Научно-методическая разработка на тему Влияние занятий волейболом на развитие выносливости старших школьников.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«УСИНСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Научно-методическая разработка
Влияние занятий волейболом
на развитие выносливости
старших школьников
Автор: учитель физической культуры
Полякова Наталия Владимировна
2016 г.
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………….3
Основные понятия……………………………………………………….4
Аналитическая часть…………………………………………………….5
Практическая часть………………………………....................................7
Заключение……………………………………………………...……….18
Список литературы…………………………………………………..….19
Приложения
1.Игры для развития выносливости…………………..……………………20-23
2.Диаграммы…………………………………………………………………24-25
3.Что такое ЖЕЛ?............................................................................................26
4.Конспекты уроков………………………………………………………….27-29
Введение
Выносливость – одно из важных физических качеств (способностей) человека, которыми принято называть отдельные качественные стороны врожденных двигательных возможностей человека. Биологической основой проявления и изменения физических качеств служат процессы обмена веществ и приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней, а также внутренней среды организма.
Процесс развития физических качеств, в том числе и выносливости, подчинен не только наследственности, но и социальной тенденции. Он в значительной мере зависит от условий жизни и двигательной деятельности человека. Поэтому можно говорить об управлении процессом развития выносливости через рационально организованную двигательную деятельность.
Под выносливостью понимают способность человека выполнять какую-либо работу в заданном режиме возможно более продолжительное время, преодолевая при этом утомление.
Склонность человека к работе на выносливость предопределяется структурой его мышц. Уровень развития выносливости зависит от функциональных показателей сердечнососудистой и дыхательной систем организма человека, которые в первую очередь определяют аэробные возможности, и от способности противостоять утомлению, т.е. от уровня его волевых качеств.
Физические качества, такие как скоростно-силовые (прыгучесть, быстрота, ловкость, сила и выносливость) являются основой двигательных возможностей волейболистов, которые в свою очередь могут развиваться из физических (двигательных) способностей.
Разносторонние и имеющие уже более чем столетнюю историю исследования физических возможностей (способностей) человека показали, что эти возможности у детей одного и того же возраста и пола весьма различны. В самом общем виде можно сказать, что двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. В основе не одинакового развития способностей лежит иерархия врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
физиологические (особенности сердечнососудистой и дыхательной систем, максимальное потребление кислорода и др.);анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы;
биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения);
телесные (длина тела, масса тела);
хромосомные.
С изменением правил волейбола (разрешение переносить руки через сетку при блокировании, дополнительное касание мяча после блокирования, касание сетки мячом при подаче, усиление игры в защите игроком «либеро», подбивание мяча ногой) увеличилась интенсивность игры, возросли нагрузки, а с ними еще больше повысились требования к физической подготовленности волейболистов.
Какие же физические качества наиболее ценны для самих волейболистов? Многочисленные исследования (профессор Коробков А.В, прославленный волейболист К. Рева, заслуженный тренер СССР по волейболу Ю.Б Чесноков) показали, что волейболистам необходимо развивать преимущественно прыгучесть, быстроту, ловкость, силу и выносливость. Замечу, что в процессе тренировок, я, конечно же, стараюсь должное внимание уделить развитию всех вышеперечисленных качеств, но лишь влияние занятий волейболом на развитие выносливости является для меня главным в рамках этой работы.
Итак, под выносливостью волейболиста подразумевают способность осуществлять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении игрового эпизода, партии, всей игры. Можно сказать также, что выносливость – это способность противостоять утомлению. В спортивной практике выделяют четыре типа утомления: умственное (например, при решении каких-либо тактических задач), сенсорное (в результате напряженной деятельности анализаторов, например зрительного), эмоциональное (как следствие интенсивных переживаний, боязни соперника) и физическое (вызванное мышечной деятельностью). Все четыре типа утомления присущи и волейболисту. Естественно, что больше других спортсмен испытывает физическое утомление. Развитие физической выносливости не только препятствует утомлению, но и способствует более длительному сохранению работоспособности.
Тренировка, направленная на развитие выносливости, развивает возможности дыхательного ресинтеза аденозинтрифосфорной кислоты, значительно уменьшает вызываемые работой сдвиги азотистого обмена, сильно повышает возможности организма в отношении поддержания кислотно-щелочного равновесия, значительно увеличивает функциональные возможности аппарата внешнего дыхания, улучшает реакцию сердечно-сосудистой системы на функциональные нагрузки.
Чтобы правильно подойти к методике развития выносливости у волейболистов, необходимо учитывать характер их игровой деятельности и той нагрузки, которая выпадает на них в игре.
Как известно, деятельность волейболистов протекает полярно: с одной стороны, кратковременная работа максимальной интенсивности по 5 с. (игра в защите, нападении и блокировании около сетки), с другой – время игры школьников длится от 40 мин до 1,5 ч, что сравнимо с интенсивной работой.
Деятельность юного волейболиста многообразна, поэтому различными в разных случаях будут характер и механизм утомления. Различными естественно будут и виды выносливости. Обычно в волейболе проявляется общая и специальная выносливость. Под общей выносливостью понимают способность длительно выполнять различные (даже значительно отличающиеся друг от друга) виды работ на уровне умеренной или малой интенсивности. Выносливостью же по отношению к определенной деятельности называют специальной. В этом смысле можно говорить, например, о специальной выносливости бегуна, пловца, баскетболиста. У волейболиста специальная выносливость проявляется при выполнении им, например, серии блокирований и нападающих ударов в быстром темпе без снижения интенсивности, высоты прыжка, силы и точности ударов. Выносливость юных волейболистов зависит не только от того, как быстро они устают, но и от того, как скоро происходит у них восстановление после работы. Для проявления выносливости в играх большое значение имеет экономичность движений, умение не терять напрасно силы.
Моя практика работы в школе в качестве учителя физической культуры показала, что в последние годы снизился уровень общей выносливости детей. Учащиеся зачастую показывают низкий уровень выносливости в беге, в выполнении различных упражнений в спортивных играх. Лишь некоторые из них способны бежать, плыть, выполнять упражнения в течение заданного времени. Поскольку я не первый год занимаюсь с ребятами в секции волейбола, решила проследить, насколько эффективными эти занятия являются для развития выносливости.
