Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы


Формирование ключевых компетенций обучающихся на урокахрусского языка и литературы
Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы: коммуникативной; языковой и лингвистической; культуроведческой.
Задача: создать комплект информационных дидактических материалов по русскому языку и литературе, обеспечивающий формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций обучающихся.
Смысл современного образования
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания.
Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных учёных (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, А. В. Хуторской, С. Е. Шитов и др.), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.
Шитов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4.
Ключевая компетентность
Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере.Применительно к школьникам ключевые компетенции – это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей («ученик», «абитуриент», «студент», «субъект общения», «гражданин», «потребитель», «работник-специалист» и др.).
Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
Компетенция и компетентность
Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности[2].
В словаре В. М. Полонского даётся следующее определение: «Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы»[1].
1. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.
2. Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
Компетентностный подход
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях.
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:
ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);
общепредметные (касающиеся нескольких предметов);
предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всестороннеразвитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.
Лингвистическая  компетенция – обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения обучающихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Коммуникативная компетенция – предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Формирование всех выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы.
«Действительно жить – это значит жить, располагая информацией». Это высказывание Н. Винера особенно актуально в наше время, когда на каждого человека, а на ученика тем более, обрушивается масса информации из различных источников. Информатизация всё более осознаётся как важнейший педагогический ресурс. Стали очевидными требования современной действительности уметь пользоваться образовательной или другой необходимой информацией, т. е. добывать её, воспринимать, применять на практике.
Развитию названных компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объём школьного учебника
Крючкова О. В. Комплексная информатизация образования [Текст] / О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.
Что я применяю в своей практике?
На разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. С помощью презентаций предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.
Примеры
Изучение темы «СПП с несколькими придаточными» на уроке в 9-м классе. (См. слайд 15 презентации).
Используя возможности интерактивной доски, данную работу можно разнообразить: либо это будет устное проговаривание пропущенных орфограмм (что значительно экономит время), либо будет появляться заранее приготовленный правильный ответ, либо с помощью ручки или маркера во время демонстрации слайда будет вписываться ответ. Попутно есть возможность расширять знания о родном крае: истории освоения Сибири, населённых пунктов, первых жителях, архитектуре, полезных ископаемых, растительном и животном мире.
В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения  задач, связанных с подготовкой к ГИА. С этой целью использую на уроках в 9-х классах презентации. Например, при подготовке к написанию изложения. (См. слайд 18 презентации).
На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц. Они могут состоять и из иллюстраций к произведениям. Например, при изучении «Слова о полку Игореве». (См. слайды 20-21 презентации).
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.
Создание и применение на уроках электронных презентаций требует от учителя продумывания хода урока, учёта специфики конкретного класса, учебной темы.
На уроках литературы с помощью фонотеки, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов.
На сегодня создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе. Он включает в себя уроки-презентации по русскому языку и литературе, интерактивные таблицы, дополнительный справочный материал по творчеству писателей. Имеются в наличии:
Электронная библиотека текстов «Хрестоматия школьника»;
Курс русского языка «Электронный репетитор-тренажёр»;
Русский язык 11 класс Интерактивный курс для школьников;
Репетитор по русскому языку «Орфографический диктант»;
Репетитор по русскому языку «Кирилла и Мефодия»;
Собрание русской литературы «От Нестора до Маяковского»;
Аудиобиблиотека школьника: С. А. Есенин, М. И. Цветаева, И. Бродский.
Вывод
Исходя из изложенного, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, повышать темп урока.Единые требования к устной и письменной речи обучающихсяПроблема грамотности, владения родным языком становится сегодня не только актуальной педагогической, методической, но и государственной проблемой. Незнание правописных и произносительных норм, недооценка владения правильной грамотной речью в условиях технократического развития общества сегодня выходит далеко за рамки школы, становится, к сожалению, проблемой взрослого населения. Внимание к русскому родному языку сегодня мы должны рассматривать в контексте проблем сохранения национальных достояний и духовности.
