Семинар Современный урок. Каким он должен быть в аспекте ФГОС?


Семинар «Современный урок! Каким он должен быть в аспекте ФГОС?»
« Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться , в нём умирает учитель.
К.Д. Ушинский
Цель:
Повышение интереса педагогов к современным технологиям
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Задачи: 1. Изучить типы уроков и этапы современного урока.
2. Рассмотреть критерии современного урока.
3. Познакомиться с методом «Интеллект-карт».
План проведения педсовета
Предисловие «А урок остается!»
Современный урок в аспекте ФГОС НОО
Метод Интеллект- карты
Критерии эффективности современного урока
Подведение итогов педсовета Рефлексия «Ассоциация»
Решение педсовета
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Учитель остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых.
Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла.
Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.Так может и не стоит ничего менять?
Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация ФГОС на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и метапредметные (УУД), личностные, а также и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.
«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»С.И. Гессен.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
1. Работа в группах «Собрать конструкт урока»
- Соберите конструкт традиционного и современного урока, собрав этапы урока.
Традиционный урок, этапы урока Современный урок, этапы урока
1.Целеполагание 1. Самоопределение к деятельности
2.Проверка домашнего задания 2. Актуализация знаний и мотивация
3.Повторение изученного материала 3. Постановка учебной задачи
4.Подготовка к восприятию нового материала 4. «Открытие» детьми нового знания
5.Изучение нового материала 5. Первичное закрепление
6.Закрепление ЗУН 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7.Контроль 7. Включение «открытия» в систему знаний и повторение (применение нового знания)
8.Новое домашнее задание 8. Рефлексия деятельности
9.Итог урока             В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
  Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.       Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.
     ФГОС  вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. (щелчок)
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: (щелчок)•   предъявить противоречивые факты, теории;•  обнажить житейское представление и предъявить научный факт;•    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Чем еще современный урок будет отличаться от традиционного? Современные технологии, методы, приемы. Мы познакомимся с новым приемом, методом «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ» (Болотова О.Л.)
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. (щелчок) Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. (щелчок)  Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. (щелчок)  Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. (щелчок) Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. (щелчок) Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Рассмотрим этапы одного урока - «Урока русского языка»
Работа в группах «Организация этапа урока». Предлагается этап урока. Как бы вы его провели, организовали?
2. Актуализация знаний и мотивация
4. «Открытие» детьми нового знания
5. Первичное закрепление
7. Включение «открытия» в систему знаний и повторение (применение нового знания)
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Какие же они, критерии современного урока?
Критерии эффективности современного урока ( работа в группах)
(У вас в группах лежат карточки с критериями урока. Определите, какие подходят для современного урока.
Карточки с критериями вывешиваются на доске)Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Рефлексия Игра «Ассоциация» ( работа в группах)
Какое слово в критериях эффективности звучит чаще всего? В критериях эффективности, выработанных выше, часто звучит слово «развитие». Это является одним из показателей современного урока. Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».
Ррадость рост результат
А ЗВ И Т И Е Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок».
Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове « развитие»)Так что же для нас современный урок ?
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Решение:
1. Разработать карту посещения урока, с требованиями к современному уроку?
2. Провести открытые уроки по теме педсовета.
3. Принять участие в конкурсе ИКТ.