Таким образом, объектом моего исследования стали юноши 10-ых классов. Я занесла в таблицы антропометрические данные (на начало года) и провела тесты для измерения выносливости. (См. таблицы №1-5)
Таблица №1. Антропометрические данные учащихся в 2014--2015 уч. году
№ п/п Фамилия, имя учащегося Категория Рост, смВес, кгЖЕЛ, см3
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1. Ученик 1 А 168 169 64 64 2800 2800
2. Ученик 2 А 165 167 70 71 2900 2900
3. Ученик 3 А 165 166 65 67 3100 3100
4. Ученик 4 А 159 159 60 60 3100 3200
5. Ученик 5 А 176 177 70 73 2800 2900
6. Ученик 6 А 170 171 80 82 2800 2800
7. Ученик 7 А 179 179 70 70 2800 2900
8. Ученик 8 А 183 183 72 72 2800 2800
9. Ученик 9 А 179 181 69 70 3300 3400
10. Ученик 10 А 172 173 64 65 3300 3300
11. Ученик 11 В 169 170 63 63 3000 3300
12. Ученик 12 В 170 171 65 66 3300 3350
13. Ученик 13 В 188 189 79 80 4300 4500
14. Ученик 14 В 175 177 69 70 3400 3400
15. Ученик 15 С 175 176 67 68 3500 3700
16. Ученик 16 С 178 181 70 74 3800 4000
17. Ученик 17 С 175 177 71 72 3450 3600
18. Ученик 18 С 165 170 57 59 3300 3500
19. Ученик 19 С 174 175 62 64 3400 3600
20. Ученик 20 С 172 175 72 75 3800 3950
Итак, на момент первого обследования (начало 2014-2015 уч. года) десять человек не занимались ни в каких спортивных секциях (категория А), четыре человека занимались в различных спортивных секциях: Ученик 11 – дзюдо, Ученик 12 и 13 – баскетбол, Ученик 13 – плавание (категория В), шесть человек на протяжении полугода занимались в секции волейбола (категория С).
Из данных таблицы №1 видно, что антропометрические данные ребят и ЖЕЛ (жизненная емкость легких, см. приложение 3) на этот момент отличны друг от друга, но незначительно. Таким образом, задачей моего исследования стало проследить, насколько они изменятся за два года для этих трех категорий учащихся. Тесты на выносливость на начало исследования (см. таблицу №2) показали, что уже даже после полугода стабильных занятий, ребята, занимающиеся волейболом, показали более высокий уровень. Какими же окажутся результаты через два года?
Тесты для измерения выносливости
Тест 1. Маятниковый бег.
Оборудование: волейбольная площадка, секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый должен бежать от одной линии волейбольной площадки к другой. Расстояние между линиями 9 м. длительность теста для юношей – 40 с.
Тест 2. Перепрыгивание через гимнастическую скамью.
Оборудование: гимнастическая скамья, секундомер.
Процедура тестирования. Стоя боком к гимнастической скамье, испытуемый стремится за 20 с. совершить как можно больше прыжков через гимнастическую скамью.
Тест 3. Приседание на двух ногах.
Процедура тестирования. Глубокие приседания на двух ногах в течение 30 с.
Таблица №2. Результаты тестирования на выносливость учащихся 10 классов в 2014-2015 уч. году
№ п/п Фамилия, имя учащегося Категория Тест 1
кол-во раз Тест 2
кол-во раз Тест 3
кол-во раз
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1. Ученик 1 А 12 13 25 26 26 26
2. Ученик 2 А 13 14 25 26 26 26
3. Ученик 3 А 13 13 25 25 27 28
4. Ученик 4 А 13 13 26 26 27 28
5. Ученик 5 А 12 12 25 25 27 27
6. Ученик 6 А 12 13 23 23 25 26
7. Ученик 7 А 12 12 27 28 27 28
8. Ученик 8 А 12 13 25 26 26 26
9. Ученик 9 А 13 13 25 26 27 28
10. Ученик 10 А 13 14 25 25 27 28
11. Ученик 11 В 14 15 26 27 27 28
12. Ученик 12 В 14 14 25 26 26 27
13. Ученик 13 В 14 15 26 27 28 29
14. Ученик 14 В 13 14 26 27 28 29
15. Ученик 15 С 14 15 27 28 28 29
16. Ученик 16 С 15 16 30 32 29 30
17. Ученик 17 С 14 15 29 30 29 30
18. Ученик 18 С 13 14 28 29 29 30
19. Ученик 19 С 14 15 29 30 30 31
20. Ученик 20 С 14 15 28 29 29 31
Таким образом, свою работу по развитию выносливости на занятиях по волейболу я решила проводить посредством общей и специальной физической подготовки.
В своей работе в э том направлении ставила такие задачи:
Укрепление здоровья, содействие общему развитию организма игрока.
Развитие и совершенствование общих физических, двигательных умений и навыков.
Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Средствами общефизической подготовки стали общеразвивающие упражнения, направленные на развитие выносливости (в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний), а также упражнения на различных снарядах, тренажерах, занятия другими видами спорта.
Задачи специальной физической подготовки:
Развитие специальных физических качеств, специфичных для игровой деятельности.
Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой игры.
Средствами специальной физической подготовки являются:
Подготовительные упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой).
Подвижные и спортивные игры.
Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).
Естественно, что наиболее приемлемыми упражнениями для развития выносливости будут игровые. Использую я их тремя путями:
Сохраняю интенсивность и длительность работы, равные соревновательным. Например, играя двусторонние матчи из трех (пяти) партий, сокращаю паузы отдыха (как только мяч выходит из игры, тут же вводится второй, третий и т. д.). Этот прием дает хорошие результаты на начальных этапах тренировочного процесса.
Увеличиваю длительность встречи и соответственно снижаю интенсивность, например, играть 8-10 партий, но одним мячом.
Увеличиваю интенсивность и вследствие этого несколько сокращаю длительность встречи, например, играть 3-5 партий по 10 минут каждая, но в высоком темпе.
Помимо игровых упражнений для развития выносливости использую следующие:
Четыре поточные серии прыжков вверх. В первой серии выполняются прыжки на максимальную высоту, во второй – не высокие, но в максимально быстром темпе, и в четвертом на максимальную высоту.
