Методическая разработка на тему Технология развития критического мышления через чтение и письмо


Выступление на РМО 31.03.16г.
Слайд1Тема: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Целью работы по данной технологии является попытка
решить проблемы активизации познавательной деятельности учащихся,
воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности,
формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в преодолении трудностей.
Одной из важнейших задач, ставлю
развитие логики мышления, которая бы позволила детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой;
делать вывод , обосновывая свои суждения, и , в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Поиск новых идей в организации учебного процесса при котором каждый ребенок, обучаясь в классе, мог бы раскрыть себя, как личность, проявить свою неповторимость и индивидуальность, чтобы каждый ощущал радость при встречи со знаниями, и учение их было успешным.
Слайд 2
Эпиграфом своего выступления взяла слова Л.Н. Толстого: «Знания только тогда становятся знанием, когда оно приобретено условиями своей мысли, а не памятью».
Слайд 3
В основе ТРКМЧП лежать труды российских педагогов. М.Бахтина – В.Библера.
Диалогическая концепция культуры. Психологические исследования Л.Выготского, Ж.Пиаже и др.
А так же, Педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили. Американскими авторами ТРКМ Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом, Джинни Стилом удалось разработать и апробировать, внедрить методы и способы в практику образовательного процесса. В России ТРКМЧП реализуется с 1997 года. Поэтому нам знакомы многие приемы, которые вошли в структуру уроков ФГОС
Слайд 4
Что же такое критическое мышление?
КМ – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю. В педагогике - это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Целью ТРКМ является
развитие мыслительных навыков учащихся необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В ТРКМЧП подчеркиваются задачи
Формирования нового стиля мышления
Развития базовых качеств личности
Развития аналитического, критического мышления
Слайд 5.
Исходя из этого КМ , по мнению авторов может развивать следующие качества ученика.
Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает)
Гибкость (восприятие идей других)
Настойчивость (достижение цели)
Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения)
Поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми)
Слайд 6.
Используемые приемы и стратегии ТРКМ позволяют все обучение проводить на основе принципов:
Сотрудничество
Совместного планирования
Осмысленности
Поэтому на уроке, построенному в ТРКМ учителю отводиться роль координатора, который:
Направляет усилие учеников в определенное русло;
Создает условия, побуждающие принятию самостоятельных решений;
Дает обучающимся возможность самостоятельно делать выводы;
Подготавливает новые познавательные ситуации внутри;
Сталкивает различные суждения
Слайд 7.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждый этап имеет свои цели и задачи, а так же набор характерных приемов, направленный сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмыслении и обобщение приобретенных знаний.
Стадия I. Вызов, во время которой у учащихся активизируются имевшие ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяется цели изучения предстоящего учебного материала.
Стадия II. Осмысление. Содержательная, в ходе которой и происходит не посредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная.
Стадия III. Рефлексия – размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Слайд 8.
ТРКМ предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся.
№ урока №1 №2 №3 №4 №5 №6
Тип урока Работа с информационным текстом Работа с художественным текстом Взаимо-обучение Дискуссия Письмо Урок -исследования
Вызов Мозговой штурм, составление кластера Мозговой штурм Верные/неверные утверждения Толстые вопросы Инвентаризация Парная мозговая атака
Осмысление Инсерт Чтение с остановками Зигзаг Перекрестная дискуссия Составле
ние чернового текста Заполнение таблицы
Рефлексия Возвращение с кластеру Составление кластера Сводная таблица Эссе Редактирование, издание Дальнейшее целеполагание
Слайд 9.
Прием «Составление кластера» Урок окружающего мира на тему «Свойства воздуха»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
Слайд 10
Инсерт, или условные значки.
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
 Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“v” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше, «!» - в процессе чтения вас кто-то или что-то удивило.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Слайд 11
Сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
         

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Слайд 12
  Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 мин).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с
другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.
Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем
совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не
повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать»
факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в
ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или
понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
 Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных
согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Слайд 13.
Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Слайд 14
Перепутанные цепочки
-       Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и
неверные
-       Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
-       Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 15
Шесть шляп мышления
 Примерить только одну шляпу на уроке может группа, ученик.
-          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
-          Красная шляпа: Чувства, эмоции, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано, подводят итог, обобщение
Слайд 16
Источники:
Загашев И.О.,Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.СПб. - 2003.
Загашев И.О.,Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.СПб.-2003.
Кулюткин Ю.Н.,Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.СПб.-2003
http://www.kmspb.narod.ru - сайт Центра развития критического мышления СПб.
http://www.kmspb.narod.ruСлайд 17