Классный час Мое здоровье в моих руках (6 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Сергиев Посад
Классный час в рамках единого дня здоровья
«Моё здоровье в моих руках»

Подготовила:
Новикова М.А. классный
руководитель 6 «В» класса


«Моё здоровье в моих руках»
Цели:
Познакомить детей с правилами здорового образа жизни;
Показать пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека;
Научить самостоятельно следить за состоянием своего здоровья;
Воспитывать силу воли;
Развивать интерес к спорту.
1.Организационнный момент.
2.Сообщение темы и цели классного часа.
3.Работа над темой классного часа.
I. Организационный момент.
Психологический настрой – притча «Всё в твоих руках»
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
II. Сообщение темы и цели мероприятия.
В наших руках наше здоровье. Сегодня мы об этом поговорим.
Сегодня мы должны вспомнить правила ЗОЖ и определить, можем ли мы соблюдать эти правила, а значит, зависит ли наше здоровье от нас самих.
1. Путешествие будет проходить под девизом, который необходимо разгадать (криптограмма)
2 5 12 6 1 7 3 9 3 11 5 13 4 3 9 3 10 3 14 15 1 7 3 9 3 11 5 13 12 8 3 4 3 Ответ:
2 5 12 6 1 7 3 9 3 11 5 13 4 3 9 3 10 3 Б ЫТ Ь ЗД О РО В ЫМ Х О РО ШО -
14 15 1 7 3 9 3 11 5 13 12 8 3 4 3 Н Е ЗД О РО В ЫМ ПЛ О Х О !
1- З 5- Ы 9-Р 13-М
2-Б 6- Ь 10- Ш 14-Н
3-О 7- Д 11- В 15-Е
4- Х 8- Л 12- П
Итак, наш девиз: «Быть здоровым хорошо – нездоровым плохо!»

2. Из глубины веков до нас дошли не только факты, рассказывающие о том, как тот или иной народ относился к здоровью и поддерживал его. Большое значение имеют для нас пословицы и поговорки. Недаром они составляют важный компонент народной мудрости. Теперь время вспомнить некоторые из них. (Пословицы и поговорки о здоровье были заданы в качестве опережающего задания).
Например, древние римляне советовали: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу».
Другая древняя мудрость гласит: «Пусть будут твоими врачами трое – веселый характер, умеренность в еде и движение».
- Какие вы знаете выражения, связанные со здоровьем?
3. Собери пословицы (на доске разрезанные карточки со словами пословиц)
В здоровом теле здоровый дух
Богатство - на месяц, здоровье на всю жизнь
Береги платье снову, а здоровье смолоду
Здоровье дороже денег
Моё здоровье в моих руках
III. Работа над темой классного часа.
1.Скажите, что же такое здоровье?
(высказывания учащихся)
Прежде, чем мы дадим с вами определение слова «здоровье», давайте попробуем на каждую букву слова «здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
Например, варианты предложенные детьми :- З – зарядка;- Д – диета, доктор;- О – отдых, окулист;- Р – режим;- О - осанка; (Обратить внимание на осанку учащихся).- В – витамины;- Ь -;-Е – еда.
Далее предлагается учащимся самим дать определение понятию «здоровье».
После заслушивания нескольких вариантов в исполнении учащихся, учитель зачитывает определение по словарю Ожегова С.И.  Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
2. Что может повлиять на наше здоровье?
Беседа с учащимися с целью выявления факторов имеющих влияние на здоровье человека. Для активизации внимания к доске прикрепляется изображение человека. Главный вопрос: От чего зависит здоровье человека? Предложите свои варианты?

Какой можно сделать вывод?
1)фактор образа жизни;
2)фактор окружающей среды;
3)фактор наследственности;
4)фактор качества мед. помощи
Вывод: Человеку важно здоровье сохранить, и зависит это от того, как он живет.
3.А теперь поговорим о наиболее важных факторах, которые оказывают влияние на наше здоровье.
1)Беседа о личной гигиене и чистоте жилища.
Влияет ли чистота жилища на здоровье?
(Высказывания учащихся)
1.Чтобы школа
Чистотой всегда сверкала,
Приложить надо усилий
Очень уж немало.
2.Бегать, прыгать и скакать
Любим мы всегда,
Но для этого - спортзал
В классе – чистота.
3.В нашем классе всегда чисто,
Пыль здесь не летает.
Чистота – залог здоровья,
Все об этом знают.
4.Ценим мы уборщиц труд,
Мы им помогаем:
Моем парты, стены, окна,
Пыль везде стираем.
5.Так давайте будем помнить,
Что здоровье - не купить.
Обувь сменную всегда
Будем приносить.
2) Поговорим о нашей внешности, о том, как мы умеем соблюдать правила опрятности и аккуратности. Каким вы себе представляете должен быть ученик нашего класса?
(Высказывания учащихся)
А сейчас мы с вами поиграем в игру « Черный ящик»
В черном ящике лежит то, что необходимо, чтобы быть чистыми и здоровыми. Что там? (мыло, зубная щетка, зубная паста, носовой платок, расческа)
I. Правила Мойдодыра.1.Постоянно следи за чистотой своего лица, рук, шеи.
2.Утром и вечером умывайся, чисти зубы.
3.Всегда перед едой мой руки.
4.Следи за своими волосами. Растрёпанные волосы – признак неряшливости.
5.Содержи в порядке ногти.
6.Всегда пользуйся носовым платком.
7.Утром делай зарядку, проветривай в течение дня комнату.

