Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Иванова Н.А.
учитель начальных классов,
МБОУ «ООШ №13»

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Не столь новой, но востребованной в обучении и воспитании является учебно-исследовательская деятельность обучающихся, цель которой - формирование у них познавательной активности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников. Изменения в современной школе повлекли за собой все более широкое использование во внеурочной деятельности (предметной и воспитательной) инновационных форм и методов с использованием ИКТ: технологии метода проектов, исследовательской деятельности и других. Более того, в содержательно - деятельностном плане актуальными являются социально - ориентированные проекты. Использование метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно - урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, в то время как включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы даёт много преимуществ и положительных результатов.
Задачей, которую ставит перед собой современная школа, является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей  личности. Актуальны в обучении и воспитании те приёмы и методы, которые способствуют  формированию умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вследствие этого наблюдается интерес к проектно - исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность - естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся, это и является основной целью включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Для этого предусмотрена организация учебно-исследовательская деятельность на основе дифференциации и индивидуализации.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:
тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного, аксиологического);
создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;
конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.
Исследовательская деятельность младших школьников должна выполнять ряд объективных педагогических требований:
учитывать возрастные психолого - педагогические особенности мыслительной деятельности;
основываться на базовом стандарте и служить основой для углубления и получения новых знаний;
способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;
содействовать формированию научного мировоззрения;
стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся.
Какая бы тема не была выбрана, необходимо учесть следующие моменты организации и проведения исследовательской деятельности:
проблема должна быть сформулирована так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
тема исследования должна быть интересной и значимой;
следует вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки;
необходима постановка определённых целей и задач;
создание на уроке условий для творческой, исследовательской деятельности;
использовать ИКТ.
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся
№ этапа
Название этапа
Вид деятельности учащихся

1 этап
Ознакомительный
Аналитическое чтение материалов (рекомендательный список готовит учитель).

2 этап
Отборочный
Отбор наиболее важных фактов.

3 этап
Сопоставительно-аналитический
Анализ отдельных фактов, сопоставление их между собой.

4 этап
Обобщающий
Систематизация и обобщение результатов исследования

5 этап
Оформительский
Оформление результатов исследовательской деятельности в виде компьютерной презентации.

Включение учащихся в исследовательскую деятельность дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов и исследований ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на их приобретение новых. В основе исследования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять или аргументировать выбор;
предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты исследования.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:
самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);
находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.
Итак, работая над исследованием, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него и его личность, а его деятельность на собственном опыте, интересах и склонностях. Дети получают возможность обсуждать интересные темы и проблемы, учатся высказывать свое мнение, обосновывать собственную позицию, анализировать информацию, обобщать результаты исследовательской работы.
В приобщении детей к исследованиям учитель нацелен не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. 

Литература

1. «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. www.konkurs.dnttm.ru. – Сайт-обзор
Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я.Лернер. – М.: Просвещение, 1974.
3. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.:  Просвещение, 2008.
4. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
Чечель, И. Д. Метод проектов / И. Д. Чечель // Директор школы – 1998 – №3.
Шабаева, С. В. Развитие исследовательской компетентности учащихся [Электронный ресурс] / С. В. Шабаева www.liceum4.ru/content/view/84/99/.
Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова – М.: Педагогика, 1982.
Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. – М., 2005.
15