НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ»
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научное общество обучающихся как средство формирования исследовательских умений обучающихся
Историческое представление о развитии исследовательского метода
Исследовательская деятельность в школьном научном обществе учащихся
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся
Виды учебно-исследовательской деятельности школьников
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в научном обществе учащихся
ГЛАВА 2. Педагогический опыт организации работы по развитию у школьников исследовательских навыков в процессе работы школьного научного общества
2.1. Из опыта работы школьного научного общества «Созвездие»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проявить во всей полноте свою сущность –
вот для чего мы живём.
О.Уальд
Основной целью школы как учреждения образования является создание оптимальных условий для гармоничного развития личности ребёнка и подготовка его к полноценной взрослой жизни в изменяющемся мире, в котором может самоутверждаться только тот, кто непрерывно
совершенствует свои силы и способности.
Сегодня очевидно, что XXI век – это век человека-исследователя.
Исследовательское творчество вовлекает личность в круговорот научного
поиска, побуждает выдвигать альтернативные идеи, анализировать
различные точки зрения, описывать и интерпретировать сведения,
полученные в процессе познания. Современный человек должен также
владеть культурой самоисследования – изучения собственной учебной и
профессиональной деятельности. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Продуманная организация исследовательской работы способствует
формированию у школьников творческого мышления, воспитанию
самостоятельности в принятии конкретных решений, развитию навыков
сотрудничества, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного
решения исследовательских проблем.
Подготовка высококвалифицированных специалистов ставит перед
системой образования задачи формирования и развития исследовательских навыков учащихся в школе. Наиболее эффективно эти задачи решаются через внеклассные формы работы.
Одной из форм развития исследовательских умений обучающихся являются научные общества учащихся. Научное общество учащихся позволяет организовать исследовательскую деятельность детей, мотивированных на научное творчество, не ограничивая их узкими временными рамками, предоставляя при этом ученику право выбора научного руководителя своей исследовательской работы.
Цель исследования – выявление научных основ формирования исследовательских умений обучающихся в научном обществе учащихся.
Объект исследования — процесс формирования исследовательских умений обучающихся.
Предмет исследования — научное общество учащихся как средство формирования исследовательских умений обучающихся.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование исследовательских умений обучающихся в научном обществе учащихся будет успешным, если:
• формирование данных умений будет осуществляться в процессе учебно-исследовательской деятельности, прототипом которой выступает научное исследование, основанной на принципах - иерархичности, самоорганизации, сотрудничества учащегося и педагога, продуктивности, индивидуализации, сочетания индивидуальной и групповой рефлексии;
• средством формирования исследовательских умений обучающихся будет научное общество учащихся;
• этапы деятельности педагога по формированию исследовательских умений обучающихся в научном обществе учащихся будут соотнесены с использованием подготовительных, вводных, пробных, тренировочных и творческих упражнений.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:
1. На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы рассмотреть учебно-исследовательскую деятельность, образцом для которой выступает научное исследование.
2. Уточнить содержание и структуру исследовательских умений обучающихся.
3. Научно обосновать такое средство формирования исследовательских умений обучающихся как научное общество учащихся.
ГЛАВА 1. НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗВИТИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА
Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны.
Необходимость развития исследовательских способностей учащихся
признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость
процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах
Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег.
В 20–30-е гг. ХХ столетия интерес к развитию исследовательского
потенциала подростков, связанного с именами С.Т. Шацкого, А.И. Мака-
ренко, В.Н. Терского, облекается в форму клубной работы. В 40–50-е гг. XX столетия исследовательское движение отличалось излишней помпезностью и заидеологизированностью.
С начала 1960-х годов вновь усиливается интерес к научной деятельности школьников. На первый план выдвигаются научные общества учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся является инновационной
образовательной технологией. Она служит средством решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Благодаря исследовательской деятельности в образовательную систему передаются нормы и ценности научного сообщества. По своей природе человек любознателен и стремится к исследованию. Поэтому необходимо использовать эту потребность в учебном процессе. Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: "Как делаются открытия?" Эйнштейн ответил: "А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие".
Конечно, это лишь шутка. Но в ней кроется глубокий смысл. Дело не в том, чтобы "не знать". А дело в том, чтобы сомневаться, не брать на веру устоявшиеся догмы и стереотипы. И тогда через сомнения,любознательность, упорство совершаются открытия.
В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. В этом и помогает научное общество учащихся.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЬНОМ
НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
Среди многочисленных форм работы в данном направлении особое место занимает деятельность школьного научного общества учащихся, основными задачами которого является выявление и развитие интересов учащихся в различных областях науки, выявление лидеров в интеллектуальной сфере, формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности и приобретение ими умений выдвигать гипотезы, находить средства их адекватного изучения, ориентироваться в информационном пространстве. Опираясь на опыт работы в научном обществе учащихся школы, можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям. Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающим их интерес к познавательной практике. Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов. Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.
Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов могут проводить беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников, учеников второй ступени; быть экскурсоводами в школьном музее. Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют отчетные заседания научного общества учащихся, на которых происходит "передача эстафеты" исследовательской деятельности от выпускников "последующим поколением".

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся.
К ним относятся:- соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;- добровольность выбора темы учащимся;- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.
Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин. В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работы осуществляемой в научном обществе учащихся имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:
– техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе.
– ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.
- возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.
Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения.
Перед тем как приступить к занятиям исследовательской деятельности, учащиеся должны быть ознакомлены с нормативными документами и с циклограммой осуществления исследования. Циклограмма исследовательской деятельности включает в себя следующие виды:
сентябрь создание научного общества учащихся; постановка задач и планирования работы на текущий учебный год; формирование предметных секций научного общества; ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований; закрепление руководителей работ за определенными учащимися; теоретические занятия; индивидуальные консультации;
октябрь работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме; создание Совета НОУ; теоретические занятия; индивидуальные консультации;
ноябрь сбор материала по теме исследования; теоретические и практические занятия; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ;
декабрь сбор и систематизация материала по проблеме; оформление работы; теоретические и практические занятия; прослушивание докладов по материалам исследований индивидуальные консультации;
январь систематизация материала по проблеме; завершение оформления работы; заседание Совета НОУ; практические занятия индивидуальные консультации;
февраль рецензирование исследования; участие в школьной конференции научного общества учащихся;
март заседание Совета НОУ; участие в районной конференции; индивидуальные консультации;
апрель участие в выпуске брошюры с тезисами ученических исследовательских работ; награждение победителей;
май общее собрание НОУ; составление перспективного планирования
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:1)актуальность темы, недостаточность её изученности и важность в практическом отношении;2)соответствие интересам учащегося-исследователя;3)реальная выполнимость;4)возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых в избранной науке;5)обеспеченность необходимым количеством различных источников;6) грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы). На самом первом этапе исследовательской деятельности происходит ознакомление учащихся с Положением об ученической исследовательской работе и основными требованиями к ней. Школьники должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом. В первые два-три месяца работы учащимся необходимо усвоить общие навыки работы с литературой:1) уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудности при составления списка используемых работ;2) конспектировать основные положения литературного источника;3) грамотно выписывать и систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации). Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьной конференции по защите избранных тем. Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:- актуальность и новизна исследования;- характеристика использованных источников и литературы;- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;- обоснование выбора методов исследования;- основные выводы по содержанию работы. Творческая модель защиты предполагает:- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;- демонстрация видеозаписей, презентации, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;- выводы по работе.
Использование полученного опыта позволяет превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности; развития их творческих способностей, умений и навыков; повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин, подготовки учащихся к обучению в ВУЗе. ВИДЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. В отличие от научного исследования, целью которого является открытие объективно нового и значимого для науки знания, в учебном исследовании ученик делает открытие «для себя». В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.
Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях: на уроках, во внеурочное время (факультативные занятия), во внеклассной работе (организация научного общества учащихся).
Внеклассная работа – научное общество учащихся – сочетает в себе работу над учебным исследованием, организацию интеллектуальных игр, публичных защит своих работ, школьные конференции, сотрудничество с научным обществом учащихся других школ.
Одним из продуктивных путей организации учебно-исследовательской деятельности школьников является создание и дальнейшее развитие научного общества учащихся.
Направления работы научного общества учащихся:
включение в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их познавательными интересами;
обучение учащихся работе с литературой, формирование культуры учебного исследования;
организация индивидуальных консультаций в ходе учебного исследования учащихся;
рецензирование учебно-исследовательских работ при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
подготовка, организация и проведение практических конференций, дней науки, интеллектуальных турниров.
Работа научного общества учащихся осуществляется по трем основным блокам:
1. обучающая деятельность;
2. исследовательская деятельность;
3. представительская деятельность.
Обучающая деятельность – это тренинговые занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
Цель занятий: развитие познавательной активности, исследовательских способностей и творческого мышления школьников. В качестве ориентиров выступают: опора на собственный опыт ребенка; обучение в действии; побуждение к наблюдению и экспериментированию.
К исследовательским относятся следующие умения:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи.
На первом занятии школьники знакомятся с историей научных открытий, узнают о великих ученых-исследователях. На последующих занятиях дети учатся определять проблемы, выдвигать гипотезы, работать с текстовой информацией, анализировать проблемные ситуации, составлять план исследования, проводят наблюдения и опыты.