15 прыжков поточно, спрыгивая с гимнастической скамейки и напрыгивая на тумбу высотой 60-70 см.
Прыжки через скакалку в течение 3 мин.
Перемещение по площадке попеременно в низкой и средней стойке в различных направлениях – 1-1.5 мин. Затем отдых 10-15 сек. Выполняются 3-4 серии (можно с отягощением 3 кг.).
Серия имитаций нападающих ударов, блокирований и страховок с падением (или кувырки ) – 10-15 сек.
Серия падений с перекатом на грудь-живот с имитацией приема мяча.
Эстафеты с преодолением препятствий бегом, кувырком, прыжками.
Челночный бег по площадке, перемещаясь вперед, назад, в стороны.
Игра в волейбол уменьшенным составом: 2×2 ,4×4.
Учитывая специфику деятельности волейболиста на площадке, наиболее эффективными показали себя следующие методы:
Интервальный метод.
Для производительных действий волейболиста на площадке необходимо, чтобы его организм получал достаточное количество кислорода. Это возможно лишь в том случае , если при активных действиях частота сердечных сокращений достигла своего оптимального уровня. Как известно наибольший эффект дает работа выполняемая в виде кратковременных повторений; разделенных небольшими интервалами отдыха. Строго регламентируемое чередование нагрузки и отдыха и носит название интервального метода. Интервальный метод подходит для уже тренированных учащихся и требует тщательного контроля за временем нагрузки и отдыха.
Переменный метод.
Непрерывное чередование бега и прыжков средней и повышенной скорости с активным отдыхом (бег трусцой), скоростными передачами в стену, а также серий прыжков на максимальную высоту, прыжков через скакалку и т.п.
Повторный метод
Повторное выполнении заданий с определенной скоростью и достаточными интервалами отдыха (например, серии приема передач, серии приема нападающего удара в защите, повторное пробегание отрезков дистанции.).
Поточный метод.
Учащийся последовательно выполняет специальный комплекс упражнений для развития силы, быстроты, ловкости.
Таким образом, чтобы адекватно развивать выносливость у волейболистов, необходимо создавать предпосылки (с помощью продолжительной работы средней интенсивности. затем в зависимости от задач занятия, контролируя мощность нагрузки, и количество повторений, надо приблизить характер тренировки к игровой деятельности волейболистов. Большое значение в своей работе я уделяю подвижным играм. Это вызвано тем, что не все учащиеся могут быстро овладеть упражнениями, направленными на развитие физических качеств. Да и сама игра в волейбол для них на первых порах сложна. В результате ребята могут утратить к ней интерес. Здесь и оказывают неоценимую пользу подвижные игры, направленные на развитие физических качеств и совершенствование элементов техники. Они активизируют ребят, повышают интерес к тренировкам.
В своей работе для развития выносливости использую игры без мяча и подвижные игры для обучения тактике волейбола и развитию выносливости (см. приложение 1).
Физические упражнения, технические приемы – это специальные движения, сложные виды двигательной деятельности волейболистов, применяемые в качестве средств физического развития и физической подготовки. Их используют в целях совершенствования форм и функций организма, укрепления здоровья, развития физических способностей, формирования и совершенствования, необходимых в жизни двигательных навыков.
Физические упражнения связаны, прежде всего, с усиленной работой мышц. При каждом движении (повороте головы, сгибании рук, приседании) сокращается или напрягается та или иная группа мышц. Влияние занятий волейболом не ограничивается развитием мышц, которые непосредственно осуществляют то или иное движение. Выполнение упражнений всегда сопровождается усилением работы сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, соответствующим образом перестраивается деятельность других органов.
Известно, что систематически повторяемые упражнения, ведут к укреплению и развитию мускулатуры. Развивается сила мышц и их выносливость. Но необходимо помнить: при выполнении любых упражнений следует переходить от менее продолжительных и легких упражнений к более длительным и сложным, постепенно увеличивать количество выполняемых упражнений.
Поэтому в моей работе принцип постепенности является приоритетным, им же я учу руководствоваться своих учеников на самостоятельных занятиях, которые также способствуют развитию выносливости. Обучение волейболистов самостоятельным занятиям физическими упражнениями – перспективный путь их физического совершенствования и развития выносливости. Однако сначала я обучила ребят основам самоконтроля (как правильно измерить пульс, как важно верно соблюдать дозировку в выполнении любых упражнений), а в остальном выполнение домашних заданий доступно любому ребенку. Кроме того такие задания формируют устойчивый интерес к занятиям физической культурой и чувство ответственности. Для развития выносливости в свободное от уроков время предлагаю ребятам равномерный непрерывный бег, катание на лыжах, коньках, выполнение комплексов различных упражнений, подвижные и спортивные игры.
Равномерный бег выполняется в течение 6-10 мин. Бежать нужно в таком темпе, чтобы частота пульса не превышала 160 ударов в минуту. Одна из основных задач на начальных этапах развития выносливости – научиться непрерывно и равномерно бежать. Конечно, сразу пробежать в нужном темпе 6-10 мин под силу не каждому, поэтому для начала я рекомендую ребятам бег в течение 2-3 мин. Сначала допускается чередование бега с ускоренной ходьбой (30-40м). Постепенно от занятия к занятию увеличиваются продолжительность и интенсивность бега.
Наиболее эффективным средством развития выносливости к скоростно-силовым усилиям являются прыжковые упражнения. Для мальчиков полезно включать прыжковые упражнения (прыжки вверх на месте в удобном темпе с акцентом на максимальную высоту и прыжки со скакалкой на высоту 10-15см) для самостоятельных занятий в домашних условиях. Первое упражнение выполняется 20 раз, время выполнения второго – 20 сек; затем повторяется в таком соотношении: 40 раз и 40 сек. Интервал отдыха между сериями для первого упражнения – 2 мин, для второго упражнения – 1 мин.
В силовых упражнениях для разгибателей и сгибателей туловища (например, опускание и поднимание туловища из положения, сидя и лежа на скамейке) приемлема следующая дозировка: для сгибателей туловища – 20 повторений; для разгибателей – 45. Через 8 занятий количество повторений увеличивается: в силовых упражнениях – на 7 повторений при сгибании и на 10 – при разгибании туловища; при прыжках на 10раз и 10 сек в первой серии и 20 раз и 20 сек – во второй.
