«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ ФГОС»

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»
Прядуха Людмила Николаевна
МБОУ СОШ № 13, учитель начальных классов
мо Брюховецкий район
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Условием возникновения послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения
Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Необходимость решать эту проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).
Целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников.
Задачи:
а) формировать творческий потенциала личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
в) приобщать учащихся к творческой работе;
г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;
д) развивать навыки созидания, самореализации;
е) поддержать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях;
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы: I. Творческие проекты (1-4 классы). Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки. II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Этап 4. Защита проекта. Презентация
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Мной были подготовлены ученики на краевой конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников - Ивженко Василий был награжден дипломом II степени, Дацко Лидия – получила диплом III степени.
«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.  Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации. 
В своей работе я широко использую все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится  в ней жить.
Одной из задач, решаемых в ходе этой работы, является создание условий для воспитания нравственно-патриотических качеств личности ребенка через ознакомление с историей и культурой родного края.
Задачи:
создать условия для формирования личности ребенка через сказку;
воспитывать интерес к художественной литературе, литературнохудожественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.
В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:
совместная и индивидуальная работа;
занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;
традиционные фольклорные праздники и развлечения.
В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:
– Загадывание и отгадывание загадок..
– Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек.
– Придумывание определений к заданному слову.
– Конструирование слов, словосочетаний и предложений. 
– Рассказывание сказки детям.
– Творческие задания по содержанию сказок.
Пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».
– Придумывание сказки на заданную тему.
Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:
К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»
К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».
Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу - храбрым и сильным. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.  Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить.
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» -  «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.  Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.  Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству. 
Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу. Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь. 
Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Я стараюсь воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с охотой. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Всё равно в каждой работе проявится индивидуальность исполнения, творчество.
Организуя занятие с детьми,  помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика, вселить уверенность и помочь довести работу до конца. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.
Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают.

Список литературы.

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»