Программа по самообразованию«Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках ФГОС второго поколения»

Программа
профессионального самообразования
учителя начальных классов
Цахиловой Тамары Степановны,
первой квалификационной категории,
на 2016-2018гг.

1. Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках ФГОС второго поколения»
Сроки реализации: 2016-2018 гг.
2. Актуальность изучения данной темы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) закрепил в портрете выпускника начальной школы такие качества, как любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; уверенность в своих силах, способность к организации собственной деятельности. Девиз активного ученика: «Если не знаешь, то узнай; если не умеешь – научись».
Что же такое познавательные способности? Это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности.
Развитие познавательных способностей является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Актуальность формирования познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС в том, чтобы научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой в процессе развития, вселить уверенность в свои силы и возможности, развить стремление к совершенствованию.
В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Тема моего самообразования звучит так : «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках ФГОС второго поколения». К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы уже прошли достаточно долгий путь развития. Ребёнок 6 - 7 лет хорошо ориентируется в окружающем мире и много о нём знает, легко запоминает разнообразную информацию, стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может придумывать небольшие истории, высказывать своё мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т.д. В этот период главное значение приобретает развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребёнка в учебную деятельность, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь восприятия и памяти. Поэтому , считаю очень важным с начала обучения в школе вести целенаправленную работу по развитию следующих познавательных способностей:
Способность восприятия.
Способность внимания.
Способность прогнозирования.
Мыслительные способности.
Способность памяти .
Так как все способности человека развиваются в процессе деятельности, то нет другого пути развития познавательных способностей детей кроме организации их активной деятельности. В своей работе применяю приемы и методы, обеспечивающих высокую активность ребенка в обучении. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности и развития познавательных способностей считаю:
- игровую деятельность;
- проектную деятельность;
- личностно - ориентированное обучение;
- дифференцированное обучение;
- групповую работу;
- проблемное обучение;
- использование ИКТ;
- здоровьесберегающие технологии;
Повысить у учащихся познавательный интерес позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок - КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал с нестандартных уроков запоминается лучше. Поэтому часто стараюсь проводить уроки в нетрадиционной форме.
3.Цель изучения:
Обобщить опыт по внедрению эффективных средств, приёмов развития познавательных способностей в учебный процесс, показать эффективность этих приёмов работы.
4. Задачи:
1.Изучить характеристики познавательных процессов;
2.Выявить особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста;
3.Определить технологии , способствующие развитию познавательных способностей ;
4.Определить, какое место технологии развития познавательных способностей занимают в учебно - воспитательном процессе.
5. Индивидуальный план работы над темой:
Образовательная задача
Сроки
Дей
·ствия
Где будет заслушиваться
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Учебный год
1. Выявление уровня развития психических познавательных процессов учащихся через анкетирование ;
2. Анализ полученных результатов;
3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение СМИ, ресурсов Интернет.
Учебный год
1. Сформулировать цель и задачи, позволяющие ее реализовать;
2. Изучение НПБ, не противоречащей Закону «Об образовании»,
3. Проведение нестандартных уроков , уроков использованием различных технологий, анализ уровня познаватель
ной активности учащихся на них и их эффективнос
ти, планирование индивидуальной работы над темой самообразования
3. Определение конечных результатов от применения различных технологий на уроках .
Итоговое заседание МО учителей начальных классов (май)
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.
Учебный год
1.Проведение уроков в нестандартной форме.
2.Использование на уроках различных технологий при изучении новых тем, закреплений и повторений.
2. Пополнение своей методической копилки.
3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.
4. Корректировка использования различных технологий .
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.
Учебный год
1.Сбор аналитических данных по итогам обучения за 4 года (успеваемость, качество, удовлетворенность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и т. д.), соотношение планируемых и достигнутых результатов, выявление причин несоответствия (если таковы будут).
2. Обобщение опыта работы по данной методической теме через работу школьного сайта, пополнение его наработанными материалами, публикации разработок уроков в сети Интернет.
Итоговое заседание МО учителей-предметников, выступление на РМО учителей начальных классов.

5 Ожидаемый результат
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:
1.Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, уровень познавательных способностей, мотивацию к изучению предметов;
2.Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
3.Разработать уроки в нетрадиционной форме, использовать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
4.Выступать с докладами5.Обобщать опыт по теме самообразования.


6.План отчета о работе над темой по самообразованию за 20__- 20___ учебный год

Должность___________________________________________________________
ФИО________________________________________________________________
Индивидуальная тема__________________________________________________
____________________________________________________________________
Год работы над темой _______________________________________________
Деятельность по реализации темы_______________________________________
(изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, мероприятия; семинары; прошёл обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале, газете и.т.д.)
8.3.Итоговый отчет по самообразованию.
Должность___________________________________________________________
ФИО________________________________________________________________
Индивидуальная тема__________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок и период работы над темой________________________________________
Цель самообразования по теме__________________________________________
Задачи самообразования_______________________________________________
Прошла обучение на курсах повышения квалификации____________________
____________________________________________________________________
Изучена литература___________________________________________________
Посещено открытых занятий, мероприятий, семинаров и.т.д.____________________________________________________________________________________________________________________________________
Наработанный материал_______________________________________________
Форма представления материалов_______________________________________
(Результаты работы могут быть представлены: доклад, реферат, статья в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно-методической разработки; наработанный материал поступает в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами).
(Формы представления: отчет на заседании методсовета, педсовета, семинар, практикум, тренинг, мастер – класс, открытое занятие)









15