Календарно-тематический план кружка Умелые ручки


Пояснительная записка
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала – занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет приятно чувствовать себя настоящим творцом. Поделки могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумага дает большой простор творчеству, с ней можно работать в разных техниках. Работа с природным и бросовым материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к окружающему миру.
Прививая детям навыки ручного труда, мы стремимся сформировать творческую, гуманную, интеллектуально развитую, самостоятельную и внутренне свободную личность, способную ценить свой труд и труд других людей. «Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Они сумеют художественно преобразить свое бытие, свою жизнь в социуме, они смогут обогатить ее».
Для изготовления поделок используются доступные материалы (бумага, картон, природный и бросовый материал), что не требует больших финансовых затрат. Это подчеркивает актуальность данной образовательной программы. Программа включает в себя несколько разделов: «Аппликация», «Конструирование», «Изготовление поделок из бросового материала»,. Такое разнообразие позволит, с одной стороны, дать представление о широком спектре декоративно-прикладного искусства, с другой – поддерживать интерес обучающихся к деятельности объединения. Младший школьный возраст – самый благоприятный для развития внимания, памяти, наглядно-образного мышления, моторики рук. В этом возрасте обучающимся нравится, обыгрывать сделанные поделки, дети радуются тому, что они делают это сами, каждый старается сделать лучше своего товарища.
В процессе изготовления поделок из разных материалов развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, а это является необходимым условием успешного обучения в школе. Через овладение ручными умениями ребенок приходит к пониманию технологических процессов.
Цель: Создание оптимальных организационно-педагогических условий для усвоения ребенком практических навыков работы с различными материалами, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.
Задачи:
Обучающие:
• Обучить практическим способам организации труда и правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;
• Формировать умение использовать разнообразные технические приемы в процессе работы с различными материалами;
• Способствовать удовлетворению познавательного интереса обучающихся в области ручного труда. Развивающие:
• Развивать образное и пространственное воображение, сенсорику и мелкую моторику рук; • Развивать творческие способности обучающихся в области ручного труда;
• Способствовать развитию эстетического вкуса.
Воспитывающие:
• Воспитывать уважительное отношение к людям и результатам их труда;
• Формировать коммуникативные и организаторские умения в процессе различных видов деятельности;
• Воспитывать трудолюбие и ответственность за результаты своего труда.
Алгоритм проведения:
Алгоритм проведения занятия строиться в зависимости от техники изготовления поделки.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе предполагается овладение ребенком технике изготовления поделок, используя различные материалы (бумага, картон, ткань, природный и бросовый материал). Выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Требования к уровню содержания дисциплины
 Формирование представлений:
познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, других подручных средств как материала для художественного творчества;
познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
 Формирование навыков:
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

Календарно- тематический план кружка
« Умелые ручки»
Дата Тема Программное содержание Оборудование
Декабрь
04.12.2015 Новогодняя поделка из природного материала
«Елочка»
Учить детей использовать природные материалы для изготовления поделок, развивать мелкую моторику,творческие способности, воображение, фантазию, композиционные и эстетические чувства.Воспитывать любознательность, самостоятельность,усидчивость, терпение, аккуратность в работе,умение доводить начатое дело до логического завершения,интерес к декоративно-прикладному творчеству..Шишки, гуашь, картон, макароны , клей.
11.12.2015 Украшение на елку
«Веселый снеговик»  Привлечь внимание детей к поделкам из подручного материала – ватные диски. Способствовать формированию умений работать ножницами, вырезывания простых предметов из бумаги, картона. Совершенствовать навыки наклеивания деталей в определенном порядке. Формировать навыки создания несложной композиции, дополнять недостающие детали для задуманного сюжета. Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к ручному труду.
Картон, ватные диски, клей, фломастеры для рисования, нитки
18.12.2015 Поздравительная открытка к Новому году Развивать творческие способности, научить создавать Новогоднюю открытку своими руками, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность при работе; Цветная бумага, картон, клей.
25.12.2015 Украшения на елку из соленого теста
Знакомить детей с технологиями, приемами, особенностями работы с соленым тестом. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, фантазию, изобретательность. Воспитывать художественный вкус, эстетические и композиционные навыки. Соленое тесто, трафареты, краски гуашь, кисти.
Январь
08.01.2016 Поделка из цветной бумаги на основе конуса
« Дед Мороз» Учить детей делать поделки на основе конуса с использованием шаблонов. Закрепить умение вырезать предметы по контуру. Учить аккуратно пользоваться клеем, ножницами. Развивать эстетический вкус, фантазию. Картон, цветная бумага, вата, клей, ножницы.
15.01.2016 Декоративная аппликация
«Варежка для Деда Мороза Учить детей овладевать умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Учить стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами. Вырезанные из картона варежки, вырезанные узоры клей, салфетки, вата.
22.01.2016 Поделка из макарон «Снежинка» Учить детей создавать поделку из макаронных изделий своими руками. Развить у ребенка чувство красоты, фантазию, мелкую моторику рук, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца. Макароны, клей, гуашь, кисти.
29.01.2016 Поделка из соленого теста «Снеговик» Знакомить детей с технологиями, приемами, особенностями работы с соленым тестом. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, фантазию, изобретательность. Воспитывать художественный вкус, эстетические и композиционные навыки. Соленое тесто, краски гуашь, кисти.
