Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме: Город и село. Проект Родной посёлок


Окружающий мир. 2 класс.
Тема: «Город и село». Проект «Родной посёлок».
Цели: уточнить представления учащихся о характерных особенностях городских и сельских поселений; мотивировать учащихся к выполнению проекта «Родной посёлок»; воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
предметные:
знать отличительные признаки города и села;
рассказывать о своём посёлке по плану;
метапредметные:
понимать учебную задачу и стараться её выполнить;
определять сходство и различие объектов, объяснять их, выделяя существенные признаки;
определять истинность или ложность высказываний;
рассказывать по предложенному плану;
работать в парах и совместно, выполнять взаимопроверку;
делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
личностные:
проявлять чувство гордости за свою малую Родину;
проявлять уважительное отношение к другим людям, их национальной принадлежности, образу жизни, традициям;
определять личностный смысл учения (в проектной деятельности).
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тесты, электронное приложение, фотографии посёлка, карточки для рефлексии, наклейки с изображением смайликов.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация необходимых знаний.
Учитель:
-- Ребята, на прошлом уроке вы получили творческое задание №4 и №5 в рабочей тетради на с.7

---Ответим на вопрос: «Представители каких народов населяют посёлок Усть-Луга?»
Ученики:
--На территории нашего поселения проживают: ижоры, водь, игерманландские финны, русские, белорусы.
Учитель:
-- О каких традициях этих народов вы знаете?
-- Перечислите традиционные предметы быта коренных народов нашего края.
Ученики:
-- Мы посетили ижорский музей в деревне Вистино. Там видели старинный музыкальный инструмент «Кантелле», глиняную посуду, ткацкий станок, рыболовные сети, национальную одежду.
--У меня в рабочей тетради приклеена фотография национального традиционного праздника в деревне Лужицы «Лужицкая складчина». Я нашла её в Интернете.
-- В выходные дни я была в гостях у бабушки в финской деревне Выбье. В своей тетради я нарисовала бабушкин дом.
Учитель:
-- Ребята, вы подготовили интересный познавательный материал о коренных народах нашего края. Этот материал обязательно пригодится нам в дальнейшей работе.
-- А теперь ответьте на вопрос: «Почему народы России называют братскими?
Ученик: «Народы в России живут дружно, словно братья».
Учитель: «Назовите государственные символы нашей страны.»Ученик: «Герб, флаг, гимн.»Мотивация познавательной деятельности.
На экране презентация с изображением города и села.



Учитель: «Рассмотрите внимательно эти картинки. Попробуйте определить, о чём сегодня пойдёт разговор?»
Ученик: « Думаю, мы будем говорить о городе и селе.»Учитель: « Почему вы так решили?»
Ученик: «Потому что мы видим городскую и сельскую местность»
Учитель: «Сформулируйте сами учебные задачи урока. Чему мы будем учиться сегодня на уроке?»
Ученик: «Сравним, чем отличается город от села.» Учитель: «Правильно. А ещё мы сравним, чем похожи город и село, чем занимаются люди в городе и в селе».
Откройте учебник на с.8. Проверьте себя, прочитайте задачи урока.
Организация познавательной деятельности.
Учитель: «Рассмотрите фотографии на с.8 учебника. Определите, на какой фотографии показан город, на какой село. Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ»
Ученик: «На первой фотографии изображён город, потому что много машин. Я вижу многоэтажные дома. Улицы покрыты асфальтом.»Ученик: «На второй фотографии – село. Дома деревянные, одноэтажные. На берегу реки лодки, рыбак собирается выйти из лодки на берег».
Учитель: «Ребята, а мы с вами живём в городе или в селе? У нас тоже есть пятиэтажные дома. Поднимите руки, кто живёт в многоэтажном доме. Поднимите руки, кто живёт в деревянном одноэтажном доме. Скажите, автомобили проезжают по дорогам? Есть у нас магазины, школа? В какой же местности мы с вами живём? В городе или в селе?»
Ученик: «Мы живём в посёлке, в сельской местности, потому что по сравнению с городом у нас проживает меньше народу и школа только одна. А ещё возле домов есть огороды, а в городе огородов нет»
Учитель: «Чтобы вам было легче отличать город от села, научиться понимать, какой населённый пункт называют городом, а какой селом, предлагаю посмотреть материал из электронного приложения на тему: «Жизнь города и села». (Дети просматривают и прослушивают звуковое видео).
Учитель: «Ответим на вопросы задания №1 и №2.
Задание №1: Какие из объектов, изображённых на фото, нельзя встретить в городе?
Задание №2: Укажите отличия сельского дома от городского.
Учитель: « Давайте подведём итог нашей беседы, заполним таблицу. Признаки города запишем в первый столбец, признаки села – во второй.
На экране появляется таблица.
Многоэтажные дома из кирпичаДороги, покрытые асфальтомРазвит общественный транспорт : троллейбусы, трамваи, автобусыМало зелени, загазованный воздух Множество памятников, музеи, кинотеатрыДеревянные частные домаПроселочные дорогиОгород, домашние животныеСело окружено лесом, рядом грибы, ягодыЧистый воздух

Учитель: «Предлагаю посмотреть несколько фотографий с изображением объектов нашего посёлка Ленрыба. Уверена, что вы их узнаете»
Здание администрации и почта

Новый микрорайон.
Здание библиотеки


МБОУ «Кракольская СОШ»
Мост

Река Луга
Учитель: «Информацию о любом населённом пункте можно предоставить в виде фотографий. Их можно разделить на три категории: первая – изображение природы; вторая – важные объекты населённого пункта; третья – достопримечательности. Предлагаю посмотреть презентацию о городе Кингисеппе, что позволит вам понять, к какой категории отнести фотографию.» Первая категория: природа.