Известно, что бег – эффективное средство развития выносливости. Во время бега тратится значительное количество энергии, усиливается работа органов кровообращения и дыхания. Однако при длительном беге учащиеся испытывают неприятные ощущения усталости. Однообразие длительного бега усиливает это чувство. Часто ребята при самостоятельных занятиях просто прекращают бег. Тот же бег, но в играх и эстафетах, юные спортсмены выполняют с большим интересом.
При самостоятельных занятиях рекомендую организовывать подвижные игры, например, «Смена лидеров». В этой игре ребята пробегают определенную дистанцию. По сигналу впереди бегущего, который замедляет темп, бегущие сзади обгоняют его. По новому сигналу снова происходит смена лидера. Необходимо, чтобы темп бега был умеренным, и каждый из бегущих побывал в роли лидера.
В игре «Бесконечный эстафетный бег» участвуют две и более команды. На беговой дорожке или ровной местности чертят несколько линий на одинаковом расстоянии одна от другой, обозначающих этапы (100 или 200м). Все члены команд рассчитаны по порядку. От всех команд на каждом этапе стоит по одному бегуну. Только на первом этапе позади первых номеров стоят последние номера. По сигналу первые номера бегут ко вторым и передают им эстафету, а сами остаются на их местах. Последние номера занимают место первых. Вторые номера передают эстафету третьим, те – четвертым и т. д. Каждый передавший эстафету остается стоять на этапе принявшего ее. Число повторений зависит от длины этапов: при 100м – 6-8 раз, при 200м – 3-4 раза. Паузы отдыха здесь короткие, а скорость бега высокая. Количество этапов должно быть на один меньше, чем число игроков в команде.
Для младших школьников можно рекомендовать подвижные игры «День и ночь», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Попрыгунчики-воробушки», в которых двигательные действия, чередующиеся с сюжетными паузами, повторяются кратковременно, но интенсивно.
Обучение волейболистов самостоятельным занятиям физическими упражнениями – перспективный путь их физического развития. Задания для самостоятельных занятий должны служить развитию у юного спортсмена интереса и желания выполнять физические упражнения в любое свободное от учебы и домашнего труда время. Учебной программой предусмотрены формирование у школьников навыков самостоятельного выполнения физических упражнений и внедрение физической культуры в режим дня учащихся.Опыт лучших преподавателей показал, что воспитательный эффект от домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями возможен лишь в том случае, если преподаватель выработает стройную систему педагогического воздействия применительно к занимающимся. С этой целью необходимо составить рабочую программу, которая должна включать:
Перечень необходимых занимающимся знаний и тематику бесед на текущий год.
Перечень умений и навыков, необходимых для самостоятельных занятий, с указанием примерных сроков их формирования.
Содержание домашних заданий.
Формы и методы воспитательного воздействия на занимающихся.
Формы и методы контроля выполнения заданий.
Тематику просветительной работы, проводимой с родителями юных волейболистов.
Приемы привлечения к работе всего педагогического коллектива.
В соответствии с рабочей программой волейболисты на занятиях изучают соответствующие понятия и приобретают необходимые навыки, а в процессе выполнения домашних заданий закрепляют их. В намеченные сроки проводится текущий контроль, чтобы в новых заданиях наметить пути дальнейшего совершенствования навыков. Замечено, что успех обучения зависит от степени сформированного интереса занимающихся к домашним заданиям, к своему физическому совершенствованию.
Помимо формирования интереса у волейболистов к домашним заданиям и возможности совершенствования отдельных движений, самостоятельные занятия играют немаловажную роль для воспитания выносливости. Это одна из важнейших проблем. Ее разработкой занимаются многие исследователи. Установлено, что дети, имеющие высокие показатели физической выносливости, как правило, лучше успевают по общеобразовательным предметам, реже болеют в течение года и успешнее сдают контрольные нормативы. Воспитанию общей выносливости в свободное от уроков время способствуют: равномерный непрерывный бег, катание на лыжах, коньках, выполнение комплексов различных упражнений, подвижные и спортивные игры.
Приобщение юных волейболистов к выполнению физических упражнений дома во многом зависит от родителей. Именно с помощью родителей легко научить детей равномерному бегу, так как учитель не в состоянии замерить ЧСС у учащихся, которые вне школы самостоятельно занимаются развитием выносливости (что предусмотрено методикой ее развития); родителям же эта задача вполне доступна.
Равномерный бег выполняется в течение 6-10 мин. Бежать нужно в таком темпе, чтобы частота пульса не превышала 160 ударов в минуту. Одна из основных задач на начальных этапах развития выносливости – научиться непрерывно и равномерно бежать. Конечно, сразу пробежать в нужном темпе 6–10 мин под силу не каждому. Поэтому для начала рекомендуется бег в течение 1-2 мин для девочек и 2-3 мин для мальчиков.
На первых занятиях допускается чередование бега с ускоренной ходьбой (30-50 м). Частота пульса при этом должна быть в диапазоне от 130 до 140 ударов в минуту. Постепенно от занятия к занятию увеличиваются продолжительность и интенсивность бега. Подготовка в течение месяца позволяет бегать с более высокой интенсивностью при частоте пульса 150-160 ударов в минуту. После адаптации к такой скорости бега ЧСС не обязательно замедлять на каждом занятии. Но делать это время от времени необходимо, так как если бегать с одной и той же скоростью, то дальнейшего совершенствования сердечнососудистой и дыхательной систем не произойдет. Частота пульса при этом снизится. Следовательно, чтобы бежать при более высокой ЧСС, необходимо увеличить скорость бега.
Таким образом к концу 2014-2015 уч. года результаты обследования показали, что в среднем рост учащихся категории А увеличился на 0,7 см, категории В – на 1,25 см, категории С – 1,6 см. Вес учащихся категории А увеличился на 1,1 кг, в категории В – прибавился на 0,25 кг, в категории С – на 2,1 кг. ЖЕЛ увеличилась у категории А – на 40 см3, у категории в – на 137,5 см3, у категории С – на 225 см3 (см таблицу №3).
Таблица №3. Средние показатели и динамика антропометрических данных учащихся 10 классов в 2014-2015 уч. году.