Физкультминутка
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз;
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.)3) «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Беседа о правильном питании.
– Подумайте, дети, зачем мы питаемся?
- Все ли продукты необходимы нашему организму?
(Мы питаемся, чтобы расти здоровыми, сильными, крепкими)
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет»
Выбери из перечисленного полезные продукты. Если услышите полезный продукт, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте. Итак:
Рыба, кефир, геркулес, чупа-чупс, подсолнечное масло, зефир, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, чипсы, пепси, фанта, рыба, жирное мясо, огурцы, торты, «сникерс», конфеты, сало, клюква, сыр и т.п. – Почему мы называем одни продукты полезными, а другие неполезными?
(Одни продукты содержат витамины, а другие нет).

- Что такое витамины?
Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизни. Слово «витамин» образовано от латинского слова, что в переводе означает «жизнь» Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей такая опасная болезнь, как цинга, полностью излечивается. Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления: оказывается, свежие овощи и фрукты содержат витамины. Чтобы в нужном количестве получить эти вещества, необходимо питаться разнообразной пищей. Употребляйте как можно больше фруктов и овощей. Старайтесь есть в одно и тоже время. Утром перед школой обязательно завтракайте. Ужинайте не позже, чем за два часа до сна.
Какие витамины вам знакомы?
Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке, шпинате, салате.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Витамин В1 и В2: при их нехватке образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушение кожи … Их можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.
Витамин С. Я прячусь в чесноке, капусте, луке, в других овощах, фруктах, ягодах. Если не хватает данного витамина, организм перестаёт сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, снижается иммунитет.
Во саду ли, в огороде
Вы меня всегда найдёте.
А кто летом в лес пойдёт,
Тот в корзине принесёт.
И ещё один секрет: его очень много в чёрной смородине. Эта ягода спасает нас не только от простуды, но и от малокровия.
Витамин Д. Я сохраняю вам зубы. Без меня зубы человека становятся мягкими и хрупкими, вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. Меня можно найти в молоке, рыбе, твороге, сливочном масле, сельди, печени, яичном желтке. А ещё для хорошего роста необходимо солнышко.
– Жизнедеятельность нашего организма поддерживают такие вещества: белки, жиры.
Белки – основной «строительный материал» клеток тела. В теле нет участка, где бы не было белка. В крови и мышцах белки составляют 1/5 от общей массы, в мозгу – ½. Длительное белковое голодание вызывает слабость и глубокие психические расстройства. Человеку в среднем требуется ежедневно 100 г белков, а при большой нагрузке – до 150г.
Жиры – их делят на растительные и животные. Растительные жиры активизируют обмен веществ, предупреждают ряд заболеваний. Недостаток жиров сокращают жизнь, нарушает деятельность мозга, снижает выносливость организма. С жирами в организм поступают растворённые в них витамины.
Какие же правила питания вы усвоили?
Помни золотые правила питания:
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
Перед приёмом пищи сделайте 5 – 6 дыхательных упражнений животом.
Пренебрежение правилами приёма пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника. Пагубная привычка есть наспех, кое – как пережёвывая пищу, не ощущая вкуса и не получая удовольствия от еды, наносит вред здоровью.
4) Беседа «Как стать здоровым и сильным?»
Чтение рассказа «Молодой старичок».
Хотел бы ты сделаться таким?
Уверен, что нет.
А для того, чтобы развить и укрепить своё тело, есть три верных средства: зарядка, спорт и работа на свежем воздухе.
Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».
А что значит быть здоровым?
Выберите слова характеристики здорового человека.
Здоровый человек – это … человек.
Крепкий, сильный, толстый, бледный, неуклюжий, весёлый, ловкий, красивый, сутулый, румяный, стройный. Игра «Угадайте вид спорта» (мимика и жесты)
Уч-ся берут карточку с видом спорта и пытаются изобразить данного спортсмена. ( Плавание, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, фигурное катание, гимнастика, конькобежный спорт, )Оздоровительная минутка. Упражнение «Деревце»
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.
Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. ( Выполняется 15-20 сек.)
Опустите руки и расслабьтесь.
5)Беседа о закаливании
«Если хочешь быть здоров – закаляйся».
– Приносит ли закаливание пользу укреплению и развитию внутренних органов человека?