В современных условиях, в условиях стандартизации не может быть волюнтаризма (субъективистских произвольных решений, игнорирующих объективно существующие  условия и закономерности) в деле обучения, не может быть терпим субъективизм в оценке устных и письменных работ, ответов, в правилах ведения тетрадей. Этот стандарт основывается, к сожалению, на давних, давно не публикуемых нормативных документах.
И школа в целом, и каждый учитель должны знать об этих нормативах и стандартах. Иначе нам не решить проблемы обеспечения нового качества подготовки выпускников, не сформировать речевой компетентности.
Необходимо отметить, что «Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей», определённые в Методическом письме Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М утратили свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ обучающихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые необходимо привнести в общую схему оформления работ.
При составлении данных рекомендаций учитывались:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.
По данному пункту также учтены положительные позиции по истории данного вопроса, особенно его нормативного оформления. Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письмо Министерства просвещения РСФСР от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М.
Система требований к оформлению письменных работ обучающихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе ученика и учителя.
О единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся,
к проведению письменных работ и проверке тетрадей
Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР
от 1 сентября 1980 года №З64-М (Извлечения)
А.ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого гражданина в производственной и общественной жизни страны. 
Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. <...> Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий <...>.
I. Требования к речи обучающихсяОбучающиеся должны уметь:
 излагать материал логично и последовательно; 
 отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации; 
 оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.
II. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований
к устной и письменной речи обучающихся1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок. <…>
2. Учителям-предметникам:
 больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материл, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
 шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приёмов формирования культуры устной речи обучающихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
 следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставляя без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
3. Всем работникам школы:
 добиваться повышения культуры устной разговорной речи обучающихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока;
 шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т. п.) для совершенствования речевой культуры обучающихся.
Б. О ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Организация и контроль всех видов письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи обучающихся.
1. Виды письменных работ обучающихся
1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы. 
1.2. По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. 
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки обучающихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями.
2. Количество и назначение ученических тетрадей
2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
 в IV-VIII классах – по 3 тетради, в том числе одна тетрадь для изложений и сочинений;
 по литературе – 1 тетрадь; 
 по иностранным языкам – по 2 тетради в IV-VIII классах, 1– в IX-X классах, по 1 тетради-словарю для записи иностранных слов в V-X классах;
 по истории, обществоведению, основам государства и права, факультативам в IV-X классах по 1 тетради.
2.2. Для контрольных работ по русскому языку и литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
3. Порядок ведения тетрадей обучающимися.
Все записи в тетрадях обучающиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.
3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради. 
3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Десятое сентября).
3.5. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ.
3.6. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы.
3.7. Соблюдать красную строку.
3.9. Выполнять аккуратно подчёркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой.
3.10. Исправлять ошибки следующим образом:
 неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
 не заключать неверные написания в скобки.
4. Порядок проверки письменных работ учителями
4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
по русскому языку:
 в VI-VIII классах – после каждого урока только у слабых учеников, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности;
 в IX-X (XI) классах – после каждого урока у слабых учеников, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех обучающихся;
по иностранным языкам:
 в VI-X классах – после каждого урока только у слабых учеников, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради обучающихся VI-VIII классов и не реже одного раза в учебную четверть – тетради обучающихся IX-X (XI) классов, а тетради-словари – не реже одного раза в месяц;по литературе:
 в V-VIII классах – не реже 2 раз в месяц;
 в IX-X (XI) классах – не реже одного раза в месяц;
по истории, обществоведению, основам государства и права – выборочно, однако, каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть.
4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех обучающихся.
4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
 контрольные диктанты и контрольные работы по русскому и иностранному языкам в IV-X (XI) классах проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) – через один-два урока.
4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
 при проверке изложений и сочинений в IV-X(XI) классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г;
 при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся IV-X (XI) классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
 подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
 проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
 после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. <... > По иностранным языкам в VI-X (XI) классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях; в журнал выставляются оценки за наиболее значимые работы.