Антропометрические показатели Начало года Конец года Динамика Динамика за лето
Средний рост, смкатегория А171,6 172,3 + 0,7 + 1,9
категория В175,5 176,75 + 1,25 + 2,25
категория С174 175,6 + 1,6 +2,7
Средний вес, кгкатегория А68,4 69,5 + 1,1 + 0,2
категория В69 69,75 + 0,25 0
категория С66,5 68,6 + 2,1 + 1,4
ЖЕЛ, см3
категория А2970 3010 + 40 + 50
категория В3500 3637,5 + 137,5 + 75
категория С3500 3725 + 225 + 158
Показатели выносливости по тесту №1 у категории А выросли в среднем на 0,5 раза, у категории В – на 0,8 раза, у категории С – на 1 раз. По тесту №2 показатели выросли у категории А на 0,5 раза, у категории В – на 1 раз, у категории С – на 1,1 раза. По тесту №3 увеличения следующие: категория А – на 0,6 раза, категория В – на 1 раз, категория С – на 1,3 раза (см. таблицу №4).
Таблица №4. Средние показатели и динамика выносливости учащихся 10 классов в 2014 - 2015 уч. году.
№ теста Начало года Конец года Динамика Динамика за лето
Тест №1, кол-во раз
категория А12,5 13 + 0,5 + 0,4
категория В13,7 14,5 + 0,8 0
категория С14 15 + 1 + 0,5
Тест №2, кол-во раз
категория А25,1 25,6 + 0,5 + 0,3
категория В25,7 26,7 + 1 0
категория С28,5 29,6 + 1,1 + 0,7
Тест №3, кол-во раз
категория А26,5 27,1 + 0,6 + 0,2
категория В27,2 28,2 + 1 + 0,8
категория С29 30,3 + 1,3 + 1
Интересным и показательным оказался тот факт, что на начало 2015-2016 уч. года данные показатели не остались без изменений (см. таблицу №5). У ребят, занимающихся волейболом и другими видами спорта изменились антропометрические данные и средний уровень выносливости в большей степени, чем у тех, кто не занимался ни в каких секциях. Это на прямую связано с тем, что ребята категорий В и С время летних каникул проводили не в праздности, а повышали свой уровень общей и специальной физической подготовки в спортивных лагерях и на сборах.
Таблица №5. Средние показатели и динамика выносливости учащихся 11 классов в 2015-2016 уч. году.
№ теста Начало года Конец года Динамика за2015-2016 уч. год Динамика за2 года
Тест №1 Кол-во раз %
категория А13,4 13,4 0 + 0,9 + 7,2
категория В14,5 15 + 0,5 + 1,3 + 9,4
категория С15,5 16,3 + 0,8 + 2,3 + 16,4
Тест №2 Кол-во раз %
категория А25,9 26 + 0,1 + 0,9 +3,5
категория В26,7 27,7 + 1 + 2 + 7,7
категория С30,3 31,8 + 1,5 + 3,5 + 11,5
Тест №3 Кол-во раз %
категория А27,3 27,2 – 0,1 + 0,7 + 2,6
категория В29 29,2 + 0,2 + 2 + 7,3
категория С31,3 32,5 + 1,2 + 3,5 + 12
Итак, в конце 2015-2016 уч. года я провела контрольные замеры (см. таблицы №№6-8).
Таблица №6. Антропометрические данные учащихся 11 классов в 2015-2016 уч. году
№ п/п Фамилия, имя учащегося Категория Рост, смВес, кгЖЕЛ, см3
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1. Ученик 1 А 170 172 65 65 2800 2800
2. Ученик 2 А 168 168 72 72 3000 3000
3. Ученик 3 А 167 168 67 67 3100 3100
4. Ученик 4 А 161 161 60 62 3200 3200
5. Ученик 5 А 180 181 73 74 3200 3200
6. Ученик 6 А 173 173 83 84 2800 2800
7. Ученик 7 А 180 180 70 70 2900 2900
8. Ученик 8 А 185 185 72 72 2800 2800
9. Ученик 9 А 184 184 70 70 3400 3400
10. Ученик 10 А 174 174 65 65,5 3400 3400
11. Ученик 11 В 172 172 63 63 3300 3500
12. Ученик 12 В 174 174 66 66 3350 3400
13. Ученик 13 В 190 192 80 80 4800 4900
14. Ученик 14 В 180 181 70 70 3400 3500
15. Ученик 15 С 178 179 68 68 3800 3900
16. Ученик 16 С 184 186 75 75 4400 4500
17. Ученик 17 С 180 182 75 75 3700 4000
18. Ученик 18 С 173 175 59 60 3500 3800
19. Ученик 19 С 177 179 65 65 3700 4000
20. Ученик 20 С 178 180 78 78 4200 4500

Таблица №7. Результаты тестирования на выносливость учащихся 11 классов в 2015-2016 уч. году
№ п/п Фамилия, имя учащегося Категория Тест 1
кол-во раз Тест 2
кол-во раз Тест 3
кол-во раз
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1. Ученик 1 А 13 13 26 26 26 26
2. Ученик 2 А 14 14 26 26 27 27
3. Ученик 3 А 14 14 25 25 28 28
4. Ученик 4 А 14 14 27 27 28 28
5. Ученик 5 А 13 12 26 26 27 27
6. Ученик 6 А 13 13 23 24 26 26
7. Ученик 7 А 13 13 28 28 28 28
8. Ученик 8 А 13 13 26 25 26 26
9. Ученик 9 А 13 14 26 27 28 28
10. Ученик 10 А 14 14 26 26 28 28
11. Ученик 11 В 15 15 27 28 29 29
12. Ученик 12 В 14 15 26 27 28 28
13. Ученик 13 В 15 15 27 29 30 31
14. Ученик 14 В 14 15 27 27 29 29
15. Ученик 15 С 16 16 30 31 30 31
16. Ученик 16 С 16 17 32 33 32 33
17. Ученик 17 С 15 16 30 33 31 32
18. Ученик 18 С 15 16 30 31 31 33
19. Ученик 19 С 15 16 30 31 32 33
20. Ученик 20 С 16 17 30 32 32 33
Таблица №8. Средние показатели и динамика антропометрических данных учащихся 11 классов в 2015-2016 уч. году.
