Выступление на педсовете Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка


Формирование ключевых компетенций на уроках
русского языка и литературы
Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами школы. Причем компетенции можно понимать и шире, а именно как освоение тех или иных форм мышления и деятельности. Тогда смысл образования человека состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств, позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовать себя как «Я» и быть успешным в обществе.
Так что же такое компетентностный подход?
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание компетенций. Необходимо выстраивать поурочную систему формирований умений.
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т, е. он дает учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка в национальной школе является формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний об устройстве и функционировании языка, развитие языкового и эстетического идеала ( представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция ( т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования орфографической и пунктуационной зоркости; овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной связной речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; коммуникативное развитие, формирование логического мышления школьников; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой и справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Специфика предмета дает возможность развития, прежде всего информационно-коммуникативной деятельности. Этот вид деятельности предполагает поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение этой информации, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации, выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; свободная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста; владение основными видами публичных выступлений. Этого требует и стандарт образования.
Необходимо правильно организовать работу с тестом, чтобы у детей сформировать целостное восприятие, понимание, осмысление. Необходимо использовать метод творческого чтения. Сущность – способствовать активизации художественного произведения.
Основные направления этой работы:
1.Начинать следует с анализа собственно информационных текстов ( учебно-научный, научно-популярный, официально-деловой), т.к. эти тексты допускаю только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениям. Это легко предупреждается использованием толковых и энциклопедических словарей.
Приемы понимания текста:
- расчленение на главное и второстепенное;
- обнаружение ключевых слов и выражений;
- деление на ССЦ и определение микротем;
-установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;
- моделирование, составление таблиц и опорных схем, алгоритмов;
- формулировка вопросов по тексту и ответы на них;
сравнение с текстом-оригиналом.
2. На втором этапе учащиеся работают с оценочно-информационным текстом. Сначала ученики исследуют небольшие по объему тексты: поговорки, пословицы, афоризмы, а затем – образцы публицистического стиля.

3. На третьем этапе предъявляется образно-оценочно-информационный текст, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность.
Определим основные умения восприятия текста, которым следует обучать школьников в первую очередь.

1.Поиск несоответствия и устранения противоречия (ошибки)
Например, ручка ковшика стальная, сделана из меди (сталь – медь – разные металлы)
Исправим: Ручка ковшика металлическая, сделана из стали.

2.Определение речевой доминанты.
Это либо повторяющиеся слова, либо слова, представленные разнообразными системными связями (синонимия, антонимия и т.д.)
Например, найдите фактическую ошибку в художественном тексте.
Где-то плачет иволга,
Схоронясь в дупло.
Только мне не плачется
На душе светло
Невнимательный ученик определяет, что иволга не живет в дупле, и он считает, что автор допустил фактическую ошибку, внимательный же пытается установить текстовые отношения, полярные позиции.
Плачет иволга – (обратный порядок слов) – внимание сосредоточено на действии.
Дупло – несвобода, темнота.

3.Использование приема наложения текстового значения на словарное.
Например, сравните два крылатых выражения
Красота спасет мир (приписываемое Ф.М.Достоевскому)
Мир красотой спасается (принадлежащее Ф.М.Достоевскому)

4. Определение уместности языковых единиц, выбор и обоснование оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями коммуникации. Одно и то же содержание можно предать разными языковыми средствами.
Например, определить максимально возможное количество вариантов пословицы:
Дерево определяют плодам девушку
Куст отгадывают шишкам человека
по а
Цветок узнают почкам юношу
Растение распознают соцветиям старика
Какой вариант закрепился в языковом опыте народа и почему?

5.Общение (диалог) с текстом и другим читателем. Аргументация своей точки зрения при анализе текста, выявление подтекста. Реконструкция образа автор.
6.Сопоставление разных текстов и выбор информации, необходимой для конструирования собственных знаний.
7.Использование приема наложения (аппликации) для выявления образных средств языка.
Например, сравните стихи и словарную статью энциклопедии «Русский язык».
Укажите языковые средства, присущие каждому из стилей.
Как автор создает образы?
Многоточие
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный.
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый
Осознавая русский язык как средство саморазвития, школьники постигают себя и другого человека, принимают иную точку зрения, уважая позицию автора.
Общие учебные умения и навыки представляют собой целостную взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных первоначально как навык и затем как интегративная способность – умение, проявляющая себя в образовательных компетенциях, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как компетентность.
Следовательно, общие учебные навыки можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленной целостной, интегративной.