Методическая разработка по физике на тему Технология развития критического мышления на уроках физики


Применение технологии развития критического мышления на уроках физики
МБОУ «Школа №13» г. Рязани
Учитель: Миничева Е.А.
2017 год
Технология развития критического мышления получила развитие в системе российского образования с 1997 года, ее авторы – американские ученые Ч. Темня, К. Мередит, Д. Стилл.
Цель данной технологии:
повышение интереса к предмету, расширение кругозора;
развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно;
формирование предметных и метапредметных навыков (универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, логических, коммуникативных, личностных).
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Стадии и методические приемы
Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
Вызов Направлена на вызов учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение знания от «старого» к «новому» Ученик читает, (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «✓» (уже знал), «+» (новое), « - » (думал иначе), «?» (есть вопросы) (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На втором этапе осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал параграфа и т.д.). Работа ведется индивидуально и в парах.
Рефлексия Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изучения информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
На уроках я использую следующие приемы технологии развития критического мышления:
Прием «ИНСЁРТ» - использование условных значков-пометок при прочтении текста.
Аббревиатура Назначение приема Символы-значки
I – interactive
N – noting
S – system
E – effective
R – reading
T – thinking Самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления «✓» - уже знал
«+» - новое
« - » - думал иначе
«?» - есть вопросы
Пример приема «инсёрт» при изучении темы «Вес тела» в 7 классе
Значки Ключевые слова, примеры
«✓» - уже знал Существование понятия «вес»
«+» - новое Причины возникновения веса
« - » - думал иначе Думал, что вес – аналог массы, измеряется с помощью весов
«?» - есть вопросы Может ли изменяться вес тела?
Прием «КЛАСТЕР» - выделение смысловых единиц текста с их графическим оформлением в виде таблицы, схемы.
Пример кластера при обобщении темы «Силы в природе. Взаимодействие тел» в 7 классе
Сила Определение Точка приложения Направление действия Обозначение, Формула
Сила тяжести Сила, действующая на тело вблизи поверхности Земли Центр тела Вертикально вниз Fтяж = mgСила упругости Сила, возникающая в результате деформации Центр тела Против деформации Fупр = kΔl
Вес Сила, с которой тело действует на опору или подвес Опора или подвес Перпендикулярно опоре или подвесу вниз P = mg
Сила трения Сила, возникающая при движении соприкасающихся поверхностей Поверхность тела Против движения FтрПрием «СИНКВЕЙН» - кодирование полученной информации в пяти строках по строго определенному правилу. Обычно используется на стадии рефлексии.
1 строка – одно слово (существительное или местоимение, обозначающее предмет или понятие, о котором идет речь).
2 строка – два слова (прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета).
3 строка – три слова (глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия).
4 строка – фраза из четырех слов (выражает личное отношение автора к предмету или объекту).
5 строка – одно слово (характеризует суть предмета или объекта).
Примеры синквейнов учеников
10 класс при изучении темы «Идеальный газ в МКТ»
1. Газ
2. Идеальный, невидимый
3. Распространяется, расширяется, мешает
4. Молекулы не взаимодействуют и движутся
5. Молекулы
8 класс при изучении темы «Испарение. Кипение»
1. Испарение
2. Непрерывное, необходимое
3. Охлаждает, замедляет, помогает
4. Парообразование с поверхности жидкости
5. Переход
Прием «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ» - учитель задает как простые («тонкие») вопросы, требующие только воспроизведения знаний и однозначного ответа, так и сложные («толстые») вопросы, которые требуют от школьника умения осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.При изучении в 8 классе темы «Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели» можно использовать следующие вопросы
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Какие двигатели называют тепловыми?
Какие переходы и превращения происходят в тепловом двигателе?
Какой двигатель называют ДВС?
Какие процессы происходят в двигателе в течение каждого из четырех тактов? За счет какой энергии движется снаряд в канале ствола орудия, самолет, паровоз?
Почему воздух, расширяясь, охлаждается?
Когда газ в цилиндре двигателя обладает большей внутренней энергией: после проскакивания искры или к концу рабочего хода?
Я применяю технологию развития критического мышления на различных этапах урока. Данная технология помогает формировать развитую личность, способную к творческому осмыслению, прогнозированию своих действий и их критическому оцениванию.