Статья по химии на тему «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии и во внеурочное время»


«Проектно-исследовательская деятельностьучащихся на уроке химии и во внеурочное время»
Фирсова Наталия Константиновна, учитель химии Муниципального образовательного учреждения «Лицей № 107», г. Саратова
Одной из главных целей образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения.
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми на мой взгляд неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной деятельности на уроке). Также в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.
Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:
Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.
Планирование - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.
Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы.
Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач.
Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели.
Оценка результата и процесса – учащиеся принимают участие в оценке проекта они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность в школьников.
Классификация проектов:
по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;
по содержанию – предметные и межпредметные;
краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (до двух месяцев), долгосрочные;
по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.
В своей работе практикую выполнение учениками проектов разной сложности. Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции - это требования к проекту, методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, подготовить сообщение и презентацию. Предварительно знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами: связь проекта с учебными темами (на уроке) и использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).
Учащиеся выполняют и более сложные исследовательские проекты, тематика их также различна. Например:
1. «Нитраты в продуктах питания». Исследовали наличие нитратов в овощах, фруктах, соках, дали рекомендации по предотвращению отравлений нитратами.
2. «Бытовые отходы». Исследовали количество и качественный состав отходов дома и в школе, прослеживали их дальнейший путь, и предлагали варианты вторичного их использования;
3. «Исследование питьевой воды в домашних условиях». Изучили органолептические, химические и биологические показатели качества воды; выяснили, какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека; дали рекомендации по улучшению качества воды.
4. «Влияние курения на здоровье человека». Цель работы: изучение информированности учащихся о вреде курения, определение путей эффективного воздействия на их сознание, пропаганда здорового образа жизни.
5. «Пищевые добавки: вред или польза?». Был проведен химический анализ некоторых продуктов питания, даны рекомендации по употреблению продуктов, в которых были выявлены пищевые добавки.
Защита индивидуальных или групповых проектов перечисленных выше осуществлялась в ходе научно - практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся принимают участие в городской научно-практической конференции и занимают призовые места, принимают участие в областных конференциях. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы. Приведу только небольшую часть таких презентаций:
Жиры: польза или вред?;
Пищевые добавки и их влияние на организм человека;
Пищевые добавки: вред или польза?;
Влияние курения на здоровье человека;
Нитраты в продуктах питания;
Исследование питьевой воды в домашних условиях.
Таким образом, проводимая мною работа с учащимися по проектно-исследовательской деятельности имеет образовательные результаты с рефлексией их собственных достижений.