«Социализация личности учащегося на занятиях волейболом»


СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" С. БОЛЬШАЯ ГЛУШИЦА
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
«Социализация личности учащегося на занятиях волейболом»
тренер-преподаатель по волейболу
Качимова Любовь Федоровна
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. От уровня здоровья современных подростков уже в ближайшее пятилетие будут зависеть кадровые и интеллектуальные, оборонные и репродуктивные возможности Российского государства.
Но одни только достижения в области медицины, генетики, экологии не способны сделать человека здоровым. Решение такой задачи невозможно без повышения социальной значимости физической культуры и спорта, без достижения понимания населением важности физической активности, без формирования взгляда на физическую культуру и спорт, как на факторы здоровья, здорового образа жизни. Тем более, что общеизвестны выводы ученых о том, что 90 процентов факторов здоровья не подвластны медицине и лидирующим из этих факторов (выделяются три группы факторов - фактор наследственности, экологии и образа жизни) является фактор, связанный с образом жизни.
Но самое главное, низка ценность физической культуры и спорта в современном российском обществе. Практика показывает, что у значительного числа людей понятия «здоровая жизнь», «здоровье», к сожалению никак не ассоциируется с понятием «физическая культура», соответственно возможности физической культуры и спорта не используются в полной мере.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, активные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Предполагается, что эта задача будет решена, если за период обучения в школе учащийся будет подготовлен к умению жить в обществе, то есть приобретет необходимые социальные компетенции.
В сложном процессе становления личности немало зависит от того, как учащийся адаптируется в мире людей, как найдет свое место, где он может чувствовать себя хорошо, может реализовывать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации. Среди старших школьников можно встретить неуверенных в себе, болезненно застенчивых или, напротив, очень агрессивных, излишне подвижных. И то и другое мешает не только окружающим, но и им самим. Очень много причин порождают то или иное состояние подростка. Многие из этих причин только обозначены в науке, другие исследованы подробнее. Что-то удается скорректировать в учебно-воспитательном процессе, а что-то остается прежним. Но бесспорно, что наибольших результатов удается достигнуть, если сам учащийся активен в процессе своего становления.
Игра является важным воспитательным институтом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества. Она развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю.В.Бромлей, Ю.Г.Полольный, М.Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя.
Игры — одно из условий развития культуры ребенка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.
Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.
В социальном воспитании ребенка игры имеют исключительное педагогическое значение. Ряд ученых отмечают, что игры отражают индивидуальность и творческую деятельность детей, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям традиции. Совершенно очевидно, что игровая деятельность таит в себе огромные воспитательные возможности, которые недостаточно полно используются в работе с детьми (А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, К.Ринцлер).
Практика показала, что волейбол — это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование.
Современные системы образования в недостаточной мере используют возможности занятий волейболом. Главным образом занятия направлены на развитие физических качеств. Но их необходимо использовать и как дополнительные средства воспитания следующих качеств:
•уверенность в себе;
•самостоятельность, независимость;
•активность;
•лидерские качества.
Уверенность в себе обеспечивает более высокий уровень осознанной саморегуляции, самоконтроля. Она базируется на эффективной самооценке своих возможностей, способствует постановке и решению все более усложняющихся задач в различных видах деятельности. Обратной стороной этого качества является тревожность.
Самостоятельность и независимость являются показателем регулярной автономности. Высокий уровень самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, о способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Все эти характеристики являются важными факторами социализации личности учащихся.
В то же время занимающиеся с низким уровнем самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Программы действий разрабатываются ими не самостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регулярные сбои. В свою очередь это не способствует, а затрудняет процесс социализации школьников.
Важным фактором, способствующим социализации личности, является активность личности. Только в процессе активной деятельности, в готовности ставить новые задачи и достигать их, в умении преодолевать трудности, не останавливаться перед неудачей и формируется социально адаптированная личность.
Человек с недостаточной активностью пассивно движется по жизни, не пытается изменить неудачно складывающиеся жизненные ситуации, считает, что от него мало что зависит. Все это, естественно, затрудняет социальную адаптацию таких людей, создавая значительные психологические трудности в их дальнейшей жизнедеятельности.
Еще одной важной характеристикой способствующей социализации личности, является наличие лидерских качеств. Эти качества обеспечивают активное вовлечение в коллективную деятельность. При этом они требуют проявления от человека способности не только что-то предлагать коллективу, но и отвечать за предложенное; не только решать свои личные задачи, но и соизмерять их с интересами других.В целом все вышеперечисленные качества в большей степени и обеспечивают процесс социализации личности, и способствуют ему. В связи с этим является важным определить уровень формирования этих качеств у занимающихся.
Таким образом, ясно, что физическая культура, а именно занятия спортивными играми, имеют все возможности решать задачу социализации личности, так как именно занятия волейболом в наибольшей степени дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества. Но в свою очередь, это требует изменений идеологии физической культуры, которая должна иметь свою направленность, заменив функционально-методический подход, который является в настоящее время приоритетным. Это, в свою очередь, требует изменений, как содержательной части занятия, так и организации занятия, где занимающиеся должны выступать не исполнителями заданий учителя, а самостоятельно решать творчески задачи. Представляется, что именно такой подход позволяет выходить на процесс социализации личности учащегося на занятиях физической культуры.