Февраль
05.02.2016 Аппликация из ваты
«Котенок»  Привлечь внимание детей к поделкам из подручного материала вата. Совершенствовать навыки наклеивания ваты на шаблон. Формировать навыки создания несложной композиции, дополнять недостающие детали для задуманного сюжета. Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к ручному труду.
Картон, вата, клей, ножницы, цветная бумага.
12.02.2016 Поделка из соленого теста
«Рыбка»
Продолжать знакомить детей с технологиями, приемами, особенностями работы с соленым тестом. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, фантазию, изобретательность. Воспитывать художественный вкус, эстетические и композиционные навыки.
Соленое тесто, краски гуашь, кисти.
19.02.2016 открытка
« С 23 февраля» Учить детей овладевать умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Учить стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
26.02.2016 Поделка из ниток
«Домовой»  Ознакомление с процессом изготовления поделки из ниток, познакомить с этапами работы над выполнением изделия. Развивать творческие возможности  детей, мелкую  моторику  рук, художественно-эстетический вкус.
Воспитывать аккуратность в работе, вызывать положительные эмоции у ребенка к творческой деятельности и ее результатам.
Нитки, ножницы, картон, цветная бумага, клей.
Март
04.03.2016 Поделка из соленого теста
« С 8 марта» Продолжать знакомить детей с технологиями, приемами, особенностями работы с соленым тестом. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, фантазию, изобретательность. Воспитывать художественный вкус, эстетические и композиционные навыки. Соленое тесто, краски, кисти, клей.
11.03.2016 Поделка из ватных палочек и соленого теста
«Цветы» Привлечь внимание детей к поделкам из подручного материала - ватные палочки. Использовать дополнительный материал – соленое тесто. Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к ручному труду.
Ватные палочки соленое тесто, краски, кисти.
18.03.2016 Поделка из морских камней
«Божья коровка» Привлечь внимание детей к поделкам из природного материала - морские камни. Совершенствовать навыки раскрашивание гуашью. Формировать навыки создания несложной композиции. Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к ручному труду.
Морские камни, краски гуашь, кисти.
25.03.2016 Аппликация из мятой бумаги
«Мимоза» Учить детей работать в технике мятой бумаги, самостоятельно получать формы различной сложности, путём обрывания, вырезывания. Продолжать формировать умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию. Воспитывать аккуратность при работе с материалом и инструментами. Салфетки желтого цвета, клей, цветная бумага, ножницы, картон.
Апрель
08.04.2016 Аппликация из природных материалов - фасоль
«Бабочка» Привлечь внимание детей к поделкам из природного материала - фасоль. Совершенствовать навыки наклеивания деталей в определенном порядке. Формировать навыки создания несложной композиции. Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к ручному труду.
Картон, фасоль, клей.
15.04.2016 Поделка из соленого теста
«Пасхальное яичко» Продолжать знакомить детей с технологиями, приемами, особенностями работы с соленым тестом. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, фантазию, изобретательность. Воспитывать художественный вкус, эстетические и композиционные навыки.
Соленое тесто, краски , кисти, клей.
22.04.2016 Поделка из макарон
«Рамочка для фотографии» Учить детей создавать поделку из макаронных изделий своими руками. Развить у ребенка чувство красоты, фантазию, мелкую моторику рук, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца. Картон, макароны, клей, краски гуашь, кисти.
29.04.2016 Поделка из природных материалов «Ежик» Учить детей использовать природные материалы для изготовления поделок, развивать мелкую моторику,творческие способности, воображение, фантазию, композиционные и эстетические чувства.Воспитывать любознательность, самостоятельность,усидчивость, терпение, аккуратность в работе,умение доводить начатое дело до логического завершения,интерес к декоративно-прикладному творчеству..Шишки, пластилин.
Май
06.05.2016 Аппликация из мятой бумаги
«9 мая» Учить детей работать в технике мятой бумаги, самостоятельно получать формы различной сложности, путём обрывания, вырезывания. Продолжать формировать умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию. Воспитывать аккуратность при работе с материалом и инструментами. Картон, цветная бумага, клей.
13.05.2016 Аппликация из крупы
«Жираф» Учить детей изготавливать поделки из природного материала. Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп и семян различных растений, комбинируя разнообразные материалы, Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира, аккуратность работы с клеем.
Картон, крупа, клей.
20.05.2016 Поделка из ватных дисков
«Коллы в корзинке» Привлечь внимание детей к поделкам из подручного материала – ватные диски. Способствовать формированию умений работать ножницами, вырезывания простых предметов из бумаги, картона. Совершенствовать навыки наклеивания деталей в определенном порядке. Формировать навыки создания несложной композиции, дополнять недостающие детали для задуманного сюжета. Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к ручному труду.
Ватные диски, картон, цветная бумага, клей, ножницы, ватные палочки.
27.50.2016 Поделка из подручных материалов (бутылочка от йогурта, джутовый шпагат) «Ваза» Учить детей создавать поделки используя подручные материалы и джутовый шпагат, развивать воображение, эстетический вкус, интерес к изготовлению изделия Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Джутовый шпагат, клей, бутылочки от йогурта.