Проектная деятельность на тему Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности


Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Чал-Кежиг Хоз-оол Л.А.
Проект - один из форм организации внеклассной работы по чтению.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
( Я. Коменский).
Современные принципы личностно- ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности потребовали новых методов обучения, которые реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью и формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении.
Такими методами могут стать проекты, практические и творческие работы, что отражено и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Метод проектов не является принципиально новым. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США.
Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес именно в этом знании. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка для решения которой ему необходимо применять уже полученные знания и новые знания, которые ему предстоит приобрести. Проект для учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности: это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат:
Деятельность направленная на решение интересной проблемы, где есть цель и задача, сформированные самими учащимися, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы- носит практический характер. Проект для учителя-это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию , т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения задач, вытекающих из этой проблемы
Основные требования, предъявляемые к проекту:
Наличие значимой в плане проблемы.
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования: выдвижение гипотезы решения проблемы: обсуждение методов исследования: оформление конечных результатов: анализ полученных данных: подведение итогов: корректировку: получение выводов с помощью использования и организации в ходе совместного исследования метода « мозговой атаки», круглого стола, творческих отчетов, защиты проекта.
Структурные элементы проектной технологии
Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы. Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы: обсуждение возможных форм оформления результатов.
Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих гипотезу.
Защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
Выдвижение новых проблем.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени .Внеклассное чтение является одним из важных направлений в работе учителя начальной школы. По организации проектной деятельности на уроках внеклассного чтения предъявляются следующие требования: проект разрабатывается по инициативе учащихся и является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся, работа по проекту является исследовательской, проект педагогически значим, заранее спланирован и сконструирован, ориентирован на решение конкретной проблемы, реалистичен и учитывает имеющиеся в распоряжении школы ресурсы .Если проект групповой, то необходимо организовать школьников в группы, определить цели и задачи работы каждой группы.
Этап презентации в проектной деятельности обязателен .Он необходим для завершения работы, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности.
Проектная деятельность- актуальная современная парадигма образования. Проектая деятельность рассматривается и в связи с использованием метода проектов в образовательном процессе, и как деятельностное содержание, осваиваемое учащимися.
Метод проектов- это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.Что означает, что учащийся готов самостоятельно работать над проектом? Ученик готов осуществлять проектную деятельность, если у него сформированы проектные умения.Кроме того у него сформировано представление о том, когда можно осущестлять проектную деятельность, и имеется практический опыт использования проектирования для решения проблем. Технология проектирования требует умения анализировать проблемную ситуацию. Проблемная ситуация определяет проблему и условия её существования. Результатом такого анализа является проблема для последующего проектирования, из которой затем вытекает цель проектирования- найти способ решения проблемы заданной ситуации. Цель проектирования обуславливает и ожидаемый результат, способ решения проблемы. Умения находить необходимые действия и выстраивать из них цепочку требует для получения результата проектирования. Готовность к проектной деятельности есть некая способность, которая проявляется, используется в момент необходимости её применить. Готовность к проектной деятельности как способность также должна формироваться в деятельности. Способ деятельности, все элементы которого последовательно выполнены ребенком, затем интериоризируется и вращивается внутрь сознания ребенка, составляя основу его способностей. Проектная деятельность формируется как способность к формулированию и разрешению проблем.Проблем самых разных: от личных внутренних до масштабных социальных, затрагивающих интересы человека, их рассматривающих.
Как формировать эту способность, готовность к проектной деятельности у младших школьников? Здесь мы будем иметь дело не только с деятельностным содержанием образования. Нужно выделить систему действий и операций, которые позволяют осуществить проектную деятельность и разработать способ формирования структуры проектной деятельности. При обучении проектированию, формировании проектноц деятельности, проектной компетентности должны решаться следующие задачи: поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений: соединение их в технологически обусловленные последовательности и наконец, формирование полного технологического комплекса умений в целостном проектировании, проектной деятельности.
Любое проектирование в основе своей содержит такие умственные действия, которые приводят к мысленному отбору и выстраиванию мероприятий, действий и операций в последовательность, позволяющую решить проектируемую проблему. Именно с проектирования мы начинаем формирования умения планировать. Для усвоения деятельностного содержания образования- способов проектной деятельности- должна применяться рефлексия, так как « деятельность превращается в содержание образования только при одном условии: когда она становится предметом рефлексиив ситуации учения- обучения. Именно в системах рефлексивного мышления и рефлексивного сознания, представляющих собой совершенно особую форму мышления, деятельностные процессы превращаются в содержание.
Использованная литература
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М.1986
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. Проблемы и перспективы теория и практики ученического проектирования: Сб. статей/ Под ред. Н.Ю. Пахомовой.М.2005
Слободчиков В.И, Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте./ Вопросы психолгии.1990.№2.