Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе ОС Школа 2100 с УУД

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс 2016-2017 учебный год
(2 часа в неделю – 68 часов в год)

п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые результаты
Дата




Предметные результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты



Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (16 часов)

1
Как устроен организм человека
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль.
Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.


2
Кожа – «пограничник» организма
Общее представление о строении тела человека. Система органов чувств, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа – орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека
Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания.
Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое отизвестного; выделять главное; составлять план
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.







3
Как человек двигается
Общее представление о строении тела человека. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах
Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.
Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.
















4
Путешествие бутерброда
Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника
Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами.
Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


5
Как удаляются ненужные вещества

Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.
Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения

Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


6
Для чего и как мы дышим
Общее представление о строении тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


7
Волшебная восьмёрка
Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме.
Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов

Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


8
Что такое кровь?
Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела
Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.
Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


9
Почему наш организм работает слаженно
Общее представление о строении тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов
Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам
совершать сознательные действия на основе своего опыта.
Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


10
Окна в окружающий мир
Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов
Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии.
Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.


11
Многогранный мир чувств
Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника.
Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.
Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Проявлять заинересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


12
Родители и дети
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья
Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей.
Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.


13
Отчего мы иногда болеем
Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать (избегать) болезни
Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать.
Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе; анализировать свои действия и управлять ими.


14
Наши предки – древесные жители
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению
Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


15
На заре человечества
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению
Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.


16
Контрольная работа №1 по теме «Как работает организм человека»
Представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма
Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.


Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (11 часов)
17
Рукотворная жизнь
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным
Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные».
Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе; анализировать свои действия и управлять ими.


18
На службе у человека
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным
Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства.
Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства

Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


19
Покорение силы
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы
Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость.
Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома.
Иметь представление об изобретении первых часов с маятником
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе; анализировать свои действия и управлять ими.


20
Как человек использует свойства воды
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе

Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.
Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; понимать роль природоведческих знаний жизни человека.


21
Как человек использует свойства воды



Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе; анализировать свои действия и управлять ими.


22
Как человек использует свойства воздуха
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека
Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Уметь называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).
Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.


23
Горные породы и минералы
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)
Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.
Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.
Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе; испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия.


24
Металлы
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество).
Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план
Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Определять од руководством педагога самые простые правила поведении при сотрудничестве.


25
Приручение огня
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе
Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия.
Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


26
Как нам жить?
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от при-роды. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными)


Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства.
Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при 8.12этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения


27
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа»

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; анализировать свои действия и управлять ими.



Раздел 3. Повторение ( 7 часов)


28
Повторение. Природа, вещества, явления.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы
Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


29
Повторение. Земля - планета жизни.






30
Повторение. Растения и животные






31
Повторение. Природные зоны. Экосистемы.

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы




32
Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир»






33
Невидимая сила. Урок для любознательных






34
Чудо-волны. Урок для любознательных







Раздел 4.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (5 часов)

35
Кого можно назвать человеком?
Человек – член общества
Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей.
Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


36
Посмотри в своё «зеркало»

Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира.
Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


37
Как понять, что творится у друга на душе?

Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире.
Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций;определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.


38
Переживания, испытанные временем

Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира.
Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.


39
Как узнать человека?

Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера.
Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер»
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей)



Раздел 5. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (7 часов)

40
Что такое общество?
Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения
Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


41
Как жить в мире людей?
Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах
Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения.
Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы»)

Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


42
Моё общество

Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения.
Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком;называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


43
Права человека
Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек – член общества.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения
Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми

Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


44-45
Повторение .Человек и общество.


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе нормами.


46
Контрольная работа №4 по теме «Человек в мире людей»
Учимся решать жизненные задачи
Знать изученный материал по теме «Человек».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.



Раздел 6. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10 часов)

47
Первобытный мир -первые шаги человечества

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


48
Первобытный мир – первые шаги человечества

Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


49
Древний мир – рождение первых цивилизаций

Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира

Проявлять желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


50
Древний мир – рождение первых цивилизаций


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать собственные мотивы учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм.


51
Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

Иметь представление о том, что средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


52
Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события)
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


53
Новое время

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений

Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


54
Новое время






55
Новейшее время

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


56
Новейшее время


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.



Раздел 7. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ( 4 часа)

57
Короли, президенты и граждане

Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств.
Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


58
Расы и народы
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры
Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли.
Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


59
Кто во что верит

Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов.
Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами


Проявлять заинтересован-
ность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


60
Пути духовных исканий
Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов на Земле
Иметь представление о мировых религиях

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.



Раздел 8. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (3 часа)

61
Мировое сообщество государств
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей
Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.
Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


62
Что человечество ценит больше всего?
Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры
Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.
Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


63
Как нам жить?
Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы.
Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



Раздел 9Обобщающее повторение (5часов)


64
Повторение по теме «Человек»
Человек – создатель и носитель культуры
Знать изученный материал по теме «Человечество».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


65
Повторение по теме «Человек»
Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры
Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


Проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.


66
Контрольная работа №5 по теме «Человечество»
Учимся решать жизненные задачи
Знать изученный материал по теме.
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


67
Итоговая контрольная работа по курсу «Введение в историю»







68

Обобщение по теме «Человек и единое человечество»
Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры
Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей); понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.



15