Эссе на тему: Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС


ФИО (полностью): Смирнова Елена Юрьевна
МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска» Мурманской области
Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»
«Кто постигает новое, лелея старое, может быть учителем».
Конфуций
Я работаю в образовательных учреждениях более 25 лет. Свой профессиональный путь начала, если можно так сказать, на «закате» советской школы. А потом реформы, реформы, реформы…
В последние годы, с введением ФГОС НОО в образовании стала появляться стабильность и выстроенный порядок.
Появилась возможность проанализировать и осмыслить: а действительно ли, всё новое хорошо, и не стоит ли иногда обратиться к забытому старому?
Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Кажется, что учтены все моменты, которые характеризуют современную личность. И я, учитель, изучив горы документов, пытаюсь работать «по-новому». Но почему получаю такой разный результат?
Дело в том, что приходят ко мне в первый класс самой обычной не «элитной» школы провинциального городка дети совершенно разные: с разным уровнем подготовки к школе, как правило, не самым высоким; разным материальным и социальным положением; а иногда и педагогически запущенные. И хотя материально-техническая база школы удовлетворительна, этого недостаточно для реализации стандарта.
По моему мнению, ФГОС НОО не учитывает именно эти моменты. Мне могут возразить, что это всё должен учитывать учитель и строить соответственно свою работу. Но учитель не в силах изменить материальное положение семьи, заставить родителей любить своих детей и помогать им.
Помочь детям освоить УУД учитель может, но как ответить на вопрос ребёнка: «А зачем это мне надо?» Заметьте, не учитель спрашивает: «Зачем ты пришёл в школу? Зачем ты учишься?» Многие из нас, наверняка пустятся в рассуждения о значимости образования в жизни каждого современного человека…
А иногда этот маленький человек ничего не спрашивает, а просто смотрит на тебя, и ты понимаешь, что бессилен перед этим немым вопросом. Да надо сделать проект, а интернета нет, как впрочем, и компьютера. В библиотеку не пойдёт, потому что читать еще не умеет. Да и к маме с папой за помощью не обратится, так как им нет никакого дела до этих проектов: «Учительнице надо, вот пусть сама и делает».
Вот тут задумаешься, а может лучше как раньше, дать ребенку знания, умения и навыки по мере возможности его восприятия, научить его чувствовать, понимать, любить жизнь, какой бы она ни была. Дать понять этому человеку, что он личность и без дорогих игрушек, компьютера.
И снова за изучение ФГОС НОО в поисках подсказок. Прочитала основные задачи реализации содержания предметных областей образования и поняла, что существенного отличия предыдущей концепции образования от нынешней нет. Ведь все мы, так или иначе, получили образование в той «старой» школе и благополучно пользуемся им.
Современные дети отличаются от тех, кто учился двадцать и даже десять лет назад, и с каждым годом к нам приходят «не такие» дети, но к пятому классу все имеют определённый набор знаний.
В новых стандартах, на мой взгляд, просматривается практичный технический подход. Несмотря на введённый курс «Основы религиозных культур и светской этики», на духовную, этическую, культурную составляющую образования времени остаётся очень мало. Начальное обучение перегружено предметами и программным материалом.
Несколько лет назад на уроках математики дети три четверти времени работали с первым десятком, таблицу умножения учили в третьем классе. И если раньше все дети способны были выучить таблицу умножения, то теперь дети владеют порядковым счетом в пределах 100 уже в детском саду, а вот выучить таблицу умножения многие не могут и к четвёртому классу. Не лучше дело обстоит и с периодом изучения азбуки и письма. Программа предусматривает один-два урока на изучение звука и буквы. Вероятно, считается, что в школу приходят теперь дети читающие, а как быть, если в классе только трое обучающихся умеют читать? Времени остальным детям катастрофически не хватает. И таких, своего рода, противоречий достаточно.
«Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».( Ральф Эмерсон). Поэтому я считаю, что профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО - дать ребёнку в руки инструмент получения образования, а будут ли это ЗУНы или УУД зависит не от желания педагога, циркуляра, спущенного Министерством Образования, а от того, кого мы учим, от маленького человека, пришедшего в первый класс.