Статья по физической культуре на тему «Физическое воспитание во внеурочное время с детьми с ОВЗ»

Статья по физической культуре на тему
«Физическое воспитание во внеурочное время с детьми с ОВЗ»
ГБОУ АО «Черевковская СКОШИ» Антонов Александр Николаевич
Длительное пребывание обучающихся в школе, обучение в классах, работа в школьных мастерских требуют строгого выполнения режима дня. Для коррекционной школы различают: тепловой, световой, санитарногигиенический, лечебнооздоровительный, двигательный и охранительный виды режимов. Дети естественно переключаются с одного вида на другой, чему способствуют мероприятия с разнообразной двигательной активностью.
В число таких мероприятий могут входить:

· утренняя зарядка, в процессе которой обучающиеся обязательно вместе с воспитателем, медсестрой или учителем физкультуры выполняют упражнения общефизической направленности, что дает возможность включить школьника в ритм дневной деятельности;

· гимнастика до занятий, развивающие и дыхательные упражнения для которой подбираются так, чтобы успокоить детей перед уроком;

· физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия утомления, переключения ученика с одного вида деятельности на другой. Это 5-6 упражнений малой интенсивности с речитативами (в младших классах) или в обыкновенном режиме;

· физкультурные паузы – более интенсивное выполнение физических упражнений на уроках трудового обучения, на больших переменах. Школьники заранее разучивают с учителем физкультуры 23 комплекса упражнений с учетом специфики вида труда. Можно практиковать менее интенсивные подвижные игры (большинство их представлено в программе по физическому воспитанию);

· спортивные прогулки после уроков. Воспитатель заранее выбирает маршрут, сообщает его детям, определяет цели, задачи прогулки, отмечает в своем рабочем плане воспитательной работы, согласовывает с врачом школы, администрацией.
Особое внимание следует обратить на спортивно массовые мероприятия. Среди них самыми массовыми и наиболее действенными являются занятия в спортивных кружках по отдельным видам спорта: легкоатлетические, гимнастические, плавания, спортивных и подвижных игр.
Занятия в кружках, которые могут проводить учителя физкультуры школы и тренеры, имеющие специальную спортивную классификацию, требуют серьезного подхода к комплектованию групп, выбору мест и условий занятий, а также уровню физического развития учащихся. Старших школьников можно включать в группы подростков с нормальным развитием, что будет способствовать их интеграции в здоровую среду. При этом следует осторожно относиться к учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.
Спортивные соревнования могут проводиться как внутри коррекционной школы, так и с другими школами. Соревнования между школьниками разных классов способствуют созданию сборных команд школы. Команды могут комплектоваться по смешанному типу (настольный, теннис, «Веселые старты», различные эстафеты), по половому признаку, по возрастному (футбол, волейбол, лыжные гонки, бег на коньках – старшие классы; подвижные игры – младшие классы). Главное требование к учителю при проведении соревнований – сопереживать вместе с учеником, учить его правильно реагировать на победу и поражение. Сама организация соревнований – общепринятая. Особое внимание следует обращать на внешний вид соревнующегося, его поведение. Результаты соревнований должны освещаться на специальном стенде. Награждать лучших, отличать их спортивные успехи желательно на школьных линейках.
Физкультурные праздники, в которых должно участвовать как можно больше школьников, органически вписываются в систему физического воспитания. Содержание программы праздника должно соответствовать возрасту школьников, их двигательной подготовленности, уровню интеллекта и опыту участия в празднике.
В системе адаптивной физической культуры различают рекреационный  оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Встречаются спортсмены с нарушениями интеллектуального развития, которые достигают хороших результатов в процессе соревнований. Это те школьники, у которых моторные функции и физическое развитие не имели нарушений. Дети и подростки коррекционных школ VIII вида охвачены системой специальной олимпиады (Special Olympics), девиз которой провозглашает не победу, а участие в соревнованиях.