Разработка урока по физике Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.(8 класс)


ЧУ ООШ “Мои Горизонты» г. Севастополя
Урок в 8 классе
Тема: «Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера».
Цели: продолжать формирование знаний учащихся о магнитном поле, изучить действие магнитного поля на проводник с током; развивать мыслительную деятельность; формировать умения анализировать, выделять главное.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: рассказ, демонстрации, беседа.
Оборудование: проводники, источник постоянного тока, катушки медного провода, полосовой и дугообразный магниты, опорные конспекты, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент.II.Актуализация опорных знаний.Фронтальный опрос:
1.Что такое магнитное поле?
2.Как определяют направление магнитных линий у прямого проводника с током?
3.Сформулируйте правило буравчика.
III.Сообщение темы, целей и задач урока.
План изучения темы.
1.Действие магнитного поля на проводник с током.
2.Сила Ампера.
3.Правило левой руки.
4.Магнитное взаимодействие токов.
IV.Мотивация учебной деятельности. Электрический ток может оказывать тепловое, химическое и магнитное действия. И если тепловое и химическое действия тока проявляются не всегда, то магнитное действие является общим свойством любого тока. Исходя из этого можно предположить, что вокруг проводника с током существует магнитное поле.
Ещё ученые Древней Греции высказывали предположение, что магнитные и электрические явления каким-то образом связаны между собой, однако установить эту связь удалось лишь в начале XIX в.
V.Изучение нового материала.1.Датский учёный Ханс Кристиан Эрстед (1777-1851) демонстрировал студентам опыты с нагреванием проводников электрическим током. При поведении одного из опытов он заметил, что во время прохождения электрического тока по проводнику магнитная стрелка, расположенная рядом с проводником, отклоняется от направления «север-юг», а в отсутствии тока снова устанавливается вдоль магнитного поля Земли, т.е. магнитное поле не действует на проводник, хотя в нём имеются электрические заряды разных знаков.
Следовательно, магнитное поле действует только на движущиеся электрические заряды с некоторой силой.
2.Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле, называется силой Ампера FA.
3.Направление вектора FA силы Ампера определяется правилом левой руки: если левую руку расположить так, чтобы силовые линии магнитного поля входили перпендикулярно в ладонь, а вытянутые четыре пальца совпадали с направлением тока в проводнике, то отогнутый в плоскости ладони большой палей указывает направление силы Ампера FA, действующей со стороны маг. поля на проводник с током.

Опыты показали, что модуль силы Ампера прямо пропорционален
силе тока в проводнике, длине той части проводника, которая находится в магнитном поле (активной части проводника) и увеличивается с усилением магнитного поля.
4.Магнитные свойства постоянных магнитов, взаимодействие проводника с током и постоянного магнита можно объяснить, предположив существование незатухающих круговых молекулярных электрических токов внутри самих атомов вещества магнита (это предположение назвали гипотезой Ампера).

Следовательно, взаимодействие магнитов сводится к взаимодействиям электрических токов, значит, должно обнаруживаться и взаимодействие двух проводников с током.
Для доказательства правильности своей гипотезы Ампер выполнил эксперименты по обнаружению взаимодействия токов.
Между параллельными токами он обнаружил силы взаимного притяжения, между токами противоположного направления – силы отталкивания.



Ампер открыл новое физическое явление. Явление магнитного
взаимодействия электрических токов используется для определения
единицы силы электрического тока в международной системе единиц –
ампера (1 ампер – сила неизменяющегося тока, который при прохождении по двум параллельным прямолинейным проводникам бесконечной длины и малой площади поперечного сечения, расположенным в вакууме на расстоянии 1м один от другого, вызывал бы между этими проводниками силу магнитного взаимодействия, равную 2 десятимиллионным ньютона на каждый метр длины).
VI.Закрепление нового материала.Работа с учебником (ответьте на вопросы с. 83):
1.От чего зависит направление силы, действующей на проводник в маг. поле?
2. По какому правилу можно определить направление вектора силы Ампера на проводник с током в магнитном поле?
3.При каком расположении проводника с током маг. поле не действует на проводник?
4.От чего зависит модуль силы, действующей на проводник с током и маг. поле?
VII.Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.
§19 с.82-84 выучить; ответить на вопросы с.83;
задачу 19.1 решить.
VIII.Рефлексия.