Антропометрические показатели Начало года Конец года Динамика за2015-2016 уч. год Динамика за2 года
Средний рост, см%
категория А174,2 174,3 + 0,1 + 2,7 + 1,5
категория В179 179,75 + 0,75 + 4,25 + 2,5
категория С178,3 180,1 + 1,86 + 6,1 + 3,5
Средний вес, кг%
категория А69,7 70,1 + 0,4 + 1,7 + 2,4
категория В69,75 69,75 0 + 0,75 + 1
категория С70 70,1 + 0,1 + 3,6 + 5,4
ЖЕЛ, см3 %
категория А3060 3060 0 + 90 + 3
категория В3712,5 3825 + 112,5 + 325 + 9,2
категория С3883 4116 + 233 + 616 + 17,6
Их результаты показали, что за два года антропометрические данные и ЖЕЛ изменились для всех трех категорий исследуемых.
Средний рост категории А увеличился на 1,5%.
категории В увеличился на 2,5%.
категории В увеличился на 6,1%.
Средний вес категории А увеличился на 2,4%.
категории В увеличился на 1,0%.
категории С увеличился на 5,4%.
Средний показатель ЖЕЛ категории А увеличился на 3,0%.
категории В увеличился на 9,2%.
категории С увеличился на 17,6%.
Средний уровень выносливости по результатам трех тестов за два года изменился следующим образом : у категории А увеличился на 4,4%.
категории В увеличился на 8,1%.
категории С увеличился на 13,3%.
Данные также представлены в Приложении № 2.Таким образом, видно, что для ребят, занимающихся волейболом, количественные накопления (увеличение роста, веса, ЖЕЛ) переросли в качественные изменения.
Средний уровень их выносливости стал значительно выше, чем у их сверстников. На 5,1% больше, чем у тех, кто занимался другими видами спорта и на 8,9% больше, чем у тех, кто в спортивных секциях не занимался вообще (см. приложение 2). Не последнюю роль в этом сыграл в этом и тот факт, что волейболисты находились под постоянным контролем и практически не пропускали тренировок, чего нельзя сказать о ребятах, занимающихся другими видами спорта. Со слов их тренеров, они за последний год часто пропускали занятия (баскетбол), а один и вовсе перестал заниматься спортом (плаванием Ученик 13.).
Заключение
Данные моего исследования показали, что систематическая работа по развитию выносливости велась в правильном направлении. Ребята за это время окрепли, обрели хорошую мышечную массу, с блеском сдали все школьные нормативы по физической культуре. В городских соревнованиях по волейболу среди юношей школ города в зачет Спартакиады школьников «За здоровую Республику Коми в 21 веке» заняли второе место, уступив в трудной борьбе лишь одной, более опытной команде.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что занятия волейболом значительно повышают уровень общей и специальной выносливости занимающихся и способствуют его переходу на более высокую качественную ступень. В дальнейшем свою работу в этом направлении продолжу и исследую влияние занятий волейболом на развитие прыгучести занимающихся.
Список литературы
Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. – М.: Советский спорт, 2003.
Лях В.И. Физическая культура: 5-9 кл.: тестовый контроль: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2007.
Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов. – Минск: МЕТ, 2007.
Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2004.
0Коробков А.В. Атлетизм Ахиллеса. //Спортивные игры, 1965, №5.
Кобцев С.Н. О технологии обучения волейболу. // Физическая культура в школе, 2001, №4.
Приложение 1
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
Салки
Игроки располагаются в пределах волейбольной площадки в среднем (низком) исходном положении. Один из игроков («салка») ловит, остальные убегают. «Салка», догнав кого-либо из игроков, касается его рукой. Игрок поднимает руку вверх и говорит: «Я — салка!» Тот, кто выпрямится в игре или выбежит за пределы площадки, становится «салкой». Игра проводится на время.
Прыгуны
Занимающиеся располагаются лицом к стене, на которой на высоте, соответствующей высоте сетки (в зависимости от возраста занимающихся), проведена линия. Игроки по команде начинают прыгать вверх, стремясь коснуться ладонями стены выше линии. Игроки, коснувшиеся линии, выбывают из игры. Побеждает тот, кто больше всего выполнил прыжков с имитацией блока.
Кто выносливее
Все играющие делятся на две или больше команд с равным числом участников. Каждая команда становится в колонну по одному причем каждый игрок правую руку кладет на правое плечо стоящего впереди, а левой рукой держит его за голень согнутой левой ноги. По сигналу команды начинают перемещаться вперед, одновременно подпрыгивая на правой ноге. Если колонна разорвется или кто-либо из игроков нарушит правила, то команда выбывает из игры. Побеждает команда, преодолевшая большее расстояние.

Свеча
На площадке чертится круг диаметром 1 м. Игроки располагаются в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. По окончании задания победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.
Передал – выйди
Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча (рис. 50).
Мяч партнеру
6-8 игроков стоят по кругу и один в центре круга. По сигналу игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу, а тот, который стоит в центре, пытается коснуться мяча. Мячи передают в различных направлениях. Центральный игрок, коснувшись мяча, становится в круг на место того, чью передачу он перехватил, а игрок из круга — на место центрального, и игра продолжается.
Приложение 1
Установи на вершине вымпел
Игроки делятся на две команды. Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в 8 м от гимнастической стенки. По сигналу капитаны команд вначале бегут по гимнастической скамейке, а затем преодолевают вверх по наклонной три пролета гимнастической стенки и закрепляют на верхней рейке флажок. Как только капитан спустился вниз, бег начинает второй игрок, который должен повторить путь капитана, а вверху коснуться флажка и т. д. Последний в колонне выполняет то же, но снимает флажок и приносит к месту старта. Если игрок потерял равновесие и соскочил со скамейки, он обязан все начинать сначала. Передвигаясь по гимнастической стенке, игроки должны наступать на каждую рейку. Побеждает команда, которая быстрее установит вымпел на вершине.

Передачи в движении
Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу тренера перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т.д. (рис. 51). За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, набравшая меньше штрафных очков.

Гонка мячей
Играющие становятся в круг на расстоянии двух-трех шагов один от другого, рассчитываются на «первый-второй». Все первые номера — одна команда, вторые — другая. Двум игрокам, стоящим рядом, дается по волейбольному мячу. По сигналу каждая команда начинает передавать мяч своим игрокам по порядку. Мячи передаются в противоположные стороны. Выигрывает команда, которая дольше передавала мяч (рис. 52). Передавать мяч через круг не разрешается.
