Из опыта организации проектно — исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии, во внеурочное и внеклассное время.


Из опыта организации проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии, во внеурочное и внеклассное время.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех своих членов. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы. Много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, и помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, более полно раскрыть свои способности.
Новый образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса - организация проектно-исследовательской деятельности школьников, которая нацелена на развитие у них самостоятельного, логического мышления, создание внутреннего мотива к учебе в целом. К мощным стимулам, позволяющим существенно активизировать, познавательный интерес учащихся к изучению основ естественных наук, относится химический эксперимент.
Химия – экспериментальная наука, поэтому центральным звеном при обучении химии должен выступать химический эксперимент в различных формах (видеодемонстрация, домашний эксперимент, лабораторная работа, экспериментальная задача, практическая работа исследовательского характера, научно-исследовательская работа и т.п.)
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которой относят поисковую, экспериментальную, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую деятельность и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают организацию в школах исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой они могут выполнять химический эксперимент исследовательского характера. Однако программа общего образования по химии строго регламентирована. Уменьшение количества часов, отводимых на её изучение, привело к сокращению школьного химического эксперимента. Организация исследовательского химического эксперимента возможна во время внеурочной научно-познавательной деятельности школьников и в рамках элективных курсов по химии. В то же время, как показывает практика, во многих школах вариативная часть учебного плана отдана на изучение обязательных предметов — русского языка и математики
Как в таких условиях привлечь школьников к исследовательской деятельности?
Эксперимент, опыт, исследования – эти методы работы на уроке химии необыкновенно привлекательны для школьников, тем более что в наличие в нашей школе современного, хорошо оборудованного химического кабинета не только позволяет организовать эффективный и безопасный учебно-познавательный процесс, но и способствует успешной организации экспериментальной и исследовательской работы во внеурочное время. Наш кабинет оснащен набором химических реактивов, но для проведения исследовательской работы этого недостаточно. Учащимся сельской школы довольно сложно конкурировать с учащимися городских школ по уровню подготовки из-за недостаточной оснащенности химической лаборатории необходимым оборудованием и реактивами. Мы выходим из этой ситуации, призывая на помощь своих выпускников, используя товары бытовой химии и лекарственные препараты. В городских же школах осуществляется экспериментальная работа учащихся в научных лабораториях ВУЗов, чего не скажешь о нас. Химия тесно связана с биологией, физикой, географией, математикой. Смежные предметы могут стать опорой учащимся при проведении исследовательских работ. Современная наука не стоит на месте, и для описания какого - либо явления или объекта используют все накопленные человечеством знания. Таким образом, осуществляется комплексный подход к исследованию.