Исследовательская деятельность предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. При организации ученических исследований за основу принимают модель, которая разработана в сфере науки за последние несколько столетий. Этапы исследования выполняются в определенной последовательности:
мотивация исследовательской деятельности (возникновение у учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению);
определение примерной темы работы;
выбор объекта исследования;
постановка цели и задач исследования;
формулировка рабочей гипотезы (гипотез);
выбор методов проведения исследования;
поиск и изучение литературы по выбранной теме;
планирование и выполнение собственных исследований;
анализ полученных результатов, формулирование выводов;
подготовка отчета о проделанной работе;
публичная защита работы.
Понятийный аппарат исследования
Проблема – краеугольный камень любого исследования. Это вопрос, который требует изучения, разрешения. С определения проблемы собственно и начинается исследование.
Тема – это область исследования. Название темы отражает содержание работы и должно быть лаконичным.
Объект исследования – что именно в этом мире мы исследуем (например: человек, космические тела, продукты питания, вода и т.д.).
Цель - это формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. При формулировке цели традиционно употребляют клише: определить…, установить…, выяснить…, уточнить…, разработать. Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель.
Задачи – это конкретные действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели (что нужно сделать, чтобы решить проблему исследования). Формулируя задачи, мы фактически составляем программу исследования.
Гипотеза – предположение, которое требует проверки. Гипотеза записывается при помощи следующих речевых оборотов: можно предположить …; если …, то …; предполагается, что …; так…, как… . Гипотеза должна быть проверяемой, логически непротиворечивой, соответствовать фактам действительности. В ходе исследования она либо подтверждается, либо опровергается.
Метод – способ достижения цели, с помощью чего мы будем исследовать (например: анализ, опрос, наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение, количественная обработка данных и т.д.).Учеников начальной школы интересуют различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны: «Железная дорога – полезное изобретение», «Кто живет на Луне?», «1+1=…1» (работа о гибридах), «Фитонцидные свойства комнатных растений», «Есть ли рыцари в наши дни», «Вода-невидимка», «Не верь глазам своим» (работа об оптических явлениях), «Кошки и их влияние на жизнь людей», «Страна по имени Текстиль» и многие другие.
При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:
1. Выбирать тему необходимо с учетом интересов, знаний, личного опыта ребенка. Тема должна увлечь маленького исследователя.
2. Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться нераскрытой в рамках учебного исследования.
3.Тема должна быть выполнима в имеющихся условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, развитие исследовательских умений, получение новых знаний.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. У младшего школьника ограничена способность долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательская работа не требовала длительного времени.
Работы, выполненные школьниками, носят эмпирический или теоретический характер. При выполнении эмпирических работ ученики проводят собственные наблюдения и эксперименты. Теоретические работы связаны с изучением и обобщением фактов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Школьная конференция «Юный исследователь» проводится ежегодно в конце февраля и ориентирована на содействие развитию у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности. К участию в конференции допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (до 4-ти человек).
Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет педагогу решать целый ряд образовательных проблем, связанных с индивидуальным подходом, созданием положительной учебной мотивации, развитием познавательных интересов учащихся, их способностей. Меняется и позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.
ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся.
Этапы реализации ученической исследовательской деятельности внаучном обществе учащихся:
Этап 1:
— выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик — ученик», «ученик — учитель» и т. д.;
— анализ полученных результатов;
— формирование коррекционных групп;
— работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов — воображение, память, логическое мышление и т. д.);
— рефлексия (анализ динамики изменений);
— мониторинг.
Этап 2. Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3. Индивидуальная работа научных руководителей с членами НОУ. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.
Этап 4. Оформление членами НОУ выполненных исследований, работа на компьютерах. Рецензии научных руководителей.
Этап 5. Итог исследовательской работы — ежегодная научно-практическая конференция для обучающихся начальной школы. По результатам проведенной конференции, определяются победители, награждаются участники конференции.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО  РАЗВИТИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
2.1. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
«СОЗВЕЗДИЕ»
Для системной работы по формированию исследовательской культуры
учащихся в государственном учреждении образования «Крапивенская ясли-сад – средняя школа Оршанского района»» было создано школьное научное общество «Созвездие» в 2011году, целью которого является развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их исследовательского мышления.
Организация работы научного общества строится на основе
следующих принципов:
- интегральность – объединение исследовательской и учебной деятельности
учащихся (опыт и навыки, полученные в научном обществе, используются на уроках);
- свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и
видов деятельности;
- создание условий для самореализации личности;
- социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к
научно-исследовательской деятельности.
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трёх уровнях:
- информационном – получение учащимися новых знаний;
- эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное
восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и
самодостаточности своей личности;
- нравственно-психологическом – через формирование психологической
устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов.
