Эссе на тему Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО


Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО».
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться без помощи учителя.
Э. Хаббард.
Согласно современным тенденциям образования, деятельность учителя направлена на то, чтобы научить учиться. Каким же должен быть учитель?
Несомненно, педагог должен много знать. Но, мы понимаем, что наличие даже большого количество знаний не делает человека учителем. Это не тот критерий, по которому оценивают значимость учителя. В чем же эта «изюминка»?
По моему мнению, это человек с богатым внутренним миром, желающий поделиться своими знаниями и, получающий удовлетворение, наблюдая хотя бы маленький успехи своих подопечных. Педагог не только огорчается, если у обучающихся что-то не получается, но и ищет пути вовлечения их в свою деятельность. Как правильно заметил Я.А.Каменский: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Я бы добавила: « И не дать этому стремлению погаснуть».
Чем сложнее общество, тем сложней и дети. Со своими израненными душами, с некоторой болью в глазах. Или наоборот – легкие и воздушные, ранимые, но всепрощающие. Говорят, что когда проходит много лет, ученики вырастают, их черты стираются в памяти учителей. Но, больше всего запоминаются те «трудные» дети, которые требовали много дополнительного внимания и иногда огромного терпения.
И осознание того, по какой причине эти ученики требуют такого большого внимания, дает возможность иногда более спокойно реагировать на их поступки. Обучение хорошистов и отличников не вызывает больших проблем. У большинства из них привычка учиться и дальнейшая жизненная мотивация расписана на годы.
Возникает вопрос: Каким должен быть учитель математики, чтобы к нему на урок с огромным желанием, а не для отбывания какой-то повинности, приходили сильные слабые и «трудные» ученики? Что означает педагогическая компетентность?
Нам говорят, что согласно новой образовательной политике мы должны составлять технологические уроков, рабочие программы с описанием формируемых УУД. При этом, согласно базовым компетенциям, учитель должен во время урока, в случае нештатной ситуации уметь изменять ранее намеченную программу деятельности. И, если обратиться к словам Сухомлинского: «Хороший учитель,- если говорить так, как оно есть,- не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».
А это означает, что у учителя есть цель – что он хочет сделать, четкий план - как это сделать, но он может вносить коррективы в зависимости от сложившейся на уроке ситуации. Учитель должен быть мобильным. И если это действительно хороший учитель, то он не будет на уроке задумываться, какие УУД ему надо формировать, а будет просто работать с душой и сердцем. И все у него получится автоматически правильно и верно, поскольку он всегда так делает, он любит детей и очень хочет, чтобы даже если из учеников не получатся знаменитые ученые, юристы, и т.п., главное, чтобы они не потерялись по жизни, были хорошими людьми. И, возможно, они будут и без высших образований мастерами своего дела. Ведь если вовремя увидеть что-то удивительное и своеобразное в ребенке, то потом наступит время, когда этим человеком можно будет гордиться. Не это ли самое главное для учителя?!
Как говорил Сухомлинский: « Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на урок, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
И конечно, учитель должен быть «образцом для подражания». Как говорил А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель». Нужно, чтобы учитель был другом и наставником. И очень приятно иногда слышать, когда, проучившись не очень много времени, девочки пятиклассницы в разговоре о будущем говорят, что они хотели бы стать учителями математики. Это ли не радость для учителя!
Предмет математики это довольно сложный предмет и желание учиться надо постоянно поддерживать. Понятно, что урок, это не театральная постановка, где в роли главного действующего лица выступает учитель. Здесь учителю надо отойти в сторону и играть роль режиссера, который незаметно приводит детей к самостоятельной деятельности, но обязательно под контролем учителя. Это контроль не должен быть тоталитарным и всеподавляющим. Хорошо отлаженная работа консультантов помогает обучающимся почувствовать свою значимость и желание поделиться полученными знаниями. Тем более консультантом может быть любой ученик, который понял эту тему. Ученики могут сами предложить форму работы на уроке.
Также учитель не должен стоять на месте, он постоянно саморазвивается, учится. По словам Ж .Жубера: «Обучать – значит вдвойне учиться»
По словам Ч.Темпла: «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.»Итак, если подвести некоторый итог моим размышлениям, педагог-это профессионал высшего разряда, который любит и понимает детей, и сделает все от себя зависящее, чтобы воспитать ученика- достойного гражданина нашей страны и хорошего человека, способного самостоятельно разрешать возникшие ситуации и идти по жизни с поднятой головой.
Закончить я хочу словами Л.Н.Толстого: «Не тот учитель, кто получил воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».