(Высказывания уч-ся)
Закаливание проводится с помощью воздуха, воды и солнца. Закаливать свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.
Закалённый человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями.
6) Вредные привычки
«Курить – здоровью вредить».
– А что мешает нам всем расти здоровыми ?(Вредные привычки)
У нас их, конечно, у всех много: когда нужно учить уроки, а мы не можем оторваться от интересного фильма, врач запрещает есть шоколадные конфеты, а мы их всё равно едим. С этими привычками человек может справиться сам. А вот у человека, который начал курить, появляется более серьёзная привычка (зависимость) от сигарет, точнее от веществ, содержащихся в табаке – это никотин, угарный газ, табачные смолы.
Анализ ситуации.
Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он последнее время стал курить и выглядит теперь как взрослый. Девчонки на него обращают внимание. Но я слышал, что это вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет весь организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться как, Толя?
А какое место выбираете вы? Рядом с Колей или Толей? Почему?
Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается.
Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм.
Табачные смолы засоряют лёгкие.
От курения желтеют зубы и появляется дурной запах изо рта.
Не берите в рот сигарету, не спешите привыкать к вредным привычкам!
Алкоголь. Он не менее вреден, чем курение. От него страдают все внутренние органы, особенно мозг. Это приводит к тому, что человек глупеет, теряет ум – разум.
Наркотики. Часто называют «Белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем раньше умирает
Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики, алкоголь, закурить.
А вот если человек сумел в компании отказаться от этого, значит у него, действительно, есть смелость и воля.
«Телевидеомания», «Компьютеромания» - болезнь века.
А какие занятия лучше предпочесть этим вредным привычкам?
(занятия спортом, физкультурой, играми на свежем воздухе, полезным трудом)
Рефлексия.
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
Закрепление . Задание рефлексивного характера. – Представьте себе, что вы – врач. Что бы вы посоветовали всем для сохранения и поддержания здоровья? Итак, советы доктора… Далее слово предоставляется детям.
Подведение итогов мероприятия.
-Какой теме было посвящёно наше мероприятие?
-Как понять значение слов ЗОЖ?
(Это личная гигиена, правильное питание, постоянное движение, закаливание организма, жизнь без вредных привычек и т.д.)
Правила ЗОЖ
Содержите в чистоте своё тело, одежду, жилище.
Правильно питайся.
Больше двигайся.
Закаляйся.
Не заводи вредных привычек.
Здоровье не купишь, его разум дарит.
Каждый человек – хозяин своей жизни.
Учитель:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Не возможно без труда.
Постарайтесь не лениться-
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь-
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Желаю всем крепкого здоровья, быть умными, добрыми и счастливыми.
Дополнительный материал.
Игра «Светофор здоровья»
У каждого уч-ся два картонных круга – зелёный и красный.
- Напоминаю! Красный свет светофора – сигнал опасности. Зелёный – путь открыт.
Читать лёжа…
Перед сном много есть…
Правильно питаться…
Чистить зубы два раза в день…
Проветривать комнату…
Закалять организм…
Грустить…
Совершать добрые поступки…
Делать зарядку…
Смотреть телевизор с близкого расстояния…
Рефлексия.
На доске висит дерево без листьев. Вы должны написать на листочках, что вы будете делать для сохранения и укрепления своего здоровья, начиная со слов: «Я буду…», и прикрепить листок на дерево.
Нарисуйте дерево желаний. Слева запишите всё, что плохо (вредные привычки), а справа – хорошие дела, поступки (полезные привычки). Слева ветки дерева сухие, а справа - живые, радостны.
Игра «Ромашка» (дети выходят к доске, отрывают по одному лепестку, зачитывают пословицу и объясняют ее смысл)
Лепесток 1 «Здоровому – все здорово!»
Лепесток 2 «Болезнь человека не красит»
Лепесток 3 «Труд – здоровье, лень – болезнь»
Лепесток 4 «Здоровье дороже богатства»
Лепесток 5 «К слабому и болезнь пристает»
Лепесток 6 «Кто любит спорт – здоров и бодр»