По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.
При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников.
4.6. После проверки письменных работ обучающимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. М., Просвещение, 1980, № 34-35, с. 32-45.
Исходя из указанных нормативных документов, рассмотрим вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи наших учеников; к ведению тетрадей; к оцениванию работ на основе объективных критериев; остановимся на количестве выполняемых по русскому языку и литературе контрольных диктантов, изложений, сочинений в 7-11 классах; рассмотрим  участие преподавателей нашего МО в формировании грамотности и культуры речи обучающихся, особенно при выполнении письменного опроса на уроке, в проверке рефератов, в изучении терминологической лексики на уроках.
Модернизация образования, новые государственные стандарты ставят перед школой задачи обеспечения нового, более высокого качества образования выпускников. Это новое качество можно обеспечить, если каждый преподаватель осознает, что формирование речевой компетентности обучающихся  –  это та проблема, которая должна решаться объединёнными усилиями всех учителей-предметников в их работе на уроке и во внеурочное время.
Над формированием правописных навыков, как правило, учитель-словесник с переменным успехом бьётся в течение всей своей педагогической деятельности. И бьётся, как правило, один. Преподаватели других школьных дисциплин обычно оказываются как бы в стороне от решения этой проблемы, за исключением редких случаев. 
Этим и обусловлена необходимость обращения к нормативным документам прежних лет, когда действовал единый орфографический режим, определяющий единые требования, которые должен был предъявлять педагогический коллектив к школьникам, к их устной и письменной речи, определял необходимое количество письменных контрольных работ, правила проверки, единые нормы оценки.
Времена, когда с известной долей гордого вызова говорили, что «мы академиев не кончали», видя в диалектном произношении «товаришшы» не нарушение орфоэпических норм, а проявление родства с народом, давно прошли. Недаром мы с чувством удовлетворения слушаем тех, кто говорит литературным языком, без шпаргалки, не по написанному тексту и не только на родном русском языке, но и на немецком, английском, французском.
Таким образом, «Единые требования…» призваны обеспечить систематичность и системность работы по овладению грамотной речью в школе.
Для учителей-словесников нашего МО с целью обеспечения единства требований, объективности оценивания предлагается следующее:
I. Единый орфографический режим
1. Количество и назначение ученических тетрадей
1. 1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
 по русскому языку в 7-9 классах – 4 тетради, из которых 2 рабочие сменные, 1 для развития речи (изложения, сочинения) и 1 для контрольных работ;
 по литературе в 7-11 классах – 2 тетради, в том числе одна для сочинений.
 по русскому языку в 10-11 классах – 1 тетрадь., в которой работу над ошибками в рекомендательном порядке выполнять в системе после каждой классной и домашней работы.
1. 2. Контрольные работы по русскому языку, литературе выполняются в специальных тетрадях, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками. В 7-11 классах в тетрадях по русскому языку и литературе записывается вид работы и строкой ниже – её название.
Например:
Диктант. (Сочинение. Изложение.)Пушок. (В тайге.)
2. Порядок ведения тетрадей обучающимисяВсе  записи в тетрадях обучающиеся должны производить с соблюдением следующих требований:
2.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком только синим цветом с самой верхней строки.
2.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:
тетрадь подписывается учеником только синим цветом с указанием, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи), класс, номер (арабскими цифрами) и название школы, местонахождение школы, фамилию и имя ученика.
Тетрадь
для работ
по русскому языку
ученика 7Б класса(ученика 7 класса «Б»)
ОГОУ школы № 35
Смирнова
Михаила.(Точка обязательна, имя полностью).
2.3. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Десятое сентября).
2.4. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).
2.5. Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы, объяснительный диктант, словарный диктант и т. д.); указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Допускаются записи: Упражнение 45, № 45.
2.6. Соблюдать красную строку.
2.7. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строка не пропускается.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускается две строки. (Для отделения одной работы от другой и выставления отметки за работу).
