Урок психологии в 1 классе, «Какие мы разные » Конспект урока психологии в 1 классе


Урок психологии в 1 классе, «Какие мы разные »
Конспект урока психологии в 1 классе
Автор:Тулегенова З.А. педагог-психолог КГУ СШ №6 с ДМЦ г. Текели.
Описание: урок психологии, «Какие мы разные» разработан для учащихся 1 класса.
Цель: Формирование гендерных установок учащихся 1 класса.
Задачи:
1. Оказать помощь в осознании содержания своей гендерной роли.
2. Оказать помощь при формировании эмоционально-положительного отношения к своей гендерной роли.
3. Оказать помощь в регуляции поведения в рамках гендерной роли.
Раздаточный материал: картонные фигурки (разрезанные) силуэтов  мальчика и девочки, рисунок на листе А4 чемоданчика (мужского), рисунок на листе А4 сумочки (женской), вырезки из журналов женских и мужских предметов.
Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.Ход занятия.
I. Орг. момент: Сегодня мы с Вами будем обсуждать очень интересную тему, а какую, - не скажу, потому, что вы сами должны будете догадаться! Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю поиграть.
II. Игра «Молекулы».
Психолог: Итак, внимательно слушайте правила игры: все вы, наверное, знаете, что мы с вами, а также все, что нас окружает, состоит из частичек, которые называются «молекулами», представьте себе, что вы и есть те самые молекулы, которые по моей команде начнут передвигаться в разных направлениях. Но как только вы услышите мой хлопок и цифру, вам нужно будет встать за руки в круг с количеством человек, соответствующим названной мной цифре. Кому не хватит места в кругу, объединяется со мной. Начали…
(психолог играет до тех пор, пока при помощи названной им цифры не будет образовано 2 команды с равным числом участников).
III. Упражнение  «Кто это?».
(Группа делится на 2 команды с помощью игры «Молекулы». Психолог: А теперь каждая команда получает набор фигур, из которых нужно составить картинки.
(силуэт девочки (1 группа) и силуэт мальчика (2 группа); после предъявления задания называется тема занятия).
Психолог: кто может сказать, как называется тема нашего урока?
(Выслушивает ответы детей).
Психолог: Правильно, тема нашего с вами занятия «Мальчики и девочки».
IV. Игра — разминка «Я знаю много имен».
(Психолог кидает мяч детям, которые сначала называют имена девочек, затем — мальчиков).

V. Загадки про маму и папу.1.
Кто взял в руки молоток,
Вырыл яму он лопатой?
Кто смотрел со мной хоккей?
Это мой любимый...(дети хором - папа).
2.
Кто красивей всех вокруг,
Кто готовит, моет раму?
Кто мой нежный, добрый друг?
Это всё родная...(дети хором - мама).
VI. Упражнения «Качества мальчиков и девочек».
Психолог: мамы когда-то были девочками, папы когда-то были мальчиками! Нам с самого детства понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга, а чем?
VII. а) небольшая беседа с детьми (психолог кидает мяч, тот у кого он оказался отвечает на вопрос: чем отличаются мальчики и девочки.
VIII. б) упражнение «Чьи качества?»
IX. Психолог: Сейчас я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.
* Мужчина: сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный. X. Психолог: А теперь я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.
* Женщина: добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная. XI. Упражнение «Чемодан и сумочка».
(На доске вывешиваются 2 плаката с рисунками мужского чемодана и женской сумочки, перед детьми выкладываются вырезки из журналов женских и мужских предметов).
Психолог: сейчас каждый по очереди выберет себе предмет, если это мальчик, то он выбирает мужской предмет, если девочка, то женский предмет и отнесет его, либо в мужской чемодан, либо в дамскую сумочку.
(Каждый участник по очереди выбирает предмет и кладет в чемодан или в сумочку, в зависимости от своего пола.XII. Упражнение «Угадай кто я?»
(Психолог изображает жестами мужские и женские роли, дети отгадывают (Пример: Силач, забивание гвоздей, выполнение макияжа, женская походка и т. д.)XIII. Музыкальная пауза
(Очень хорошо, если психолог с детьми споет песенки, где бы показывались отношения девочек и мальчиков).
Например: «А ты меня любишь?», «Алые паруса».
XIV. Игра - активизация «Хлопушки».
Психолог: покажите мне левую ладошку. А теперь положите на нее указательный палец и постучите им, а теперь – средний, а теперь – безымянный, мизинец, и большой палец, а теперь девочки хлопают мальчикам, а мальчики для девочкам.
XV. Игра «Ладошки».
Психолог: а теперь девочки встают во внутренний круг спиной к центру, а мальчики во внешний лицом к девочкам.
Играем в ладошки, девочки протягиваю мальчикам ладошки, а мальчики кладут свои руки на ладошки девочек. Девочки должны быстро хлопнуть по внешней стороне ладошек мальчиков, а мальчики – быстро убрать ладошки. Потом можно поменяться.
По моему хлопку, внешний круг вращается и переходит к другому участнику, игра продолжается до тех пор, пока все мальчики поиграют в ладошки со всеми девочками.
XVI. Игра «Остановитесь девочки, остановитесь мальчики».
Психолог:  сейчас все мальчики и девочки будут передвигаться по классу в любых направлениях, но как только я говорю «остановитесь девочки» - девочки стоят, мальчики передвигаются, если же я говорю - «остановитесь мальчики» - мальчики стоят, девочки передвигаются, и т. д.
XVII. Заключение.
(Психолог делает небольшой вывод о проведенном уроке, еще раз обобщает основные качества мальчиков и девочек).
Ритуал прощания «Салют» - УРА!!!
Психолог: дорогие мальчишки и девчонки вы здорово поработали, а теперь также замечательно давайте попрощаемся с вами; встаем в круг, и когда я скажу слово «Салют», нужно всем громко крикнуть «Ура».
XVIII. Домашнее задание: рассказать об уроке родителям, нарисовать автопортрет.