Вторая категория: важные объекты.

Автовокзал.

Администрация города и района.
Железнодорожный вокзал.


Милиция

Пожарная служба
Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина.
Третья категория: достопримечательности.


Екатерининский собор.

Памятник воинам Великой Отечественной войны.
Музей


Роща памяти.

Фонтан
Детский развлекательный центр Анюта.
Учитель: «теперь вернёмся к фотографиям посёлка Ленрыба, попробуем определить, к какой категории отнести фотографию.
Ученик: «Фотографии №1, №2, №5, №6 – важные объекты.»Ученик: «Фотографии №2, №3 – достопримечательности»
Ученик: «Фотографии №7, №8 - природа»
Физкультминутка.
Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель.
Облетел, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:»Лучше нет родного края»!
Работа в парах.
Учитель: «Откройте учебник на с.9. Рассмотрите внимательно фотографии. Посоветуйтесь с товарищем и выполните задание вместе. Накройте красными фишками то, что можно встретить в городе и жёлтыми фишками то, что можно встретить в селе.»Проверка выполненного задания.
6.Работа с учебником.
Учитель: «Рассмотрите в учебнике на с. 10 изображение городского и сельского домов. В чём различие?»
Ученики: «В городском доме на первом этаже расположены магазины, парикмахерские, мастерские. В домах центральное отопление. В сельском доме подвальное помещение – хранилище для овощей. Есть чердак, в доме печь.»Учитель: «Сегодня мы не говорим о том, где лучше жить – в городе, или в селе. Однозначного ответа нет. Сельские жители всегда стремились в город, их влекла работа на заводах и фабриках. А вот городские жители, наоборот, стремятся в сельскую местность, где природа, чистый воздух, спокойная жизнь.
7.Работа над будущим проектом.
Учитель: Предлагаю вам рассказать о своём посёлке по плану, записанному на доске.
1.Название посёлка, в котором ты живёшь.
2.На какой реке стоит посёлок?
3.Достопримечательности посёлка.
Слушаем рассказы детей. В рабочей тетради на с. 9 выполняем задание №1, записываем в рабочую тетрадь название посёлка, реки, достопримечательности.
Учитель: «На дом вы получаете задание: подготовить проект «Родной посёлок» в рабочей тетради на с. 12 – 13. Для выполнения проекта разделимся на группы. Первая группа находит материал и фотографии о природе посёлка; вторая группа – о важных объектах посёлка (администрация, школа, библиотека, больница); третья группа – о достопримечательностях посёлка (новые постройки, магазины, спортивный комплекс).7.Итог урока.
Учитель: «В начале урока перед нами стояла задача: научиться различать город и село.
Вопрос 1.: Что такое город?
Ученик: «Город – это крупный населённый пункт, в котором проживает не менее 12000 человек»
Вопрос 2: «Что такое село, посёлок?»
Ученик: «Село, посёлок – небольшой населённый пункт, в котором проживает небольшое количество жителей».
8. Рефлексия.
Учитель: «Предлагаю небольшой блиц-опрос. Я произношу фразу, а вы ответьте, верно, или нет. Свой ответ обязательно аргументировать.» Вопрос учителя Ответы ребят.
Если в населённом пункте не ходят трамваи, то это - село. Не всегда так. Трамваем может не быть и в городе. Например, в Кингисеппе.
Если в населённом пункте есть магазины, то это – город. Не всегда так. В селе тоже есть магазины.
Если в населённом пункте больше 12000 жителей, то это – город. Да, это верно. Город – это крупный населённый пункт.
Если в населённом пункте есть асфальтированные дороги, то это – город. Не всегда так. В нашем посёлке тоже есть асфальтированная дорога, но это не город.
Если в населённом пункте есть одноэтажные деревянные дома, то это – село. Нет, это не верно. В городе тоже есть одноэтажные дома.

Учитель: «А теперь оцените свои достижения. У каждого из вас есть карточка с вопросами. Читайте вопросы. Оцените свои знания. Выберите нужные смайлики из трёх: «Отлично», «Хорошо» или «Старайся».

Вопросы. Смайлики.
1.Какой населённый пункт называют городом?
2. Какой населённый пункт называют селом?
3.Оцените сами урок, поставьте оценку.
Учитель: «Поднимите руку, кто поставил 3 смайлика «Отлично». Кто поставил смайлики «Хорошо».
А есть такие ученики, кто поставил смайлик «Старайся»?
Если есть такие ребята, выясняем, почему поставил грустный смайлик.