Приложение 1
Борьба за мяч
Играющие делятся на две команды. Игроки одной из них, получив волейбольный мяч, стараются передавать его друг другу так, чтобы не дать перехватить его игрокам другой команды. Соперники, в свою очередь, перехватив мяч, начинают передачи между собой. Игрокам обеих команд разрешается бегать в любом направлении, но без мяча (задерживать его в руках более 3 с не разрешается). Игра ведется на время. Выигрывает команда, владевшая мячом более продолжительное время.
Догони мяч
Играющие делятся на группы по 8-10 человек, каждая группа играет самостоятельно. Один из играющих берет мяч и становится позади шеренги остальных участников, приготовившихся к бегу. Игрок, стоящий за шеренгой, бросает мяч через головы играющих вперед-вверх, те стараются не дать мячу упасть на землю, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удается, тот становится «подающим», и игра возобновляется.
Через сетку
Игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2-3 команды, каждая команда, в свою очередь, делится на две группы, которые располагаются на разных сторонах площадки, стоя друг против друга лицом к сетке в колонне по одному. Головные игроки стоят на линии нападения. По сигналу головные, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне. Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.
Вызов номеров
Игра проводится в двух командах. Занимающиеся в каждой команде рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу тренера он начинает выполнять передачи мяча над собой. После третьей передачи этот игрок, выкрикнув чей-либо номер, бежит из круга. Игрок, чей номер был выкрикнут, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на землю, продолжить передачу мяча над собой. Игра длится 3 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча.
Эстафета с передачей мяча
Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8 м (рис. 56). По сигналу первый игрок колонны ударяет волейбольным мячом об пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший от пола мяч и передает его двумя руками сверху (снизу) в обратном направлении на второго игрока и т.д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.

Баскетбол
Две команды играют в баскетбол, но ведение мяча и передачи партнерам осуществляются волейбольной передачей. При ведениях игроки, перемещаясь, подбивают мяч одной или двумя руками вверх. Ведение мяча с ударами об пол не разрешается. Передачи можно выполнять стоя на полу и в прыжке. Таким же способом можно посылать мяч в кольцо. Побеждает команда, забившая больше мячей.
Приложение 1
Обстрел чужого поля
На боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертятся круги диаметром 2 м. В кругах располагаются игроки, которые поточно выполняют передачу мяча двумя руками сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, то игрок может не принимать его. В таком случае соперник получает штрафное очко. Игра длится 5 мин. Побеждает игрок, набравший меньше штрафных очков.
Карусель
Две команды игроков образуют два круга. Игроки в кругах расположены в затылок один другому на расстоянии 2 м. По сигналу тренера один из игроков в каждой команде выполняет передачу мяча над собой и перемешается по кругу вперед, на его место выходит следующий игрок и, не давая мячу упасть на землю, также выполняет передачу мяча над собой, затем убегает вперед и т. д. Игра проводится 3—5 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча.

Кто точнее?
Перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 5 м от стены. На стене в 3 м от пола нарисованы квадраты 2×2 м. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу (тренер указывает способ удара), стремясь попасть в квадрат, а затем уходят в конец колонны. Побеждает команда, больше попадавшая в квадрат.

Приложение 2


Приложение 2



Приложение 3
ЧТО ТАКОЕ ЖЕЛ ?К легочным объемам относят:
дыхательный объем (ДО) – объем воздуха, поступающий в легкие за один вдох при спокойном дыхании (в среднем составляет 500 мл с колебаниями от 300 до 900 мл; из него около 150 мл составляет так называемый воздух функционального мертвого пространства в гортани, трахее, бронхах, который не принимает участие в газообмене, однако смешиваясь с вдыхаемым воздухом, увлажняет и согревает его);резервный объем выдоха (РОвыд) – максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после спокойного выдоха (1500-2000 мл);
резервный объем вдоха (РОвд) – максимальный объем воздуха, который человек может вдохнуть после спокойного вдоха (1500-2000 мл);
жизненную емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. ЖЕЛ равна сумме резервных обьемов вдоха, выдоха и дыхательного объема. Ее величина зависит от пола, возраста, длины и массы тела, окружности грудной клетки.
Приложение 4
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Урок 6 (6 класс)
Задачи урока:
Ознакомление с техникой выполнения приема и передачи мяча снизу.
Развитие обшей выносливости.
Совершенствование передачи мяча сверху после перемещений и обучение передаче мяча снизу на месте.
Закрепление приобретенных навыков и умений в подвижных играх.
Инвентарь: волейбольные мячи, сетка.
Подготовительная часть урока – 15 мин: объяснение материала по технике выполнения приема и передаче мяча снизу на месте – 5 мин; общеразвиваюшие упражнения – 5 мин; развитие общей выносливости – 5 мин: подвижная игра «Установи на вершине вымпел». Ученики делятся на две – три команды. Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в 8 м от гимнастической стенки. По сигналу учителя капитаны команд вначале бегут по гимнастической скамейке затем преодолевают по наклонной (вверх) три пролета гимнастической стенки и закрепляют на верхней рейке флажок. Как только капитан опустился вниз, бег начинает второй игрок, который должен повторить путь капитана, а вверху коснуться флажка и т. д. Последний в колонне выполняет то же, но в конце снимает флажок и приносит его к месту финиша. Если игрок потерял равновесие и соскочил со скамейки, он обязан все начинать сначала. Передвигаясь по гимнастической стенке, игроки должны наступать на каждую рейку. Побеждает команда, которая быстрее установит и снимет вымпел с вершины.
Основная часть урока – 27 мин.
Совершенствование передачи мяча сверху после перемещений:
Учащиеся построены в колонну по одному в зоне 5 и по одному в зонах 4, 3, 2 с противоположной стороны сетки. Игрок выбегает вперед к линии нападения и принимает мяч, наброшенный через сетку в зону 4, передает его в обратном направлении, затем приставными шагами перемешается вправо и принимает мяч, наброшенный ему через сетку из зоны 3 и передает в обратном направлении, то же он выполняет в зоне 2, а затем убегает в конец колонны.То же, что и в упражнении 1. но колонна построена в зоне 1, а учащиеся после выхода вперед к зоне 2 и передачи мяча через сетку перемешаются приставными шагами влево.