2.8. Выполнять аккуратно подчёркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости с применением линейки.
2.9.  Исправлять ошибки следующим образом:
 неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
 не заключать неверные написания в скобки.
2.10.   Объём работ.      
Классная работа = ¾ контрольного диктанта. В тетради должны просматриваться следующие виды работ: словарная работа, попутное повторение, проверочная работа, самостоятельная работа, работы обучающего характера (планы, схемы, таблицы), 2-4 вида грамматических разборов (можно включать виды частичных разборов), классная работа должна заканчиваться упражнением. В классной работе в тетради отличника и троечника допускаются разные виды работ (индивидуально-дифференцированные).
Домашняя работа должна следовать строго за классной. Она не должна по объёму превышать классную, а быть меньше. Если домашняя работа превосходит норму, то она должна быть названатворческой. В тетради должна существовать запись: Творческая домашняя работа.
2.11.  Работа над ошибками.
Перед ней надо пропустить 2 строки. Слово, объяснение, пример. Если ошибка допущена в словарных словах, то написать 2-3 однокоренных слова в качестве примера. Работа над ошибками должна вестись систематически.
II. Критерии оценки грамотности, требования к сочинениям,
учёту негрубых ошибок и их типологии.
1.    Требования к речи обучающихсяЛюбое высказывание обучающегося в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Обучающиеся должны уметь:
 говорить или писать на тему, соблюдая её границы (не сужая, не расширяя её, не уходя от темы);
 отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
 излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
 правильно   и   точно   пользоваться   языковыми   средствами   для оформления высказывания;
 строить высказывание в определённом стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, на собрании, на экскурсии и т.д.);
 отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
 оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
 правила произношения и ударения;
 правила употребления слов в соответствии с их значением, закреплённым в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
 правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
 правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, учёных, исторических деятелей и др.
Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, рецензировать ответ, оценить его и мотивировать оценку.
2. Письменные работы обучающихсяОрганизация и контроль над всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи обучающихся.
Виды письменных работ:
1. Основными видами классных и домашних работ обучающихся являются обучающие работы, к которым относятся:
 упражнения по русскому языку;
 конспекты первоисточников и рефератов по литературе в 7-9 классах;
 планы и конспекты лекций учителя (по разным предметам) на уроках в 9-11 классах;
 планы статей и других материалов из учебников;
 сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе;
 составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т. п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).
2. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют цель проверки усвоения изучаемого материала; их содержание и частотность  определяются  учителем  с  учётом  специфики  предмета,  степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.
Итоговые контрольные работы проводятся:
 после изучения наиболее значительных тем программы;
 в конце учебной четверти, полугодия, года.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки обучающихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, после праздника, в понедельник.
3. Количество итоговых контрольных работ.
В виду возможности учителя повседневно выявлять степень усвоения программного материала по устным ответам обучающихся и обучающим письменным работам, целесообразно в каждом классе проводить определённое количество итоговых письменных контрольных работ.
3. Порядок проверки письменных работ обучающихся
Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:по русскому языку:
 в 7-8 классах – после каждого урока только у слабых учеников, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности;
 в 9-11 классах – после каждого урока у слабых учеников, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех обучающихся;
по литературе:
 в 7-8 классах – не реже 2 раз в месяц;
 в 9-11 классах – не реже одного раза в месяц;
 по иностранным языкам:
 в 7-11 классах – после каждого урока только у слабых учеников, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради обучающихся 7-8 классов и не реже одного раза в учебную четверть – тетради обучающихся 9-11 классов, а тетради-словари – не реже одного раза в месяц;по истории, обществоведению, основам государства и права:
 выборочно, однако, каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть.
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
 при проверке изложений и сочинений в 7-11 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г;
 при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 7-11 классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
 подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красным цветом;
 проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
 после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются, но оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
По иностранным языкам в 7-11 классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях с выставлением оценки в журнал за наиболее значимые.
