Эссе Профессиональная компетентность учителя истории ФГОС ООО


Курс повышения квалификации
«Профессиональная компетентность педагога общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа)
ФИО (полностью): Суворова Анастасия Ивановна
Полное наименование учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Алькатваама»
Электронный адрес (Вашей почты): nastenka.suvorova.85@mail.ruЭссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя истории в условиях реализации ФГОС ООО»
Как никто не может дать другому того,чего не имеет сам, так не может развивать,воспитывать и образовывать других тот,кто сам не является развитым,
воспитанным и образованным.А. ДистервегСовременный период характеризуется значительными изменениями в системе российского образования. Не утихают споры и дискуссии вокруг нового «Закона об образовании в РФ» (2013 г.) – основополагающего нормативно-правового акта в сфере образования. Повсеместно осуществляется переход на новые образовательные стандарты (ФГОС), определяющие новые приоритеты в работе педагогического сообщества; активно обсуждается Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной  истории…
Успех модернизации российского образования полностью зависит от того, кто и как будет реализовывать на практике идеи, обозначенные в вышеуказанных документах, порой вызывающих самые разнообразные точки зрения. Итак, реализация данных проектов полностью ложится на плечи педагога.
Каким должен быть педагог? В последнее время этому вопросу посвящено немало исследований. Точкой соприкосновения множества мнений является профессиональная компетентность учителя. Новые ценности и цели образования требуют от нас не только глубокого знания предмета, знания лучших традиций российского образования, но и путей качественного обновления его содержания – поиска и отбора тех средств обучения и воспитания, которые дадут возможность по-новому проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках перехода на ФГОС ООО.
Традиционная (знаниевая) образовательная система больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к современному образованию, т.к. не формирует самостоятельности мышления. В связи с ускорением темпов развития производства, изменением ситуации на рынке труда, всепоглощающей информатизацией общество нуждается в воспитании думающего, самостоятельного, креативного поколения, умеющего «учиться», владеть способами работы с информацией, применять знания на практике, т.е. уметь использовать их в жизненных ситуациях. В современном мире не актуальна формула "чем больше знаешь, тем больше можешь", потому что сами по себе знания могут оставаться невостребованными. Эта идея только на первый взгляд кажется новой, ведь еще Аристотель говорил о том, что «ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».
Согласно последним нормативным документам одним из приоритетных направлений деятельности педагогов является формирование ключевых образовательных компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Итак, компетентностный подход в образовании означает для педагогов и обучаемых - создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях современного общества.
Иначе говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся.
В условиях модернизации образования важно определиться с содержанием понятия «профессиональная компетентность».
«Профессиональная компетентность» – это понятие, вокруг которого ведётся немало дискуссий. Начало им положено в 90-е годы XX века исследователями, занимающимися проблемами педагогической деятельности. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Заслуживает внимания мнение М.А. Чошанова: «если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством».Итак, профессиональная компетентность педагога – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Компетентность учителя – это слияние  профессионализма (уровень специальной, методической, психолого-педагогической подготовки), творчества и искусства (актёрство и ораторство). Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые вводит такое понятие, как правовой статус педагогических работников, под которым понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности. Новый закон способствует повышению статуса педагога. Закон гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры социальной поддержки. Вопрос в том, насколько это возможно реализовать на практике, и что для этого необходимо.
Есть несколько способов повышения профессиональной компетентности педагога:
- курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные;
- аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
- самообразование, основными характеристиками которого являются:  свобода выбора круга интересующих проблем и построение  собственной образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, самостоятельная работа с источниками информации и самостоятельная организация процесса самообучения.
- исследовательская и экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность;
- активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;
- использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
- участие в различных конкурсах;
- обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.
Главный залог успеха заключается в осознании самим педагогом необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
На учителя истории в данный период возлагается особая ответственность. Наряду с переходом на ФГОС, мы находимся в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, что кардинально увеличивает ответственность за качество преподавания предмета, результат, и, соответственно, увеличивает необходимость формирования комплекса профессиональной компетентности учителя истории, включающего информационную, методологическую, исследовательскую, коммуникативную и нормативно-правовую компетентность.
Современная система российского профессионального образования ориентирована на результаты, эффективность и качество. Какие бы в ней не происходили изменения, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую личность педагога.
Итак, делая вывод, обратимся к философам древности, чьи мысли не потеряли актуальности и в XXI веке: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны» (Эсхил).
ЛИТЕРАТУРА
1.  Кузьмина  Е.И.  Психология  свободы:  теория  и  практика.  СПб.:  Питер,  2007. 
2. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессиональности учителя // Педагогика, 1995.
3. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский  центр «Академия», 2005.
4. Приданникова О.Г. Развитие профессиональной компетентности учителя [Электронный ресурс]. URL:http://festival.1september.ru/articles/623399/5. Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс].URLhttp://career_counseling_support.academic.ru6. Тонконогая Е.П. Культура педагогического исследования.– М., 1993.
7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996.