Открытый урок по физике «Действие магнитного поля на проводник с током» (11 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Хохотуй







ОТКРЫТЫЙ УРОК
по физике (11 кл.)
на тему: Действие магнитного поля на проводник с током
Учитель: Шевелева Анна Николаевна


















Тема. Действие магнитного поля на проводник с током
Цели:
Образовательная:
познакомить учащихся с действием магнитного роля на проводник стоком; ввести понятие силы Ампера; научить использовать правило левой руки для определения направления силы Ампера.
Развивающая:
расширить информационную культуру учащихся; их словарный запас; развивать умение анализировать; делать выводы.
Воспитательная:
воспитывать стремление к получению новых знаний; коммуникативных качеств, умение слушать, высказывать свои мысли; способность следовать нормам поведения.

Тип урока: изучение и обобщение материала
Методы: проблемно-поисковый
Формы работы: эвристическая беседа, экспериментальный опыт; составление опорного конспекта
Знания и умения: вычислять силу Ампера, знать формулу силы Ампера, применять правило левой руки.
Оборудование: выпрямитель ВС-6, амперметр, реостат, ключ, 2 штатива, проводники, 2 дугообразных магнита, портрет Ампера.

Ход урока
I. Организационный момент, проверка домашнего задания
Продолжим изучение раздела «Магнитное поле».
Вспомним основные понятия предыдущего урока, проверим домашнее задание.
Что такое магнитное поле?
Можно ли увидеть магнитное поле?
Кто впервые и как доказал его существование?
Как определить направление линий вектора магнитной индукции?
Говоря, что наша Земля – огромный магнит. Значит ли это, что у Земли есть магнитное поле?
Как магнитное поле Земли влияет на животный и растительный мир планеты?
(Домашнее задание: найти примеры)
II. Подготовка и усвоение нового материала
Влияние магнитного поля велико. Сравним электрическое и магнитное поля. Постараемся найти общее между ними.
(Индивидуальное задание)
Как объяснить природу магнетизма? Кто из ученых выдвинул гипотезу магнетизма?
(Индивидуальное задание)
III. Усвоение новых знаний
Согласно гипотезе Ампера внутри молекул вещества циркулируют элементарные электрические токи. Если тело намагничено, эти токи ориентированы, действия их складываются. Магнитное поле, действуя на магнитную стрелку, действует на токи внутри нее.
Зададимся целью сегодня изучить его действие на проводник с током (проблема урока) и решить следующие задачи: выявить силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током, его направление, вывести формулу.
В 1820 г. Ампер экспериментально пытался определить и доказать силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током.
Демонстрация опыта


F = 0, J = 0

B совпадает с J или противоположно ей







Если направление J составляет угол ( с B, то действует магнитная сила на проводник с током, эта сила зависит от величин (ст. 73 учебника).
Ампер записал формулу для вычисления этой силы:
FA = J B (l sin (, где (– это угол между J и B
Эта формула позволяет найти: J, B, (l, угол (. Когда FA будет максимальна, при каком значении sin (? (( = 900, sin ( = 1)
B = FA/ J (l
[B] = 1Н/А*м = 1Тл
Каждая сила имеет направление. FA определяется правилом левой руки.


J

(l
FA



IV. Применение новых знаний
(проверка понимания, усвоения, закрепления материала)

Прямолинейный проводник длиной 0,5 м. расположен перпендикулярно линиям индукции магнитного поля. Чему равен вектор магнитной индукции этого поля, если на проводник действует сила 2,5 Н при силе тока в нем 10 А.
Дано:
FA = 2,5 Н
J = 10 А B = 2,5/10*0,5 = 0,5 (Тл)
(l = 0,5 м.
B



Прямолинейный проводник длиной 0,2 м., силой тока 5 А помещен в магнитное поле с индукцией 0,4 Тл под углом 300 к линиям индукции. Определите силу, с которой действует магнитное поле на проводник с током.
Дано:
B = 0,4 Тл
J = 5 А FA = 5*0,4*0,2/2 = 0,2 (Н)
(l = 0,2 м.
( = 300
FA










V. Инструктаж по домашнему заданию: § 20, зад. 1,2 и задачи - рисунки