Конспект мастер-класса Технология развития критического мышления через чтение и письмо


МАСТЕР-КЛАСС
по теме «Технология развития критического мышления
через чтение и письмо»
Цель: сформировать представление о 3-фазовой модели занятия по технологии РКМЧП, продемонстрировать методику проведения приёма «Инсерт».
Задачи:
1. Стимулирование личной активности участников, установление доверия.
2. Повышение самоценности личности.
3. Осмысление назначения каждой стадии технологии РКМЧП.
4. Проживание опыта погружения в методический приём «Инсерт».
Участники: преподаватели и студенты педагогических колледжей Иркутской области.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал: листы с распечатанным текстом, таблицей, декларацией самоценности.
Дата проведения: 28.11.2013г.; III региональная олимпиада по педагогике среди учреждений СПО Иркутской области.

Ход мастер-класса
I. Вводная часть
1. Приветствие
Посмотрите на соседа, установите зрительный контакт и улыбнитесь, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь. Сегодня успех нашего мастер-класса зависит от наших совместных усилий, так пожалеем друг другу плодотворного взаимодействия.
Я предлагаю всем желающим включиться в небольшое занятие, в котором предлагаю вам одновременно выступать в двух ролях: ученика, активно участвующего в процессе получения и переработки новой информации и педагога, наблюдающего за происходящим и анализирующего. Все, что мы сегодня с вами будем делать, вся наша работа будет построена в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо происходящее.
2. Немного о технологии РКМЧП
Авторы технологии: Джинни Стил, Курт Мередит и Чарлз Темпл (педагоги США)
Последователи в России: С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.
В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Что же понимается под критическим мышлением. Существует много точек зрения, даже кардинально противоположные друг другу. Но взгляды педагогов, работающих по данной технологии сводятся к следующему:
Разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать .(Дж.Браус и Д.Вуд)
Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт личности.
В ее основе технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
Итак, из всего выше сказанного попробуйте определить цель мастер-класса? (Слушаем предположения)
Цель мастер-класса – сформировать представление о 3-фазовой модели занятия по технологии РКМЧП, продемонстрировать методику проведения приёма «Инсерт»
II.Основная часть
1 - стадия вызова
Дискуссия (объяснение смысла высказывания французского писателя)
«Я твержу себе, что нет сверхъестественных сил, что ничто не падает с неба, что успех – это результат труда, потому что всё находится в наших руках» Анри Барбюс
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (выслушиваются разные точки зрения)
2- стадия осмысления содержания (работа с текстом).
А) информация: Участникам занятия предлагается познакомиться со взглядами одного из самых известных семейных психотерапевтов в мире Вирджинии Сатир. Для чтения предлагается отрывок из ее книги «Как строить себя и свою семью».
Чтение происходит с использованием приема ИНСЕРТ (приём маркировки текста)
Название приема представляет английскую абревиатуру: I – interactive; N – noting; S – system; Е – effective; R – reading and; Т – thinking и переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления». На полях проставляются следующие условные знаки:
v - «галочкой» помечается то, что уже известно, с чем вы давно согласны;
+ - «плюсом» отмечается новое, то, что является для вас интересным, может быть неожиданным и с чем вы готовы согласиться:
- - «минус» помечает то, что противоречит вашим представлениям, с чем вы не согласны и готовы поспорить (с чем? каковы аргументы?).
? - «вопросом» помечается то, что кажется неясным, требует дополнительной информации (какой, о чем?) или же размышления (какие вопросы возникают?)
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Участников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятое. Условные знаки помогают читать более внимательно, становятся помощниками в запоминании материала.
Такое активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию и развивает умение выделять новое. При повторном чтении внимание обращается еще раз на то, что не знал, а это способствует запоминанию новой информации.
3 – стадия рефлексии
А) заполнение таблицы индивидуально
Участникам предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу
«V» «+» «-»
«?»

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.
Б) обсуждение каждой графы таблицы в группе
Вывод: В своей книге В.Сатир делится с читателем собственным способом повышения самоценности личности в трудные минуты жизни. Она называет это декларацией самоценности.
III. Заключительная часть
1. Рефлексия мастер-класса
Как по-другому можно назвать приём «ИНСЕРТ»?
Какую работу предполагает Инсерт-2?
Каково её значение?
Какова базовая модель РКМЧП?
5. Каково назначение каждой стадии?
I . Вызов 1) Вызов того, что студент знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит познавать. 2) Активизация деятельности обучаемого. Учение становится активным, когда студент целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Пробуждается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы.
II. Чтение и осмысление текста (смысловая стадия). 1) Главная задача - поддержать активность и интерес, созданные во время стадии вызова; 2) Поддержание усилий студентов по отслеживанию собственного понимания. В этот момент студенты сознательно увязывают новое с уже известным; 3) Критический и сравнительный анализ и синтез осмысливаемой информации.
III. Рефлексия (стадия размышления): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен мнениями. 4) Выражение новой информации своими словами.
6.Назовите модель мастер-класса.
2.Упражнение «Самовнушение»
Психологи утверждают, чтобы мечты исполнились необходимо себе давать установки перед сном, начиная со слова «Я», это уходит в нашу область подсознания и положительно влияет на решение проблем. С. Сатир разработала декларацию своей самоценности, которую вы можете читать перед сном
(раздаю распечатанные декларации на память)
А теперь и мы немного потренируемся.
Итак, сядьте удобно. Если хотите, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вздохов, мысленно следя за своим дыханием. Настройтесь на слушание. Можете повторять вслух или про себя.
Я хочу улучшить свою жизнь.
Я могу улучшить свою жизнь.
Сегодня тот день, когда моя жизнь начала улучшаться.
Мне дышится легко и свободно.
Я чувствую счастье победы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Декларация моей самоценности
Я – это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что только Я выбрал это.
Мне принадлежит все, что есть во мне:
мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все мои слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий, и все мои мечты, все мои надежды и мои страхи.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с самим собой. Я могу полюбить себя и подружиться с каждой частью себя. Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я подружился с собой и полюбил себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше разных вещей обо мне самом.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что некоторые части меня не вполне мне подходят. Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим во мне, и сохранить то, что кажется во мне очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я – это замечательно.
(В. Сатир "Как строить себя и свою семью")