Статья на тему:Формирование ключевых компетенций школьников на уроках казахского языка


Формирование ключевых компетенций школьников
на уроках казахского языка
Система образования в нашей стране вступает в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новым подходам к разработке и использованию технологий обучения.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на методы и технологии, позволяющие обеспечить формирование компетенций, способствующих общему развитию личности ребенка и смелому вхождению в самостоятельную взрослую жизнь.
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, которые нужно использовать в процессе разрешения ситуации и достигать желаемого результата.
        Исходя из исследований современных ученых, ключевые компетентности – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов,  как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.  Основная трудность заключается в том, что компетенция является многофункциональным понятием, для формирования которого нужна определённая учебная среда, позволяющая учителю моделировать ту  или иную реальную ситуацию. А также, эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.
          Таким образом, ведущей идеей моей педагогической деятельности является  целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций школьников на уроках казахского языка.
           Позволю себе  выделить наиболее значимые компетенции:
1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными  слоями, ориентироваться на рынке труда.
3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия.
 4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.        Развитие компетенций основывается на главных целях общего образования,опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе.
Но как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться, на мой взгляд, именно при использовании новых инновационных  интерактивных технологий, ведь именно они направлены на развитие мыслительной деятельности и коммуникативности, а учитель выступает как сценарист, режиссер, партнёр. А сформировать ключевые компетенции можно лишь в опыте собственной деятельности. Поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
         Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках казахского языка  является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.
         В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления  изученного.
         Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся  9 и 10 классов по предмету, так как с этими классами я работаю не первый год.
        Определив недостаточную мотивацию школьника  по казахскому языку, которая в дальнейшем не позволит получить высокий балл по ЕНТ, я увидела, что у большинства учащихся  не сформированы основные компетенции, либо они находятся в первоначальной стадии их формирования. Мне, как учителю  казахского языка, было  интересно разработать  методику, позволяющую повысить мотивацию школьника.
        Проблема обозначена. Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили  добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Таким образом, мониторинг результатов стал для меня руководством в своей педагогической деятельности по формированию основных компетенций у моих учеников. В тех классах, где учащиеся недостаточно владели определёнными, выявленными начальным тестированием, навыками, я свою деятельность корректировала по развитию этих умений и навыков.  Анализируя особенности  как подросткового возраста, которому свойственна социальная активность, так и старшего  школьника с его стремлением к самореализации, мною используются разные формы обучения на уроках: групповая, индивидуальная, парная, коллективная. Особенностью организации урока  в рамках личностно ориентированного обучения является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы.  
        Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу о том, что одним из условий формирования ключевых компетенций является  внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого ученика, и основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
       Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:
 -технологию саморазвития личности
- информационно - коммуникативные технологии.
         Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные  для повышения знаний выпускников:
-умение извлекать пользу из опыта;
-умение опрашивать окружающих;
-умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое     собственное мнение;
-умение сотрудничать в группе;
 -умение разрабатывать и выполнять  рекомендации;
- умение нести ответственность.
         Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. В чём я убедилась при проведении собственных уроков.            Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках  казахского языка текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
    Использование интерактивной доски на уроке создает дополнительные благоприятные условия для организации учебной деятельности.
     Достоинства использования интерактивной доски на уроках  казахского языка:
- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; - создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно  использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;
-  использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат.
       Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать,  обобщать, делать выводы.
      На уроках   с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.
К наиболее эффективным формам представления материала по казахскому языку и литературе следует отнести  мультимедийные   презентации. Одним из инструментов ИКТ на уроках является программа PowerPoint. В данной программе преподавателем и учащимися составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, а так же во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование  мультимедийного  проектора.
  Презентации позволяют преподавателю иллюстрировать свой рассказ. Одним  из  достоинств применения мультимедиа в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Создание  мультимедийных  презентаций как педагогам, так и учащимся ,выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а так же проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой  работе, формирование и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.
Мультимедийные  презентации я использую для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка  из художественного фильма, снимки, иллюстрации.
К примеру, при подготовке к открытому уроку по казахскому языку по теме «Обычаи и традиции  казахского народа» для реализации лексической темы, мною были представлены презентации, видео, слайды.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование мультимедийных  презентаций целесообразно на любом этапе урока.
Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерногохудожника ( слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление .Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями ,выступления превращаются в яркие и запоминающие. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных  выступлений,  который безусловно пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты , видеофрагменты, диаграммы.
На уроках казахского языка и литературы я использую электронные учебники. Эти учебники помогают мне решить следующие задачи:
-усвоить базовые знания по предмету;
-систематизировать усвоенные знания;
-сформировать мотивацию  к  учению предмета;
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в учебный процесс. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Например,  при изучении темы «Народные сказки»  учащиеся ,пользуясь  Интернетом  нашли  много дополнительной, интересной информации. Так же с помощью Интернета мы смогли  просмотреть казахские народные сказки. Здесь были задействованы все учащиеся класса. Появление Интернета  и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Ученики самостоятельно готовят доклады, рефераты, составляют проекты.
Применение Интернета так же  дает возможность учащимся  принимать  участие в различных видах олимпиад.
Использование  новых технологий на уроках литературы позволяют провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по–новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения ,повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла свое применение.
Использование информационных технологий в обучении – большая трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня. Но эти  технологии оснащены всеми необходимыми компонентами, которые в совокупности с правильно отобранными другими технологиями обучения  становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и  увлекательным. Современная  школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать  ИКТ  в своей деятельности ,т.к.главная задача школы- воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Построение различных образовательных информационных систем основывается на картах развития умственных навыков учащихся и творческого потенциала учителя.
      При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала.
   На уроках  казахского языка осуществляется социально-личностное становление учащихся, закладывается фундамент формирования личности  нашего общества с активной гражданской  позицией, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков. Для реализации таких значимых задач необходимо создание на каждом уроке творческой атмосферы и ситуации успеха.
       Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной грамматической литературой;  практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.      
      Такое обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д.  В  данном случае осуществляется с целью активизации мышления школьников, способствуют формированию главных и второстепенных учебных компетенций через такие методические средства как кластер,   синквейн, сравнительные таблицы.
      Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предмет и уроки  казахского языка помогают молодому человеку найти собственную позицию, определить свое место в жизни, сформулировать свое собственное отношение к таким понятиям как  «общечеловеческие  нравственные ценности».
     Систематическое  использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду  последствий:
1.Повысилась производительность урока.
2.Активнее устанавливаются межпредметные связи. /история Казахстана, казахская литература, русский язык, культура/
3.Появилась возможность организации  учебной  деятельности учащихся под руководством преподавателя.
4.Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками, особенно с увлеченными новыми технологиями.  Они начали видеть в преподавателе «родственную душу».
5.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали  выбирать способы реализации своих способностей и  возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность.
6. Повысилось качество знаний по языку во всех классах.
7.Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.
       Каждый ученик идет путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга. Таким образом, использование интерактивных средств и приемов обучения открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  самореализации и самовыражении;  выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться, развиваться интеллектуально.                
С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки  навыков создания собственной пусть небольшой , но значимой работы выпускники создают  так называемые «Письмо будущим выпусникам», где создают алгоритмы усвоения той или иной темы.
    Каждый ребенок – неутомимый исследователь, нужно только вовремя помочь ему выбрать нужную тропинку на пути знаний и вместе с ним радоваться каждому маленькому открытию.
   При анализе результатов применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности я пришла к следующим выводам:
   - возросла социальная и познавательная активность детей:  уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
- расширились компетентности школьника как ученика:  его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат,  
-появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности,  ответственность за принимаемые решения;
- наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний.
    Мои ученики принимают активное участие во внеклассной работе по предмету: посещают факультатив, участвуют в районных, областных конкурсах, дистанционных олимпиадах КИО, больше 80% выпускников набирает  при итоговой аттестации  в форме ЕНТ положительные оценки. Средний балл ЕНТ в разрезе последних лет выглядит следующим образом:
2010г.-20б
2012г.-21б
2013г.21,5б
Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать  в общественной жизни, хорошо адаптироваться к условиям меняющегося мира, самостоятельного,   готового к сотрудничеству,  мы, учителя,  должны строить свою работу на основе педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения. Все это, в сочетании с современными инновационными  технологиями, даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников.
Ученик должен  быть успешным, и я ему в этом помогу!