программа дополнительного образования для учащихся 8 класса Мое здоровье в моих руках!


Общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
«Моё здоровье в моих руках»



Сок реализации: 1 год
Возраст детей: 8 класс
Автор: Дон И.И., учитель
биологии высшей
квалификационной
категории.
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Курс для учащихся 8-ых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 70 часов.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-14 -летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Курс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Программа курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
Основная цель курса – воспитание у подростков:
1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.
2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.
Программа курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
cоставление проектов по темам исследований;
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по курсу
“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;
“Отношение подростков МОУ СОШ № 2 к вредным привычкам”;
“Стресс и его воздействие на организм подростка”;
“Влияние шума на детский организм”;
“Влияние компьютеров на здоровье человека”;
“Как противостоять давлению среды”;
“Что значит быть счастливым?”;
“Наркотики, алкоголь и сигареты”; “Я в этом мире”.
Выполнив программу курса “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:
причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
мотивы здорового образа жизни;
отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;
пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
полученные знания на практике;
полученные знания для осознанного выбора профессии.
 Содержание программы элективного курса
1. Введение.
“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.
2. Вредные привычки, их профилактика.
2.1 Алкоголизм.
2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”.
2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.
2.2. Курение.
2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.
2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”.
2.3. Наркомания.
2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.
2.4. Токсикомания.
2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.
3. Простудные заболевания.
3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.
4. Стресс.
4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа над проектом по теме раздела”.
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Красноярском крае. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования”.
5.2. Встреча с врачами по проблеме.
5.3. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.
5.4. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.
6. Первая медицинская помощь.
6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса”.
7. Обобщение: “За здоровый образ жизни”.
Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.
Тематическое планирование элективного курса
№ п/пТема занятий Количество часов Дата проведения занятия
1 Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка. 2 6 -11 сентября
2 Вредные привычки, профилактика. 28 13сентября - 25 декабря
2.1 Алкоголизм 12 13сентября - 23 октября
2.1.1 Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм. 6 13сентября - 2 октября
2.1.2 Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки. 6 4 октября -23 октября
2.2 Курение 4 25 октября – 13 ноября
2.2.1 Состав компонентов табачного дыма.
Влияние сигарет на организм подростка. 2 25 октября – 30 октября
2.2.2 Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм. 2 8 ноября – 13 ноября
2.3 Наркомания 8 15 ноября – 11 декабря
2.3.1 Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия. 4 15 ноября – 27 ноября
2.3.2 Наркотическая зависимость, пути решения проблем. 4 29 декабря -11 декабря
2.4 Токсикомания и подросток 4 13 декабря – 25 декабря
2.4.1 Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.
Последствия токсикомании на организм подростка. 4 13 декабря – 25 декабря
3 Простудные заболевания. 4 27 декабря-15 января
3.1 Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций. 4 27 декабря-15 января
4 Стресс. 4 17 января – 29 января
4.1 Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. 4 17 января – 29 января
5 Заболевания подростков, передающиеся половым путём. 20 31 января – 16 апреля
5.1 Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.
Распространение СПИДа в мире, стране, Красноярском крае. 8 31 января – 26 февраля
5.2 Встреча с врачами (конференция) 4 28 февраля- 12 марта
5.3 “Болезни поведения” подростков.
Профилактика болезней поведения подростков. 4 14 марта – 26 марта
5.4 Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. 4 4 апреля – 16 апреля
6 Первая медицинская помощь. 6 18 апреля – 7 мая
6.1 Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.) 6 18 апреля – 7 мая
7 Обобщение “Мое здоровье в моих руках”
Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д. 6 9 мая – 28 мая
Литература:
(для учителя)
Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –
Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
Литература:
(для детей)
Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.
Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.