Обучение передаче мяча снизу на месте:
Учащиеся стоят в 3 м от стены и держат мяч в выпрямленных вперед руках, ноги согнуты. Разгибая ноги, снизу бросают мяч в стенку. Имитация передачи снизу.
В парах. Расстояние между учащимися 4 м. Один бросает мяч другому по низкой траектории. Партнер из исходного положения, разгибая ноги, туловище и поднимая руки, ударяет предплечьями снизу по мячу. Руки в локтевых суставах не сгибать.
Передача мяча снизу в парах или в стенку. Закрепление приобретенных навыков и умений в подвижной игре «Вызов номеров». Игра проводится с двумя-тремя командами. Игроки каждой команды рассчитываются но порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу учителя центральные игроки начинают выполнять передачи мяча над собой. После третьей передачи игрок, стоящий в центре круга, назвав чей-либо номер, бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на землю, подбить его вверх или сверху, или снизу. Затем он называет номер другого игрока и убегает из круга. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча.
Заключительная часть урока – 3 мин: подведение итогов урока, задание на дом.
Приложение 4
Урок 5 (7 класс)
Задачи урока:
Развитие обшей выносливости.
Совершенствование передач мяча сверху и снизу после перемещений.
Закрепление приобретенных навыков и умений в подвижных играх.
Инвентарь: волейбольные мячи, сетка.
Подготовительная часть урока – 10 мин; обшеразвиваюшие упражнения – 5 мин; развитие обшей выносливости – 5 мин: подвижная игра «Кто выносливее?». Все учащиеся делятся на две-три равные команды. Каждая команда становится в колонну по одному, причем каждый игрок правую руку кладет на правое плечо впереди стоящего, а левой рукой держит его за голень согнутой левой ноги. По сигналу команды начинают перемешаться вперед: игроки подпрыгивают на правой ноге. Если колонна разорвется или кто-либо из игроков нарушит правила, то эта команда выбывает из игры. Побеждает команда, преодолевшая большее расстояние.
Основная часть урока – 32 мин.
Совершенствование передач мяча сверху после перемещения:
Игроки в колоннах в зоне 2, по одному игроку – в зонах 4 и 6. Из зоны 6 мяч передается в зону 3. Игрок из зоны 2 выбегает в зону 3 и выполняет передачу в зону 4, затем возвращается в конец колонны. Игрок зоны 4 переправляет мяч в зону 6.
То же, что и в упражнении 1, но колонны в зоне 4 и по одному игроку в зонах 2 и 6. Мяч передается из зоны 6 в зону 3, оттуда в зону 2.
Совершенствование передач мяча снизу после перемещения:
Игроки расположены в колоннах по 6-8 человек лицом к стене, направляющий – в 3 м от нее. Направляющий бросает мяч в стену и отбегает в конец колонны. Второй из колонны подбивает снизу отскочивший от стены мяч, направляя его в стену, и убегает в конец колонны. То же делают остальные учащиеся.
Передача мяча снизу через сетку во встречных колоннах. После выполненной передачи игроки перебегают в конец своей колонны.
Закрепление приобретенных навыков и умений в подвижной игре «Передачи в движении». Учащиеся в двух-трех колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Перемещаясь обратно к своей колонне, игроки выполняют передачи мяча двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т.д. За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.
Заключительная часть урока – 3 мин: подведение итогов урока, задание на дом.
Приложение 4
Урок 15 (9 класс)
Задачи урока:
Развитие обшей выносливости.
Совершенствование прямого нападающего удара.
Закрепление приобретенных навыков и умений в учебной игре.
Инвентарь: волейбольные мячи, сетка.
Подготовительная часть урока – 5 мин: развитие обшей выносливости – 5 мин: подвижная игра «Гонка тачек». Ученики распределяются на две-три команды с четным и равным количеством игроков. Игроки распределяются по парам. В каждой паре один принимает положение лежа в упоре, ноги разведены на ширину плеч – «тачка». Партнер берет его за ноги. По сигналу учителя игроки продвигаются вперед от одной боковой линии к другой. Как только «тачки» коснутся боковой линии, вслед за ними начинает бег вторая пара и т. д. Гонка «тачек» продолжается и в обратном направлении, но игроки меняются ролями. Побеждает команда, раньше закончившая гонку.
Основная часть урока – 32 мин.
Совершенствование прямого нападающего удара:
1.Нападающий удар из зоны 4 в правую, левую половину площадки после передачи мяча из зоны 3.
2.То же, что и в упражнении 1, но нападающий удар выполняется из зоны 2.
Учебная игра по заданию учителя: ученики выполняют передачи только в три касания (первой и второй передачей мяч на сторону соперника не отправлять). Подача только нижняя прямая. Нападение через игрока зоны 3. Игра в защите и страховке – «углом вперед».
Заключительная часть урока – 3 мин: подведение итогов урока, задание на дом.
Урок15 (10 класс)
Задачи урока:
Развитие скоростно-силовых способностей и обшей выносливости.
Закрепление приобретенных навыков и умений в учебной игре.
Инвентарь: волейбольные мячи, сетка, скакалки.
Подготовительная часть урока – 10 мин: общеразвивающие упражнения – 5 мин; развитие скоростно-силовых способностей и обшей выносливости – 5 мин; подвижная игра «Мельница». У каждого ученика скакалка. По сигналу они стремятся как можно чаше выполнить прыжки со скакалкой. Игра длится 1-3 мин или 3 серии по 1 мин с минутным отдыхом между ними. Побеждает тот, кто большее количество раз вращал скакалку. Счет ведут сами ученики.
Основная часть урока – 32 мин.
Учебная игра по заданию учителя: девушки выполняют передачи, нижние прямые подачи, прием подач, юноши – передачи, верхние прямые подачи, прием подач, нападающие удары из зон 4 и 2, одиночное блокирование. Игра в страховке и защите ведется (девушки и юноши) по системе «углом вперед». Игра проводится на время. Побеждает команда, набравшая большее количество очков за 10 мин.
Заключительная часть урока – 3 мин: подведение итогов урока, задание на дом.