По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут выставляться в журнал.
При оценке письменных работ обучающихся учителя должны руководствоваться соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков обучающихся.
После проверки письменных работ обучающимся даётся задание по исправлению ошибок или упражнения, предупреждающие повторение аналогичных ошибок, выполняющиеся в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
4. Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения и правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимание изученного материала;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались его ответы, но и осуществлялась проверка умения применять знания на практике.5. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается:
 для 7 класса  – 110-120 слов; 
 для 8 – 120-150 слов; 
 для 9 – 11 класса – 150-170 слов.
(При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).                                                                                      
Контрольный словарный диктант проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
 для 7 класса – 25-30;
 для 8 класса – 30-35; 
 для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий цель проверки подготовки обучающихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку обучающихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе  – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе  – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе  – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
 в переносе слов;
 на правила, которые не включены в школьную программу;
 на ещё не изученные правила;
 в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
 в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
 в исключениях из правил;
 в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
 в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
 в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
 в написании ы и и после приставок;
 в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.); в собственных именах нерусского происхождения;
 в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
 в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
6. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
Сочинения и изложения в 7-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объём текста для подробного изложения:
 в 7 классе – 200-250 слов;
 в 8 классе – 250-350 слов; 
 в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
 умение раскрывать тему;
 умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
 соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
 соответствие работы ученика теме и основной мысли;
 полнота раскрытия темы;
 правильность фактического материала;
 последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочётов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).ёЛитература
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1977, № 26. В книге «Проверочные работы по литературе в VIII– Xклассах» (Пособие для учителя). Авторы: Громцева С. Н., Маранцман В. Г., Мурин Д. Н. – М.: «Просвещение», 1982, с. 113-117.
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо программно-методического управления НИИ школ МП РСФСР.  В книге «Проверочные работы по литературе в VIII– Xклассах» (Пособие для учителя). Авторы: Громцева С. Н., Маранцман В. Г., Мурин Д. Н. – М., «Просвещение», 1982, с. 117-127.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. – М.: «Просвещение», 1992, с. 36-42.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителя. Сост. Капинос В. В., Костяева Т. А. – М.: «Просвещение», 1986.
Разумовская  М. М. Оценка орфографической грамотности учащихся // Русский язык в школе. 1993, № 1, с. 80-84.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Проект // Русский язык в школе. 1993, № 4, с. 11-15.
Баранов М. Т. Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Русский язык в школе. 1994,  № 3, с. 110-113.
Критерии и нормы оценок в школе и вузе // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1997, № 18 (90), с. 1-3.
Евграфова С. М. Работа над сочинением // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1996, № 20 (44), с. 5-12.
Капинос B. И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: 2-е изд., перераб. – М., 1986.
Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся // РЯШ. 1973, № 6, 12. Капинос В. И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. – M., 1994.
Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика). – М., 1980.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. – М., 1996.
Мучник Б. С. Человек и текст (основы культуры письменной речи). – М., 1985.
Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.
Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994, с. 3.
Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996, № 1.
Гаврилова Г. Ф., Редкозубова Г. М. Коммуникативно-речевой аспект изучения сложноподчиненного предложения // Русский язык в школе. 1995, № 5.
Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1995, № 3.
Лепская Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации // ВЯ. 1994, № 2.
Кудрявцева Т. С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе. 1996, № 3.
Райский С. И., Ерошкина Е. В. Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе. Методическое пособие. – М.: «Айрис-пресс», 2006, с. 112.
Миляева С. Ю. Методические рекомендации к заполнению классного журнала в средней школе. Вестник образования. 2007. № 21 (ноябрь), с. 24.
Солдаткина Н. В., Кошелева А. Ф., Курошина Л. Н. Единые требования к устной и письменной речи учащихся. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008, с. 42.
http://russkiy-literatura.ru/index.php/professionalnaya-deyatelnost/vystupleniya-na-mo/53-trebovaniya-k-rechi-obuchayushchikhsya