Исследовательская деятельность учащихся в научном обществе строится как цепочка методических приёмов, целью которых является научная работа.
Научная организация умственного труда – овладение навыками конспектирования, реферирования, работа со справочной литературой
(библиотека, Интернет), поисковая деятельность, эксперимент – основа
формирования ученика-исследователя.
В школе накоплен определенный опыт организации исследовательской
деятельности учащихся через научное общество.
Детское школьное научное общество – добровольное творческое объединение учащихся, совершенствующих свои знания в определенной области. Это общество юных исследователей, стремящихся к развитию своего интеллектуального и культурного уровня, углублению знаний, приобретению умений и навыков исследовательской деятельности.
Девизом научного общества учащихся служат следующие слова:
Путь познанья сложен и тернист,
Но преодолеть его ты сможешь!
За задачи трудные берись,
И дорогу к звёздам ты проложишь!
Поэтому наше НОУ и носит название «Созвездие».
Стать членом НОУ могут ученики 2-11 классов, проявляющие познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.
Основные задачи школьного научного общества:
выявление одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению опытно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
проведение элементарных исследований, имеющих практическое значение;
разработка и реализация учебных исследовательских проектов;
пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;
расширение творческих связей начальной школы с общеобразовательными учреждениями города, воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Работа НОУ осуществляется по трем основным направлениям:
обучающая деятельность;
исследовательская деятельность;
представительская деятельность.
Обучающая деятельность – это тренинговые занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
Цель занятий: развитие познавательной активности, исследовательских способностей и творческого мышления школьников.
Исследовательская деятельность предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. При организации ученических исследований за основу принимают модель, которая разработана в сфере науки за последние несколько столетий.
Представительская деятельность выражена такими формами как школьные научные конференции, городские конкурсы исследовательских работ младших школьников, интеллектуальные турниры, выступления на родительских собраниях. Благодаря этому, учащиеся имеют возможность демонстрировать свои исследовательские достижения.
Школьная конференция «Юный исследователь» проводится ежегодно в конце февраля и ориентирована на содействие развитию у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности. К участию в конференции допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (до 4-ти человек). Каждый участник конференции получает диплом, а лучшие работы выдвигаются для участия в городском конкурсе.
Результативность участия в научно-практических конференциях за время работы с 2011 г по 2014г
Год Название работы Уровень Результат
2011 «Меня не видно, я ведь неприметен, но я за всё, везде, всегда в ответе» город 2 место
2011 «Фитонцидные свойства комнатных растений» город 1 место
2011 «Темная сторона сладкой жизни» город 1 место
2012 «Родная земля – Беларусь» район 1 место
2012 «Семь чудес малой родины» район 1 место
2013 «У природы нет плохой погоды» район Диплом
1 степени
2014 «У природы нет плохой погоды» область Диплом
3 степени
2014 «Влияние комнатных растений на жизнь и здоровье человека» район 2 место
Содержание и формы работы НОУ:
Организация и проведение конференций.
Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
Разработка и реализация межсекционных, межшкольных научно
исследовательских проектов.
Разработка спецкурсов, системы творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.
Организация семинаров, проведение консультаций для руководителей исследовательских работ и секций.
Создание временных групп для решения конкретных исследовательских задач.
Подготовка, проведение и участие в лекциях, беседах, предметных неделях для учащихся, организация публичных выступлений, защита реферативных работ, отбор работ к конкурсам.
Сотрудничество по направлениям: работа факультативов, олимпиады по предметам.
Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, апробирование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.
Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.Я считаю, что творческий человек всю жизнь должен оставаться "почемучкой" и логической цепью вопросов "Что? Как? Для чего?" последовательно должен расширять свой кругозор и углублять накопленные знания об окружающей нас действительности. И в этом большую роль играет научное общество учащихся. Оно позволяет организовать исследовательскую деятельность детей, мотивированных на научное творчество, не ограничивая их узкими временными рамками, предоставляя возможность обучения школьников специальным умениям, а также развитие у них общих навыков, необходимых в исследовательском поиске. В результате итогом целенаправленной работы стало значительное усиление интереса учащихся к исследованиям, и повышение качества проводимых работ, исследований, о чём свидетельствует результативное участие школьников во многих конкурсах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Криволап,Н.С. Исследовательская работа школьников [Текст]
Минск ИООО «Красико-Принт» 2005 -С.24-33
Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. [Текст] /Л. В. Ляхова // Начальная школа. 2009. №7. -С.45
Обухов, А.С. Введение в психологическое исследование: принципы построения программы / А.С.Обухов // Школьные технологии. – 2007. - №1. – С.73-81.
Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И.Савенков - М.: Ось-89, 2006. – 480