноуровневых задач. Вариант 5.
Сложение и вычитание многозначных чисел
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Урок – игра «Путешествие в царство математики»
Умножение круглых чисел
Деление на 10, 100, 1000
Решение логических задач. Конкурс рисунков «С кем дружат цифры»
Деление круглых чисел. Тест- контроль
Формула периметра и площади прямоугольника
Упражнения с многозначными числами
Из истории математики (2 часа):
Знакомство со старинными мерами различных единиц, решение задач.
В данном разделе предусмотрены решения разноуровневых заданий .Раздел «Грамматика»
Язык и логика (4 часа):
Употребление пословиц и поговорок в речи.
Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Крылатые слова
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Словообразование (4 часа):
Многозначность слова.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Синонимы в русском языке
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова - антонимы
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Слова - омонимы
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Шарады и логогрифы
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Фонетика и орфоэпия (3 часа)
Что такое фонетика?
Что такое фонография или звукозапись?
Звуки, буквы, слог, ударение в словах.
Конкурс «Эрудит»
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
В данном разделе предусмотрены решения разноуровневых заданий .Тематическое планирование
№ занятия Тема Дата по плану Дата по факту
РАЗДЕЛ «МАТЕМАТИКА»
1 Входной тест Комбинаторика
2 Множества и его элементы 3 Решение разноуровневых задач. 4 Решение составных уравнений. 5 Равенства и неравенства 6 Нумерация многозначных чисел Математика в играх
7 Развитие творческого воображения. Составление кроссвордов. 8 Составление ребусов, чайнвордов.Решение разноуровневых задач. 9 Магические квадраты. 10 Решение разноуровневых задач. 11 Сложение и вычитание многозначных чисел 12 Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. 13 Урок – игра «Путешествие в царство математики» 14 Умножение круглых чисел 15 Деление на 10, 100, 1000 16 Решение логических задач. Конкурс рисунков «С кем дружат цифры» 17 Деление круглых чисел. Тест- контроль 18 Формула периметра и площади прямоугольника 19 Упражнения с многозначными числами Из истории математики
20 Старинные меры. 21 Решение разноуровневых задач. РАЗДЕЛ «ГРАММАТИКА»
22 Входной диктант Язык и логика
23 Пословицы и поговорки.Решение разноуровневых задач. 24 Фразеологические обороты. 25 КВН «Весёлые фразеологизмы». 26 Крылатые выражения. Словообразование
27 Однозначные и многозначные слова. Работа со словарём. 28 Антонимы. Синонимы. Омонимы. 29 Анаграммы и мегаграммы. 30 Шарады и логогрифы. Фонетика и орфоэпия
31 Что такое фонетика? 32 Что такое фонография или звукозапись? 33 Звуки, буквы, слог, ударение в словах. 34 Конкурс «Эрудит» Учебно-методическая литература
№ Автор, год издания Название пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ, 2012 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
3 Я.И.Перельман Занимательные задачи и опыты- М., Детская литература, 2010.
4 Ордынская И.С. Итоговая аттестация 4 класс. Математика. Русский язык. – М.,Дрофа 2014.
5 Львов М.Р. Словарь синонимов и антонимов. – М., 2010.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция ЦОР;
http://psychology.area7.ru/?m=1654 - Психолог в школе;
https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей;
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов;
https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей;
http:// pedsovet.org - Факультативные курсы, программы;
7. http:// viki.rdf.ru - «Детские презентации» - ...по развитию познавательных способностей.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Магнитная доска
Принтер лазерный чёрно-белый.
Оборудование класса
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Магнитная доска.

Список 3 «Б» класса
№ п/пФ.И. учащегося
1 Афанасьев Адам
2 Афанасьев Данил
3 Андреев Роман
4 Акишев Александр
5 Бауэр Евгения
6 Багжанов Тамирлан7 Бабайлов Владислав
8 Барышникова Виктория
9 Вольф Александр
10 Калинин Николай
11 Колодницкая Елизавета
12 Мартынова Дарья
13 Романова Карина14 Смирнова Татьяна
15 Темнякова Каролина
16 Энгельс Данил
17 Янкин Владимир